Top.Mail.Ru

Красный Якорь: звенья одной цепи

94

Легендарный крейсер «Аврора» теперь держит на приколе в Санкт-Петербурге нижегородский якорь. В капитальном ремонте судна и оснащении системы якорной стоянки у Петроградской набережной принял участие нижегородский завод «Красный Якорь». После практически полной модернизации это единственное в России и крупнейшее в Восточной Европе предприятие по производству цепей самого разного назначения.

О прошлом, настоящем и будущем завода корреспонденту ИА «В городе N» рассказал его генеральный директор Дмитрий Барыкин.

Окно в Европу

Нет ничего удивительного в том, что Нижний Новгород, находящийся на пересечении водных артерий России, Волги и Оки, стал центром производства цепей. В конце XIX века судостроение в стране набирало обороты, и суда нуждались в надежных цепях. Тогда-то князь Федор Голицын и обратил внимание имперского правительства на необходимость устроить в Нижнем Новгороде цепепробную станцию. В кустарях, изготовлявших цепи для различный нужд, к тому времени на нижегородчине не было недостатка. Но поставить промышленный процесс по-европейски грамотно первым смог костромской крестьянин Лука Зотов. Узнав, что основным препятствием для сбыта продукции у нижегородских производителей является отсутствие свидетельств о пройденных испытаниях, он сделал все возможное, чтобы исправить ситуацию.

Зотов объехал несколько западных стран, изучая европейские цепопробные станции, затем под покровительством фирмы «Смелов и К» скупил корпуса сгоревшей спичечной фабрики в Нижнем Новгороде, установил 12 кузнечных горнов, заграничное испытательное оборудование и в 1898 году запустил производство цепей для морских судов, которое двадцать лет спустя превратилось в завод «Красный Якорь». Предприятие получило свидетельство международного классификационного общества «Веритас» и немецкого «Ллойда», и корабли, оснащенные нижегородскими цепями, стали заходить во все иностранные порты. 

Придерживаясь верного курса… рубля

Сегодня продукция «Красного Якоря» имеет сертификаты Det Norske Veritas – Germanischer Lloyd, Морского и Речного Регистров Судоходства России, Ростехнадзора и Госстандарта России. Завод оснащен европейскими автоматическими цепеделательными линиями, располагает собственным конструкторским бюро и испытательной лабораторией, аккредитованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Его производственные мощности позволяют изготавливать более 20 тысяч тонн продукции в год. «Красный Якорь» охватил своей продукцией Россию, Белоруссию, Казахстан и даже Китай. Около 30% производства по-прежнему обеспечивает нужды судостроительства и судоходства, остальное – для машиностроения, горнодобывающей отрасли, лесозаготовительных, рыбодобывающих и сельхозпредприятий, производителей стройматериалов.

«Мы постоянно что-то обновляем, адаптируясь под меняющиеся потребности наших клиентов – их у нас более 600, - рассказывает генеральный директор АО «Завод Красный Якорь» Дмитрий Барыкин. – В позапрошлом году начали осваивать производство подвесных механизмов для монорельсовых дорог, которые используются для перевозки людей в угольных шахтах. В рамках сотрудничества с РУП «Могилевлифтмаш» (Республика Беларусь – прим. Ред.) разработали и поставили цепи с полимерным покрытием для скоростных лифтов. Благодаря полимерной термоусадочной оболочке эти цепи, соударяясь, практически не шумят, а срок их службы более чем вдвое превышает норму, установленную технической документацией. Поставляем цепи и якорные канаты для российских ледоколов. Для отечественного судостроения эта продукция во многом уникальна. Канаты изготавливаются с учетом новых требований РМРС (Российского морского регистра судоходства – прим. Ред.), а цепи и комплектующие к ним способны выдерживать температуры до-50 градусов Цельсия, их срок службы составляет 25 лет». 

В то время, как большинство россиян сетуют на низкий курс рубля по отношению к доллару и евро, Дмитрий Барыкин считает, что российской промышленности это только на благо. «Все, кто до сих пор безуспешно пытался конкурировать в Европе с дешевой китайской продукцией, разом получили преимущества. В Китае любой экспорт поддерживается государством и полностью освобожден от налогов, что позволяет местным компаниям поставлять продукцию хорошего качества по низкой цене. Но при нынешнем низком курсе рубля наши цены в пересчете на курс доллара стали привлекательнее китайских», - поясняет Дмитрий Барыкин.

Сегодня «Красный Якорь» примеривается к крупнейшим судоверфям Нидерландов, Германии, Норвегии, Швеции. Правда, европейский рынок консервативен. «В Европе существует определенное недоверие к российским товарам, при этом там привыкли закупать продукцию по бросовым ценам. Низкий курс рубля полезен для российского производства, - уверен генеральный директор завода «Красный Якорь». – До сих пор мы жили не по средствам, рабочие получали зарплату выше, чем в Европе, при производительности труда в шесть-семь раз ниже. Снижение курса рубля, на мой взгляд, способствует уравниванию нашей реальной производительности труда с западными показателями. Если зарубежный товар будет дороже, нам волей-неволей придется учиться производить его у себя. Мы должны перенимать зарубежный опыт и технологии и внедрять их на своем производстве. А пока у нас, как в старом анекдоте, когда американцы украли чертежи новейшего российского бомбардировщика. Собрали – получился паровоз. Снова разобрали, собрали – опять паровоз. Созывают совещания, изучают документы, сканируют, просвечивают – никакого толка. В конце концов один заметил сноску: «Доработать до нужной формы напильником».

Цепь производства

«Красный Якорь» уже успешно перенимает европейский опыт. На базе предприятия с 2009 года действует компания ООО «ТОР Инжиниринг» - представительство немецкого концерна FFG, специализирующегося на предоставлении инжиниринговых услуг и технологического оснащения для машиностроительных предприятий. ООО «ТОР Инжиниринг» продает высокоточное оборудование для фрезерной и токарной обработки, оказывает инжиниринговые услуги по подбору инструмента для производства конкретных изделий и написанию соответствующих программ. В ближайших планах начать самостоятельную сборку станков. Одобрение FFG уже получено, сейчас компания собирает необходимую документацию и готовится к получению лицензии российского Министерства промышленности и торговли.

Цепеделательное производство пока оборудовано тоже в основном импортными станками, хотя большинство запчастей для них делается на самом «Красном Якоре». Недавно приобрели дорогостоящее кузнечно-прессовое оборудование одного немецкого завода. Сырье для производства цепей исключительно отечественное. «Некоторое время назад  металл для цепей горно-шахтного назначения закупали в Швеции. Тогда шведы поставляли его нам на 15% дешевле, чем российские металлургические предприятия. С ростом курса валюты ситуация изменилась, кроме того, после многочисленных исследований выяснилось, что отечественное сырье более качественное. Сейчас закупаем металлопрокат у «Оскольского электрометаллургического комбината», «ЕВРАЗа», «Северстали», - отметил Дмитрий Барыкин.

В 2016 году на «Красном Якоре» завершится первый этап модернизации производства. Он обошелся заводу приблизительно в 500 миллионов рублей. На эти деньги была улучшена инфраструктура, обновлены термооборудование, цепеделательные линии, построена современная лаборатория, осуществляющая контроль сырья, технологических процессов и параметров готовой продукции. В перспективе модернизация кузнечно-прессового производства, закупка новых молотов, оборудование еще одной цепеделательной линии, поскольку имеющихся мощностей уже не хватает для выполнения год от года возрастающих заказов. 

Штат «Красного Якоря» сегодня насчитывает более 500 сотрудников, некоторые из них пришли на завод прямо со школьной скамьи. На территории предприятия действует собственный учебный центр, развивается система наставничества. «Сапожника, конечно, переучить на сварщика вряд ли сможем, - шутит Дмитрий Барыкин. – Хотя у нас есть экономисты, которые работают операторами станков с ЧПУ, ведущие специалисты очень высокого уровня. Сейчас они получают второе высшее образование — на этот раз в области технологии машиностроения».

От долгов к прибыли

На стене в кабинете генерального директора висит подлинная облигация завода образца 1911 года. Такие размещались на английском фондовом рынке, и рачительные англичане приобретали их по 10 фунтов за штуку, чтобы получать три шиллинга купонного дохода. Настолько высок был авторитет нижегородского предприятия. Но так было не всегда.

В конце 1990-х выпускник Московского института электронной техники – зеленоградского филиала знаменитой «Бауманки» Дмитрий Барыкин разместил на заводе «Красный Якорь» заказ на изготовление цепей для горно-шахтной промышленности, даже не представляя, какой авантюрной эпопеей это для него обернется. Из полученных с большим трудом от «Мечела» ста с лишним тонн металлопроката в Нижнем Новгороде изготовили продукцию, не выдерживавшую никакой критики. «Вы бы видели эти цепи! Как легко они рвались!» - вспоминает сегодня генеральный директор «Красного Якоря». Попытка добиться от завода улучшения качества продукции провалилась, несмотря на предоставленные тогда займы. 

Когда Барыкин попытался выяснить, в чем дело, обнаружились пустой склад, долги по налогам, перед энергетиками и Водоканалом, на 70% дефицитный бюджет и полное отсутствие на предприятии платежной дисциплины. «Разбазаривают деньги и ждут новой порции, - так сегодня Дмитрий Барыкин описывает ситуацию на заводе в 90-е. – Еще полгода мы занимались спонсорством, но эффекта это не возымело, так что получили пакет акций, переизбрали совет директоров завода, и в июле 2002 года я стал его генеральным директором. Начал латать дыры. За три месяца «Красный Якорь» перестал быть дефицитным, еще через два года разобрались с большей частью долгов, и к середине 2000-х завод начал приносить прибыль».

Десятилетие спустя достигнутый успех на «Красном Якоре» поддерживают и развивают, тщательно контролируя, чтобы в цепи самосовершенствования не оказалось ни одного слабого звена.

Автор: Елена Комарова