Top.Mail.Ru

Эксперты рассказали, как сохранить работу в период кризиса

Общество
765

Сейчас, во время активного сокращения штатов, этот вопрос особенно актуален. «Газета. Ru» советует взять ситуацию под свой контроль и доказать начальству, что именно вы — незаменимы. Ведь таких сотрудников не сокращают: во время кризиса их, наоборот, особенно берегут.

«Высокопрофессиональный специалист — это иголка в стоге сена, сейчас, когда количество резюме увеличилось, „стог“ растет, но количество „иголок“ при этом не меняется» — считает руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства «Юнити» Ольга Горюнова. Если руководитель понимает, что без вас компания не справится, сокращение вам не грозит. Как доказать свою незаменимость начальству?

1. Обращайте на себя внимание

Пытаясь как можно реже пересекаться с начальством, вы оказываете себе плохую услугу: если, увидев вашу фамилию, шеф не сможет вспомнить, чем вы занимаетесь и как выглядите, он расстанется с вами без сожаления.

Начальство и коллеги должны быть в курсе ваших дел. Также не стоит бояться брать на себя дополнительные обязательства, которые дадут вам возможность стать нужным.
Светлана Ланда, ведущий преподаватель лидерства школы MBA «Мирбис», советует чаще высказывать свое мнение на работе, проявлять инициативу, ведь во время кризиса особенно ценятся активность, способность творчески мыслить и нетривиально подходить к решению задач.

2. Станьте правой рукой своего руководства

Хороший способ укрепить позиции — стать надеждой и опорой своего шефа, облегчить ему жизнь. Тогда ему даже в голову не придет от вас избавиться.
Так считает автор книги о карьерном росте Энди Тич. По его словам, быть незаменимым на работе — значит быть сотрудником, на которого опирается начальство, поэтому необходимо помогать начальнику в делах, тогда постепенно между вами возникнет доверие, и он начнет полагаться на вас все больше и больше.

3. Общайтесь с клиентами напрямую

Лучше всего, если вы монополизируете право общаться с одним из важных партнеров. Если крупнейший заказчик будет предпочитать работать именно с вами, компания не сможет с вами расстаться, ведь тогда и клиент уйдет.
Сделайте так, чтобы ваш вероятный уход приносил фирме одни убытки, и станете особенно ценным кадром. Открытый, вежливый человек с приятными манерами, готовый пойти на компромисс, предложить выход из сложной ситуации, учесть трудности и соблюсти интересы компании, — настоящий клад.

4. Играйте в команде

Выделяться на работе не значит заслонять собой всех остальных: разве вам нужны враги в коллективе? Вы должны быть незаменимым не только для начальства, но и для коллег.

«Если вы окажетесь для них именно тем, кто всегда найдет выход и поведет за собой, даже если вы им не начальник, ваш вес в коллективе возрастет, — объясняет Энди Тич. — Предлагайте свою помощь, когда у них возникают проблемы: так они будут видеть в вас не только сотрудника, но и учителя».

Следует, правда, учесть и местную специфику: в нашей стране тех, кто «в каждой бочке затычка», в коллективах недолюбливают. Избежать этого просто: не только давайте советы, но и спрашивайте сами. Так вы не превратитесь в утомительного всезнайку, но притом сохраните авторитет.

5. Расширяйте кругозор

Очень важно постоянно быть в курсе того, что происходит в вашей профессиональной сфере, отслеживать появление новых тенденций и технологий. Выходите за границы своей узкой специальности, интересуйтесь тем, что происходит в других сферах, получайте дополнительные навыки, изучайте новые языки и компьютерные программы.
Преподаватель школы лидерства Светлана Ланда уверена, что в кризис особенно нужны инновационные идеи, нестандартные решения, которые помогут компании выплыть, — то, что еще никому не приходило в голову. По мнению специалиста тем, кто знает, что происходит вокруг, и способен широко взглянуть на проблему, легче найти ее решение.

6. Сохраняйте спокойствие

«Во время стресса работоспособность человека снижается. Он думает о том, чтобы выжить, и перестает видеть перспективу. Хорошо, когда руководство понимает, что для эффективности бизнеса важно, чтобы у сотрудников было ощущение их внутреннего благополучия» — рассуждает Светлана Ланда
Однако и самим работникам компаний нужно понимать: если они сохраняют спокойствие и оптимистичный настрой, это вызовет позитивную реакцию у руководства и поможет им сохранить эффективность.

Если уж и дойдет до сокращений, начальство скорее избавится от тех, кто устраивает панику: понятно ведь, что нервный сотрудник не принесет компании прибыль, отпугнет клиентов и создаст неприятную обстановку в коллективе.

7. Разделяйте ценности компании

Лояльность сотрудников компании и в спокойные времена ценится в больших корпорациях, что уж говорить про кризисные периоды, когда необходимость браться за руки, чтоб не пропасть поодиночке, становится особенно острой.

«Часто сотрудники не интересуются ценностями и миссией компании, не говоря уже о том, чтобы выбирать работодателя в соответствии со своими ценностями, — говорит Светлана Ланда. — И совершенно напрасно! Если уж вы оказались частью команды, которая работает ради общей цели, поинтересуйтесь, что это за цель. Узнайте, к чему стремится компания, и определитесь, разделяете ли вы ее ценности. Это важно для того, чтобы чувствовать себя частью большего, это вдохновляет и приносит успех делу и компании».