Top.Mail.Ru

Премьера спектакля «Одна жизнь, одна любовь» состоялась в Нижнем Новгороде (Фото)

Культура
19

Премьера уникального спектакля «Одна жизнь, одна любовь» состоялась в Нижегородском государственном театре оперы и балета им. А. С. Пушкина. Романтическая история объединила классику и современность, а музыка зарубежных композиторов помогла создать неповторимую атмосферу послевоенного Парижа. Корреспондент ИА «В городе N» посетил премьеру и пообщался с создателями спектакля.

Музыкальная атмосфера Парижа

Как рассказала балетмейстер-постановщик и автор либретто Татьяна Толстухина, одной из самых сложных задач оказался выбор музыки для спектакля. Ей хотелось передать дух послевоенного Парижа, поэтому возникла ассоциация с песнями Эдит Пиаф и звуками аккордеона. В постановке также звучат композиции Клода Дебюсси, Франца Легара и других классиков. Создатели спектакля также решились на эксперимент и ввели в сюжет Певицу, которая исполняет песню из репертуара Пиаф.
«Песня гармонично вплетается в сюжет, и я ни на секунду не пожалела о своем выборе. Но мы не могли обойтись и без классики. В спектакле также есть и фокстрот, и танго, и блюз», — рассказала Толстухина.

Хрупкое чувство

В основу сюжета легла история любви скромной служащей госпиталя Виоль и молодого художника Паскаля. Впрочем, по словам автора, в балете много персонажей, и рассказать можно было бы о каждом. Она также подчеркнула, что среди них нет отрицательных героев, есть лишь любимые и нелюбимые люди.

«Главная идея состоит в том, что любовь — это великое возвышенное чувство, сохраняющее мир, но при этом очень хрупкое. Мы не выступаем в роли наставников, но хотим показать, что разрушить его можно в момент, а восстановить почти нереально. Поэтому мы говорим о том, что любовь нужно беречь. Но все же финал нашего спектакля счастливый», — поделилась Татьяна Толстухина.

Любимые и нелюбимые

В главных ролях заняты ведущие артисты театра. Партию Паскаля танцует Андрей Орлов, известный публике в том числе по балету «Спартак», премьера которого состоялась в конце марта. В роли Виоль — солистка балета, преподаватель хореографического отделения Ольга Щелушкина.

«Впрочем, у нас несколько составов, и выбор исполнителей определился сразу. Мне были нужны не просто профессиональные технические исполнители, но и хорошие актеры. Мастера сцены Ольгу Щелушкину я знаю с Пермской школы. Андрей Орлов также зарекомендовал себя уже не в одном спектакле» — отметила автор.

Роль жены Паскаля — Изабель, которую можно назвать полной противоположностью главным героям, играет лауреат премий «Нижегородская жемчужина» и «Творческая удача» Елена Бекшаева. Партия чопорного аристократа Венсана досталась актеру и педагогу Павлу Смаеву. В маленьких, но заметных ролях задействованы Александр Малов, Любовь Меркурьева, Алексей Чегесов, Артем Зрелов и другие молодые артисты. Певицу играет лауреат премий Нижнего Новгорода и «Творческая удача» Надежда Маслова.

«Прообраз моей героини — сама Эдит Пиаф. Я с уважением отношусь к ее творчеству, она действительно звезда того времени, и мне было интересно работать над этим образом. Для того, чтобы вжиться в роль, я слушала ее песни. Не секрет, что французский язык очень сложен для воспроизведения, но я постаралась сделать все, что смогла. Кроме того, интересен сам опыт участия в балетных постановках, так же, как и всегда радует появление балетной труппы в наших оперных спектаклях. Это всегда придает некую изюминку, мы прекрасно дополняем друг друга», — поделилась Надежда Маслова.

Герои как мы

Исполнитель роли Паскаля Андрей Орлов также отметил, что для него самым сложным было показать вспыхнувшие вновь между персонажам чувства после долгой разлуки.

«Между героями происходит конфликт и они расстаются, но потом вновь встречаются на балу спустя долгое время. У моего персонажа Паскаля уже есть жена, Виоль тоже замужем. Но любовь еще не ушла. Такое может случиться у каждого в жизни, и это надо показать зрителю, чтобы он понял и прочувствовал это. Эмоционально было очень непросто. Мне помогал опыт старших коллег, которые, возможно, сами переживали нечто подобное и подсказывали, как может повести себя человек в такой ситуации», — сказал Андрей Орлов.
Исполнительница роли Виоль Ольга Щелушкина также заметила, что герои спектакля такие же, как и обычные люди: живые, любящие, ошибающиеся.

«Моей героине, как и всем нам, не чужды такие качества, как ревность, спокойствие, буйство. Первый акт более лиричный: надо было показать любовь, первое знакомство. Второй же более насыщенный и страстный», — отметила Щелушкина.

Впрочем, герои к финалу меняются, и эти метаморфозы тоже необходимо было показать. Во многом им помогали и костюмы, отражающие особенности персонажей. Неожиданностью стало и то, что в последнем акте балерина появляется на сцене… в брючном костюме.

«Это большая редкость, все привыкли видеть балерин в воздушных пачках. Но все костюмы подобраны идеально, это придает особый колорит спектаклю», — сказала Ольга Щелушкина.

Франция во всем

Над костюмами для персонажей работала член Нижегородского отделения СТД России Алла Шаманина. По ее словам, на их создание вдохновляла в первую очередь музыка.

«Поскольку мы были ограничены в финансах, нам пришлось проявить изобретательность, подбирать и использовать уже готовые костюмы, но что-то мы шили специально для спектакля, так как репертуар у нас в основном исторических, и повседневной одежды на наших складах крайне мало. Большую роль здесь сыграла заведующая костюмерным цехом Наталья Гуленко. Мы старались, чтобы наряды соответствовали эпохе и образам персонажей. Важно было и то, чтобы в костюмах было удобно танцевать. Поскольку действие происходит почти в наши дни — в ХХ веке — ничего сверхъестественного придумывать не пришлось. Теме не менее, работать с современным бытовым костюмом было очень интересно», — сказала Шаманина.

По ее словам, атмосферу Парижа удалось передать с помощью простых характерных аксессуаров — зонтиков, беретов, шляпок, шейных платков. Использовались и антикварные наряды тех времен. Например, скромное синее платье, в котором Виоль появляется в первом акте, оказалось дороже, чем ее шикарное одеяние во втором действии.

«Мы также создали для Виоль необычное украшение. Это была непростая задача. Любой аксессуар не должен мешать балерине двигаться и в то же время выглядеть убедительно. Наши мастера сделали легкое ожерелье, которое можно без труда надеть и снять. Кроме того, оно играет важную роль: его конструкция передает состояние героини, символизирует ту „золотую клетку“, в которой она находится и которая будто душит ее», — рассказала Шаманина.

С мужскими костюмами, по словам художника, было намного проще, так как мода на них практически не менялась на протяжении многих десятилетий. Для героев были куплены рубашки, их образы дополнили шарфы и береты.

«Нам бы очень хотелось, чтобы зрители получили удовольствие от спектакля и отдохнули под хорошую музыку. Мы приглашаем всех, в том числе и детей от 12 лет. Надеюсь, что каждый найдет здесь то, что ему придется по душе», — заключила Татьяна Толстухина.