Top.Mail.Ru

Люди как птицы

25

Любой из нас вспомнит слова из мультфильма, которые произнес Водяной: «А мне летать охота». И действительно: кто из нас не мечтал о том, чтобы оторваться от земли и хотя бы на секундочку зависнуть в воздухе?  О том, как этому научиться, мы узнали у инструктора по необычному искусству "капоэйра" фитнес-клуба «Спарта» Кирилла Переверзева.

- Кирилл, расскажите, что же скрывается за загадочным словом капоэйра?

- Капоэйра - это бразильское боевое искусство, которое совмещает в себе и танец, и акробатику, и музыку.

- Как появилось капоэйра, и откуда оно берет свои корни?

- История боевого искусства очень богата, а начинается она с эпохи рабовладения в Бразилии. Капоэйра с самого ее возникновения ассоциировалась со свободой в самом буквальном смысле - африканские рабы, которых привезли в Бразилию убегали, и в незнакомых местах образовывали киломбуши - «свободные поселения рабов». Конечно, изначально это было исключительно практическое искусство – оружие слабых против сильных. В 1822 году Бразилия стала республикой, на этом этапе истории капоэйра использовалась с целью грабежей и разбоев. До 1920-х годов капоэйра была синонимом слова «бандитизм» и была официально запрещена. Стараниями мастеров Бимбы и Паштиньи, она была легализована. Капоэйра стала искусством общения, а не выяснения отношений.

- Почему же капуэйра – искусство общения, ведь капоэристы учатся драться? Как вообще проходят Ваши тренировки?

- Капуэристы учатся не только драться, но и искусству танца, игре на музыкальных инструментах, португальскому языку. Я уделяю большее внимание на тренировках духовной и ударной практике.

В двух словах объяснить, что происходит на занятиях, невозможно. Капоэйра – это общение. Два человека, выходящие в роду (рода, или, по-бразильски «хода» - круг, в котором играют), контактируют друг с другом, играют, общаются. Рода – это весь мир для двоих. Один удар может быть интерпретирован как «привет», движение другого участника – «как у тебя дела?», ответное - «у меня все хорошо, а у тебя?». Человек напротив тебя называется «камара» - друг. Общение телами – это следствие, на самом деле общение идет внутри.

В капоэйра есть целый музыкальный оркестр и особые инструменты, - например,  беримбау. Это особый инструмент родом из Бразилии, тесно связанный с нашим боевым искусством, он относится одновременно и к ударным, и к струнным инструментам. Солист оркестра (как правило, мастер) держит главный инструмент - беримбау гунга, беримбау с самым низким звуком – и поет песню на португальском языке, а ученики повторяют его фразы в унисон и хлопают в ладоши. Все это способствует накоплению энергии “аше” внутри круга. Каждый капоэйрист в идеале должен уметь играть на любом инструменте, предназначенном для нашего боевого искусства, уметь петь и двигаться в роде.

- Какой, по-вашему, главный принцип капоэйриста? Какими навыками нужно обладать, что бы заниматься этим боевым искусством? И через какое время можно достичь каких-то результатов?

- Главный принцип – никогда не сдаваться. Даже если ты упал, то должен встать и продолжить борьбу. Можно придти на занятия капоэйра с нулевыми навыками и в любом возрасте, это может быть как взрослый мужчина или женщина, так и ребенок. Главное, чтобы человеку было интересно учиться этому искусству, а также быть целеустремленным, потому что для достижения каких-либо успехов необходимо тратить достаточно много времени. Чтобы стать мастером и вовсе нужно заниматься капоэйра каждый день, 24 часа в сутки, всю жизнь.

-Я слышала, что у каждого капоэйриста есть прозвище, это так?

Капоэйра, обладая богатым культурным, этническим и духовным наследием, включает в себя множество традиций. Одна из ярких традиций в капоэйре - давать прозвища, выражающие сущность человека. Как правило, ученики получают прозвища от мастера во время церемонии под названием «батизаду» («боевое крещение»). Как и в любом боевом искусстве, в капоэйра есть своя поясная система, пояса ученики тоже получают на батизаду. У меня уже четвертый пояс.

Прозвища же мастер дает такое, которое соответствует характеру человека, его манере движения. Мое прозвище - Сабе – это маленькая птичка, которая хорошо летает, но плохо приземляется. (Смеется).

- Что же дает капоэйра в обычной жизни? Почему люди занимаются этим искусством?

- В первую очередь, капоэйра – это искусство общения. Ему присуща красота движения, акробатика, пластика тела. Человек становится настолько эластичным, что в прямом смысле может согнуться во всех местах одновременно, капоэйристы буквально могут парить в воздухе, выполняя акробатические трюки.

У меня же в основном занимаются дети, и я замечаю, что они становятся более уверенными в себе, сильными. Они знают, что могут за себя постоять и при этом развиваются еще в разных направлениях, осваивают музыку, пение, учат иностранный язык. Все это влияет на мировоззрение и личностное развитие.