Top.Mail.Ru

Тотальный географический диктант пройдет в Нижнем Новгороде

Наука
6

Ассоциация учителей географии Нижегородской области и Нижегородское региональное отделение Русского географического общества надеются провести акцию по проверке знаний по географии в Нижнем Новгороде, аналогичную всероссийскому Тотальному диктанту по русскому языку. Об этом сообщает корреспондент ИА «В городе N», присутствовавший на II съезде учителей географии Нижегородской области, 9 февраля.

По словам председателя регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» Светланы Соткиной, с инициативой проведения единого общероссийского диктанта по географии выступил президент России Владимир Путин на съезде Русского географического общества в ноябре 2014 года.

«Диктант по географии должен пойти по тому же пути, что и другой успешный проект - „Тотальный диктант по русскому языку“, который уже себя оправдал», — сказала Светлана Соткина.

Известно лишь, что в настоящее время в Москве разрабатывается положение о диктанте, но подробностями о нем и возможными сроками запуска первой такой географической акции мало кто располагает, уточнила она.

«Узнай Россию — узнай себя», или чем грозит недооценка предмета географии

Светлана Соткина заявила о том, что география сильно недооценивается на фоне культа остальных школьных предметов. На это, по ее мнению, есть три причины: доминирование дилетантского отношения к географии как устаревшей науке («Все открытия уже сделаны»), двойственное положение географии между естественными и гуманитарными науками, а также прагматический взгляд молодежи на жизнь, отметающей все элементы обучения, которые, по ее мнению, не помогут добиться успеха в карьере.

«Это привело к географической малограмотности, я бы даже сказала, безграмотности», — заявила Соткина. Следствием такого отношения к географии стало сокращение бюджетных мест для педагогов-географов и снижение престижности преподавания географии. Она также посетовала, что российским чиновникам пора бы прислушаться к мнению западных коллег из ЮНЭСКО, советующих поставить географию в образовательном процессе в один ряд с историей, иностранными языками, философией и психологией.

В свою очередь профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования НГПУ им. Минина Наталья Винокурова отметила в своем докладе, что в преподавании географии основная инновация не в способе подачи учебного материала, а в способствовании развития личности. «Личности, осознающей себя как гражданина мира, с патриотическими взглядами, со знаниями основ рационального природопользования, совестливого и ответственного человека», — отметила Наталья Винокурова. Такое образование может донести только осознающий свою миссию учитель, который преподает школьный предмет «для жизни».

Она также напомнила собравшимся слова скончавшегося на 91-ом году жизни 12 января 2015 года великого географа Владимира Максаковского, автора серии учебников по мировой географии, по которым учатся и сейчас, о том, что только география формирует у школьников представление о Земле как о доме человечества.

Как поддержать географическое образование в Нижегородской области

В качестве меры поддержки развития геоэкологического образования министр образования Нижегородской области Сергей Наумов предложил Русскому географическому обществу организовать в лагере «Лазурный», где проходят различные тематические смены для подростков, летнюю географическую смену. По словам Светланы Соткиной, такая площадка будет очень востребована.

«Мы обязательно воспользуемся предложением, например, проведем летнюю школу для одаренных детей, — делится ожиданиями Светлана Соткина. — Это будет насыщенная смена со спортивным ориентированием, олимпиадами, викторинами. Мы продумаем, каким образом лучше использовать эту возможность».

Кроме того, помимо всевозможных олимпиад (ближайшая из которых пройдет 28 февраля для учащихся старших классов), нижегородским школьникам в скором времени станет доступен интерактивный проект «Экспедиция „Русская цивилизация“» russkie.su, реализуемый с 2010 года.

Ранее интерактивную карту о памятных местах, связанных с трудовыми, военными и духовно-нравственными подвигами россиян, создавали только студенты, применяя историко-краеведческие навыки, в том числе походы выходного дня и ориентирование на местности, фотокроссы и другое.

«Проект станет вкладом в образовательную систему «школа - вуз». Нижегородская область должна стать пилотным регионом, опыт которого перейдет на всю Россию», — сказал гендиректор Фонда «Нижегородский кремль» Сергей Малиновский. По его словам, положение об участии в проекте школьные учителя получат в ближайшее время.

Отметим, на карту russkie.su нанесена информация о жизни 165 героев и 115 объектах Нижегородской области. По охвату количества упоминаний о местных жителях Нижегородская область значительно опережает все остальные.