Top.Mail.Ru

Через 20 лет беспилотные машины завоюют авторынок (Фото)

Авто и транспорт
1252

Проблемы и перспективы развития беспилотных транспортных средств обсуждались на 94-ой Международной конференции Ассоциации автомобильных инженеров в НГТУ имени Алексеева, передает корреспондент ИА «В городе N», присутствовавший на мероприятии 18 марта.

Представители научного общества и бизнеса показали собственные разработки беспилотных наземных транспортных средств. Среди экспонатов, например, был представлен электрический квадроцикл, собранный студентами НГТУ, который самостоятельно следует из пункта «А» в пункт «Б», определяя по датчикам кратчайший путь и объезжая препятствия. В случае появления на пути человека квадроцикл с помощью лазерного радара (лидара) распознает его и останавливается. Свои экспонаты на деле показали и совсем юные инженеры.

В свою очередь гендиректор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко рассказал об опытном образце карьерного самосвала грузоподъемностью 130 тонн с удаленным рабочим местом оператора, минитракторе для тушения пожаров и боевом огневом комплексе.

Российскому автопрому придется учиться у Запада

Как отметил заместитель гендиректора по науке ФГУП «НАМИ» Сергей Бахмутов, такие автогиганты, как Nissan, GM, Volvo, Daimler AG, Volkswagen, а также IT-корпорация Google являются передовиками в области создания беспилотных автомобилей. Они активно внедряют алгоритмы управления и за основу берут обработку дорожных данных в виде 3D-картинки. В России же над беспилотниками бьются «Камаз» и «Группа ГАЗ», а также ряд исследовательских институтов.

Преподаватель Московского автомобильно-дорожного института Сергей Шадрин напомнил, что первые автономные колесные транспортные средства появились в СССР еще в 1960-ых годах, когда ГАЗ-21 «научился» автономно ездить по кругу, а активно начали разрабатываться с 1980-ых.

Будущее за беспилотниками

«К 2035 году мировой рынок беспилотных автомобилей достигнет трех триллионов долларов и завоюет авторынок. Со временем стоимость производства и обслуживания беспилотников начнет падать, а вот при создании стандартных автомобилей на бензине ресурсы для экономии уже исчерпаны», — отметил Бахмутов.

По его мнению, автоматизированное управление позволит сократить уровень аварийности на дорогах, положительно скажется на программе импортозамещения, увеличит экологическую безопасность, но для этого дороги должны соответствовать высоким требованиям.

ГАЗ планирует выпускать «умные» автобусы

По мнению представителя объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Михаила Филимонова, под беспилотными транспортными средствами надо понимать не только машину, которая едет сама по себе, но и средства помощи водителю. Например, разрабатываемая в настоящее время платформа «Умный автобус» включает в себя автоматическое управление светом в салоне, стеклоочистителями, дверьми. В перспективе «Умный автобус» сам сможет выполнять до 300 вспомогательных функций.

«Движущей силой развития легковых автомобилей являются комфорт и безопасность, автобусов — безопасность, коммерческой техники — низкая стоимость владения автомобилем, поэтому использование автоматизированных беспилотных систем представляется нам перспективным», — отметил он.

Водителей придется переучивать

Основными сдерживающими факторами развития беспилотных систем управления автомобилями является отсутствие единой международной нормативной базы и национальных законов об использовании беспилотных машин, полигонов для их тестирования со всеми возможными знаками, развязками, уверен Бахмутов.

«Необходимо юридически оформить статус таких автомобилей, их постановку на учет, разработать подготовку и требования к водителям, разграничить юридическую ответственность, ведь очевидно, что ДТП с участием беспилотного автомобиля требует рассмотрения в особом порядке», — добавил Шаврин.

Доверяя автоматике, люди рискуют жизнью

Доцент Московского автомобильно-дорожного института Андрей Иванов обратил внимание на обратную сторону медали: автопилот самолета — это идеал, к которому стремятся автомобилестроители при создании беспилотников. При этом крушение боинга под Казанью показало, что если даже опытный командир за 20 секунд мигания сигнальных кнопок не смог понять, что при заходе на посадку автопилот был отключен, что же говорить о реакции простых водителей в нестандартной ситуации, которые полагаются на технику больше, чем на себя?

«ООН пока разрешает использовать только системы помощи водителю, а не полностью автоматизированные беспилотные машины, потому что до конца не понятно, как человек будет реагировать на автоматику, которая может вмешаться в заданные условия, — отметил Иванов. — Даже самые продвинутые автопилоты не гарантируют исполнения заявленных производителем функций. Они срабатывают только на сухом ровном асфальте, которого, очевидно, в России не хватает: отсюда вытекает необходимость создания национальных методов управления беспилотными автомобилями».