Top.Mail.Ru

«Лотерея» или ожидание: с чем могут столкнуться нижегородцы при оформлении полиса ОСАГО

Авто и транспорт
13

Каждый нижегородец, став владельцем автомобиля, сразу вынужден задуматься об обязательной страховке как о защите от проблем, которые могут возникнуть в случае аварий. Однако выбрать компанию, где можно получить полис ОСАГО, порой непросто. Очереди, навязывание дополнительных услуг, отсутствие бланков — вот далеко не полный перечень неудобств, с которыми приходится сталкиваться владельцам транспортных средств.

Случайный выбор

Как показали результаты мониторинга, проведенного нижегородским Управлением федеральной антимонопольной службы, только 2% горожан остались довольны работой страховых компаний при оказании услуги ОСАГО.  Большинство жаловалось, что договор с ними не заключался без страхования чего-либо еще, к примеру, жизни или имущества.

Мы обратились в несколько нижегородских страховых компаний, чтобы узнать, возможно ли получить заветный полис без очередей, оплаты ненужных услуг и других проблем.

В компании «Ингосстрах» нас заверили, что дополнительные услуги предоставляются исключительно по желанию клиента. Оформить полис можно в день обращения, если успеть взять талон, а они выдаются в 9.00 и в 13.45. Впрочем, вполне вероятно, что в указанное время их не разберут. Если автовладелец подойдет не позднее 17.00, шанс получить талон и оформить ОСАГО в тот же день у него есть, главное — предоставить все необходимые документы.

Стоимость услуги по телефону нам сообщить отказались, предложив воспользоваться калькулятором на сайте и рассчитать ее самостоятельно.

Правда, нас предупредили, что есть один нюанс. Компания работает в системе единого агента. То есть обратившись в «Ингосстрах», клиент может получить полис совершенно другой фирмы, и именно туда автовладелец должен будет обращаться в случае ДТП.

По информации Российского союза страховщиков, данное нововведение вступило в силу 2 августа 2016 года. Выбор компании при этом осуществляется случайным образом по номеру паспорта транспортного средства. Если же фирма не устраивает гражданина по каким-либо причинам, он вправе выбрать другую. Но в этом случае заключить договор ОСАГО он сможет в порядке общей очереди — через нескольких недель или месяцев. Если вариант с такой «лотереей» устроит автовладельца, он может обратиться в любую компанию, являющуюся агентом. На сегодняшний день их 16.

Очередь на месяц

В нижегородском филиале компании «Югория», которая не является агентом Российского союза автостраховщиков и не работает в данной системе, нам пояснили, что ОСАГО получить здесь можно только через месяц после подачи заявления. Как нам рассказали по телефону, это связано с большими очередями. То есть в отличие от случая с «Ингосстрахом», вам выдадут полис именно той компании, в которую вы обратитесь, но ждать придется долго.

С нижегородским офисом компании «Ренессанс Страхование» нам связаться не удалось. В едином колл-центре пояснили, что только там могут предоставить подробную информацию о стоимости полиса и сроках его получения. На сайте компании предлагается такая услуга, как оформление ОСАГО онлайн, не выходя из дома или офиса. Согласно предоставленной информации, оплатив услугу с помощью банковской карты, можно получить полис в тот же день по электронной почте, либо на следующий день курьер доставит его в любое удобное место. Правда, пока данный сервис доступен только жителям Московской, Ленинградской и Свердловской областей. Нижегородцам все же придется идти в офис или пытаться дозвониться, чтобы получить необходимую информацию.

В страховой компании «Согаз» нам объяснили, что оформить полис ОСАГО можно в порядке живой очереди в часы работы отделения. Время ожидания будет зависеть от количества людей, то есть вероятность получить документ в день обращения есть, но не стопроцентная.

Примерно такая же ситуация и в компании «Зетта Страхование». По телефону нам предложили подъехать в офис, но гарантии, что полис нам будет выдан в тот же день, дать не смогли, так как желающих обычно очень много. Также нам сообщили, что, возможно, потребуется осмотр автомобиля.

Стоит отметить, что «Зетта Страхование» (ранее «Цюрих») пользуется большой популярностью у нижегородцев, потому что несколько лет назад она была едва ли не единственной компанией в Приволжской столице, которая не навязывала дополнительных услуг автовладельцам при оформлении ОСАГО. На сегодняшний день, по отзывам горожан, там сформировалась база постоянных клиентов, и застраховать машину случайному человеку практически нереально. Многие утверждают, что обратившемуся за полисом могут отказать, если он младше 35 лет и имеет небольшой стаж вождения, а также если он ранее попадал в ДТП. Однако, как нас заверили в офисе компании, подобные ограничения действуют только при оформлении КАСКО.

Жалоб стало меньше

К сожалению, далеко не во всех страховых компаниях нам удалось получить по телефону подробную информацию. В одних нам предлагали подъехать в офис и узнать все на месте, в других не брали трубку, хотя звонки осуществлялись исключительно в рабочее время.

Впрочем, как отмечают ведущие эксперты рынка, позитивные изменения в данной области все же есть. В ходе круглого стола, который прошел в ноябре в РИА «Новости» специалисты констатировали, что жалобы на действия страховых компаний в сфере ОСАГО продолжают поступать, но их количество снижается. По мнению экспертов, это произошло во многом благодаря началу активной работы системы единого агента. Согласно статистическим данным, после ее внедрения количество жалоб на проблемы с покупкой полисов ОСАГО снизилось на 37%.

Несмотря на это, по данным РИА «Новости», проведенный опрос показал, что 24% россиян сталкивались с отказом страховой компании в продаже полиса ОСАГО. В большинстве случаев проблема решалась путем обращения в другую организацию.

Напомним, с 1 июня 2016 года граждане России в течение пяти дней могут отказаться от дополнительных услуг, навязанных им страховыми компаниями. При расторжении договора организация будет обязана вернуть гражданину деньги в полном объеме, если за этот период не произошел страховой случай.

«На основании закона № 95 от 4 мая 2011 года страховое дело в России лицензируется, — комментирует юрисконсульт Ольга Ухова. — В настоящее время он действует в редакции 2015 года. В соответствии с этим законом, страховая деятельность осуществляется на основании соответствующего документа — лицензии. Любое личное страхование — это публичный договор. Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ, любое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, которая устанавливает определенные обязанности по оказанию услуг в отношении каждого, кто к нему обратится, должно оказать их. Никаких предпочтений тем или иным клиентам организация отдавать не имеет права, это незаконно. Не должно быть никаких особых категорий, закон об ОСАГО устанавливает достаточно четкие критерии, что должна учитывать страховая компания при заключении договора.

Отказ любому гражданину — это нарушение прав потребителя, что может стать основанием для лишения страховщика лицензии. Компания также будет оштрафована. Клиент может обратиться в орган, выдающий лицензии или в Роспотребнадзор. Согласно статье 15.34.1, сумма штрафа для должностных лиц составляет от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических — от 100 до 300 тысяч рублей. То же самое касается и навязывания дополнительных услуг.

Гражданин также имеет право в течение пяти дней отказаться от навязанных ему услуг, и страховая компания обязана вернуть ему деньги. Если она этого не сделает, клиенту следует обратиться в суд. Но прежде чем подписывать договор, стоит очень внимательно прочитать его, особенно то, что написано мелким шрифтом. Компания может подстраховаться и включить в документ строку о том, что гражданин получает услугу по собственному желанию, пользуясь тем, что некоторые ставят свою подпись, не вникая в содержание.

Клиент также имеет право самостоятельно выбрать страховую компанию. Ограничить его в этом никто не может. Если ему навязывают полис другой организации — это тоже нарушение прав потребителей.

На этапе выбора страховой компании прежде всего следует обращать внимание на ее репутацию и размер капитала. Стоит почитать отзывы, которые оставляют другие клиенты. Кроме того, можно зайти на сайт „Правосудие“ и посмотреть, много ли было судов с участием данного страховщика и чем они закончились. Данная информация на сегодняшний день доступна, любой гражданин может получить информацию обо всех гражданских, уголовных и административных делах, рассмотренных на территории РФ.»