Top.Mail.Ru

Андрей Макаревич: «Наша музыка сдохла!»

36

Машина времени – при этих словах абсолютное большинство наших соотечественников вспоминает вовсе не бессмертное произведение Герберта Уэллса. Потому что вот уже много лет путешествиям во времени рожденные в СССР предпочитают музыкальные прогулки со все новыми и новыми поворотами к месту, где свет.

Перечень альбомов этой группы был бы слишком длинным, равно как и список регалий и личных достижений ее бессменного лидера. История «Машины времени» слишком хорошо всем известна, а потому мы воздержимся от соблазна пересказывать ее. Что касается биографии Андрея Макаревича – она тоже имеется в свободном доступе. Впрочем, частички прошлого, обрывки воспоминаний то и дело «всплывали» во время беседы музыкантов с нижегородскими журналистами.

Отцы и дети

«Наверное, моему отцу приятно было бы, если бы я последовал его примеру и стал архитектором, но он на этом не настаивал, видя, что музыка меня интересует больше», - говорит лидер «Машины времени». В благосклонности Макаревича-старшего к сыну Андрею нет ничего сверхъестественного, ведь отец будущего музыканта сам был без ума от гармоний звуков. Под руководством отца Андрей с ранних лет играл на фортепиано, но увлечение гитарой оказалось сильнее.

Своему сыну Андрей Вадимович тоже профессии не навязывал. Иван Макаревич избрал нелегкую актерскую стезю. В театральный вуз поступил не сразу, а когда наконец был зачислен в школу-студию МХАТ на курс Константина Райкина, долго там не продержался и был отчислен. Сегодня 24-летний Иван учится в РАТИ. Российским зрителям он уже известен по фильмам «Бой с тенью», где он впервые появился в роли Кости, «1814» (Иван Пущин); в картине Андрея Эшпая «Иван Грозный» он сыграл царя и великого князя Всея Руси в отрочестве – с 14 до 17 лет; а в «Доме солнца» Гарика Сукачева исполнил роль собственного отца в юности.

«Профессия, которую Иван выбрал, непостоянная. Она то приносит много денег, то их нет вообще. Если у сына возникают материальные проблемы, я, конечно, помогаю ему. Но вести его за ручку по жизни я не хочу», - говорит Андрей Вадимович.

«Сопровождать ребенка на его жизненном пути – это пожизненная обязанность родителей, точно так же, как пожизненная обязанность детей – чтить и уважать своих родителей», - считает другой участник «Машины времени» Александр Кутиков. При этом музыкант убежден: главное не мешать детям при выборе профессии. «Очень часто родители думают, что они в состоянии сами решить все за своего ребенка. Но это не так, - говорит он. - Если ребенку дать возможность определиться самому, он скорее найдет правильный путь. Другое дело, что нужно создать ему условия, которые помогли бы ему сделать правильный выбор».

Вкус к жизни

Сам экипаж «Машины времени» в правильности сделанного много лет назад выбора не сомневается. Хотя, скажем, Андрей Макаревич параллельно с музыкальной карьерой успел попробовать себя в самых разных видах деятельности: путешествовал, занимался подводным плаванием и изучением дикой природы. В 1992 году увидела свет его первая книга – «Все очень просто», за которой последовали: «Сам овца», «Стихи и песни», «Андрей Макаревич: песни и стихи», «7 городов», «СМАК: встречи на кухне», «Что такое дайвинг, или Акваланги для всех» (в соавторстве с Юрием Бельским).

В 2003 году вся Москва узнала Андрея Макаревича как незаурядного художника: в честь 50-летия музыканта в центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка его картин «50 женщин Андрея Макаревича». Впрочем, впервые графические работы Макаревича были представлены в 1989 году в Московском дворце молодежи. Впоследствии состоялись более 30 его персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Италии.

Еще одно хобби бессменного лидера «Машины времени», известное всей стране, - кулинария. В 1993 году он основал, а затем и возглавил телекомпанию «Смак», став ведущим одноименной суперпопулярной программы. На вопрос, откуда пошло его увлечение кулинарией, Макаревич, смеясь, отвечает: «Из голодного детства».

«Мне кажется, что я этим увлекаюсь не более, чем любой нормальный мужчина. Мне, скорее, странно, когда человек к еде абсолютно равнодушен. В жизни так мало радостей. Зачем же лишать себя последних? Вот холодный свекольник по рецепту Павла Лунгина, который я недавно готовил в программе «Смак», страшно интересная вещь. Под водку идет совершенно замечательно», - говорит музыкант.

Однако, по словам Александра Кутикова, главное – это то, как преподносится блюдо и с кем его едят. «В свое время самым вкусным блюдом в столовой архитектурного института был черный хлеб с горчицей и солью, - вспоминает музыкант. - А знаете почему? Компания была хорошая. И пиво продавалось. А хлеб и горчица с солью были бесплатными».

Еще одно гастрономическое воспоминание связано у музыкантов с хитом «За тех, кто в море» - вернее, с городом Ташкентом, где эта песня была написана. Оказывается, было там, в старом городе, место, ныне уничтоженное новой застройкой, где готовили восхитительный лагман и шашлык из печени барашка. «Ну, и конечно же, там подавали водку», - со смаком вспоминает Александр Кутиков, который, если верить анкете на сайте «Машины времени», водку не пьет. «Водку мы приносили с собой», - напоминает товарищу по группе Андрей Макаревич.

Что же касается «Смака», то главный кулинар «Машины времени», по его собственным словам, покинул телепередачу потому, что ему это перестало быть интересно. Сегодня Андрея Вадимовича гораздо больше увлекают джазовые гитаристы. В 2002 году он основал «Оркестр креольского танго», который объединил лучших джазовых музыкантов России.

О том, как Интернет «убил» музыку

«В мире есть огромное количество замечательной музыки, замечательной литературы, замечательного кино. Столько, что за целую жизнь не успеешь всего охватить», - говорит Макаревич.

«Нам многое интересно. Поляна непаханая. Все зависит от уровня образованности человека», - вторит ему Евгений Маргулис.

Александру Кутикову, например, нравится наблюдать за развитием новых музыкальных направлений во всем мире. Правда, Российскую эстраду к этому «всему миру» Александр Викторович не относит. «Каков поп, таков и приход. К какой музыке могут тянуться в стране, где многие годы две трети сидело, а одна треть сажала. Не к Бетховену же!» - объясняет общую для всех участников группы точку зрения Андрей Макаревич.

«Я с интересом жду выхода новых альбомов Coldplay, потому что, судя по первым презентациям, это может быть интересно, - продолжает делиться своими музыкальными предпочтениями Александр Кутиков. – Замечательный проект – Playing For Change». Кстати, для непосвященных: Playing For Change (по-русски «играй за мелочь») – это серия короткометражных «клип-фильмов», снятых и записанных в разных странах с участием уличных музыкантов и выложенных в Интернет.

Вообще же от Всемирной Сети участники «Машины времени» не в восторге. Больше всего их, как и всех профессиональных музыкантов, волнует нарушение в Интернете авторских прав.

«Я с большой печалью отношусь к незаконному размещению в Интернете авторских произведений. Из-за этого исчезла возможность записывать альбомы. Дело это дорогое, но раньше, по крайней мере, была возможность вернуть потраченные деньги. Сейчас такой возможности нет. А все из-за нашей национальной любви к халяве, - говорит Андрей Макаревич. - А еще благодаря Интернету билеты на концерты во всем мире поднялись в четыре-пять раз. Музыканты, лишенные возможности получать деньги от продажи альбомов, отыгрываются на концертах».

Популярное ныне Интернет-творчество лидер «Машины времени» характеризует следующим образом: «Кто-то что-то на коленках, на расческах пиликает, как в детском саду».

«Говорить о том, что новые коммуникации создают условия для возникновения новых культурных ценностей, в частности в области музыки, бессмысленно, потому что это не так, - утверждает Александр Кутиков. - Из всех музыкантов, заслуживающих внимание, через Интернет получили известность только два коллектива: Arctic Monkeys с первым альбомом (потому что все остальное – шняга) и Linkin Park». По словам Александра Викторовича, Интернет наводнил музыкальное пространство огромным количеством отходов и тем самым «убил» музыкальный бизнес.

«Наша музыка сдохла», - констатировал на встрече с нижегородскими журналистами Андрей Макаревич.

В общем, все, как обычно: рок-н-ролл – теперь уже вкупе со всеми прочими музыкальными направлениями – мертв, а я еще нет. «Я кем был, тем и остался, с той лишь разницей, что стал на 20 лет старше, - говорит Андрей Вадимович. – Но те песни, которые когда-то казались провозвестниками свободы, таковыми сегодня не кажутся, потому что эта свобода наступила, и сегодня мы ее не замечаем».

Когда президент моложе тебя

Отголоском этой свободы стала неформальная встреча Президента Дмитрия Медведева с российскими рок-музыкантами, состоявшаяся в октябре прошлого года. По словам Андрея Макаревича, беседа продолжалась около трех часов.

«Первые 10 минут музыканты, конечно, несколько напрягались, потом раскрепостились. Говорили обо всем. Я увидел совершенно адекватного человека, взгляды которого на многие вещи совпадают с моими. Мне это было очень приятно», - поделился впечатлениями Андрей Вадимович. Пользуясь случаем, он обратился к Президенту с просьбой поддержать фестиваль «Сотворение мира», вот уже четвертый год собирающий на одной сцене людей разных национальностей, исповедующих разные религии, живущих в разных, даже «не дружащих друг с другом» странах. Президент пообещал помочь и помог, что Андрей Вадимович очень ценит.

Относительно этой встречи лидер «Машины времени» в разговоре с нижегородскими журналистами также заметил: «Очень странное ощущение, когда президент моложе тебя».

И напоследок вопрос, который мы не могли не задать приехавшим в наш город музыкантам: какая она – нижегородская публика? «Точно двуногая и двурукая», - мгновенно реагировал Евгений Маргулис. «И с головой», - прибавил Александр Кутиков. «У вас очень хороший город. У нас в стране много хороших городов. У вас замечательная публика, и вообще у нас в стране замечательные зрители. Мы к вам приезжаем с такой же радостью, с какой приезжаем и в Ленинград, и в Минск, и в Свердловск, и куда угодно», - честно ответил Андрей Макаревич.