Top.Mail.Ru

Золотная вышивка — новый тренд 2017 года

520
16+

Старообрядцы, во множестве переселявшиеся на нижегородскую землю в XVII веке, были известными «фальшивомонетчиками». Вспомнить хотя бы хохломское «золото», о котором мы уже рассказывали. Конечно, не от хорошей жизни шли наши предки на подобные ухищрения. Гонимая реформаторами церковь редко могла позволить себе настоящее золото, и потому ее радетели проявляли смекалку. В результате появились уникальные промыслы, которые, несмотря на свою древность, очень органично вписываются в современную жизнь. Один из них — городецкая золотная вышивка, секреты которой корреспонденту ИА «В городе N» приоткрыли на единственной фабрике, где владеют этим необычным искусством.

Птица счастья... вчерашнего дня

«Наши крестьянки издавна ходили в вышитых вещах. На сорочках и полотенцах вышивали один из местных традиционных узоров — птицу счастья. Она считалась оберегом. Каждая девушка сама вышивала себе приданое к свадьбе. Чем богаче была одета будущая невеста, тем больше у нее было шансов удачно выйти замуж. А если сваты приходили в одежде с золотной вышивкой, это означало, что семья зажиточная, в такую почетно отдать дочь», — рассказывает исполнительный директор фабрики золотной вышивки в Городце Наталья Салалеева.

      

Расшитый золотом платок стоил как корова. Нить на подобный наряд нашивалась методом прикрепа; после того, как ткань изнашивалась, ее отпарывали и использовали для нового предмета гардероба. В прошлом использовались два вида золотой нити — волоченая и пряденая. В последнем случае драгоценным металлом обвивалась шелковая или хлопчатобумажная нитка. Метод волочения самый древний. Металлическую заготовку протягивали через мельчайшие отверстия в специальной пластине-матрице. Полученная нить называлась битью. Ей, например, вышит хранящийся в выставочном зале фабрики городецкой золотной вышивки платок XVIII века. Виноград выполнен канителью — битью, скрученной в спираль, с ее помощью создавались рельефные элементы рисунка.

Золотая нить скоро вышла из употребления, сменившись имитирующей драгоценный металл металлической. Сейчас на фабрике используют синтетические нитки в металлической оболочке — из Турции и Китая, причем не обязательно золотые, а самых разных цветов, отчего один и тот же рисунок каждый раз «играет» по-разному.

      

      

 Для Бабкиной и Вишневской

«Мы можем вышить любой рисунок. Например, по заказу городецкой администрации делали панно с изображением Александра Невского для подарочного фонда. На выставку народных художественных промыслов «Ладья» готовили панно «Древо жизни» с пчелами и сотами. Но наш традиционный узор — это птицы счастья, сказочные цветы, травы, колоски. Поскольку традиция вышивки восходит к византийскому православию, в ней часто используется изображение винограда — ведь Христос в Евангелии уподобляется виноградной лозе».

      

Изящный и радостный рисунок городецкой золотной вышивки в ХХ веке был по крупицам восстановлен в научно-исследовательском институте художественных промыслов и не перестает вдохновлять художников фабрики. В ее выставочном зале хранятся работы по эскизам Заслуженного художника РСФСР Дины Александровны Беловой — например, «Москва златоглавая» и «Золотая рожь». Воспроизведены сарафан и душегрея жительницы Городецкого уезда прежних лет. Есть и вполне современные вечерние платья. А палантин «Праздник» купила себе Надежда Бабкина. И даже, говорят, продемонстрировала его на одной из программ «Модный приговор» как образец современной одежды «в стиле фолк».

     

Есть наряды с городецкой золотной вышивкой и в коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Для известной оперной певицы на фабрике в Городце создали скроенную солнцем накидку с традиционным узором, подобные которой носила некогда сама боярыня Морозова. Наталья Валентиновна уверяет, что такая одежда стройнит любую женщину. Корреспонденту ИА «В городе N» позволили лично в этом убедиться и примерить похожий наряд. Боярыней Морозовой я себя не ощутила, и оперных данных, кажется, тоже не прибавилось, но накидка — просто песня! Так и струится складками, отвечая на каждое движение тела и придавая фигуре эффектную легкость и загадочность. Сразу хочется выпрямить спину и пойти с гордо поднятой головой, пока встречные мужчины, глядя на тебя, от восторга падают и сами собой в штабеля укладываются. Кстати, мужчинам накидки с городецкой золотной вышивкой тоже не возбраняются. Например, Ростроповичу ее сшили длиной «в пол» и украсили скрипичными ключами.

     

Дело пахнет керосином

За дизайн на фабрике сегодня отвечает Светлана Серова. Несмотря на свою молодость, рисунки с традиционными узорами золотной вышивки она создает уже больше пятнадцати лет. «Цветочки у нас своеобразные, не копирующие живые, а будто сказочные. Есть птички, бабочки, стрекозы», — перечисляет она.

После того, как рисунок готов, за дело берется художник Наталья Комиссарова. Работа у нее кропотливая: нужно не только перерисовать придуманный Светланой сюжет на кальку, но и проколоть его по контуру мельчайшими дырочками на расстоянии два-три миллиметра одна от другой. На небольшой шарфик у художницы уходит около двух часов. Затем кальку с рисунком наложат на ткань и ваткой обработают ее специальным составом — керосином с мелом, если материал темный, и керосином с синькой, если светлый — чтобы перенести узор на полотно. Это так называемый метод «припороха», известный еще с XVII столетия.

      

«Потом ткань запяливается в пяльцы и с ней уже продолжают работать вышивальщицы, — объясняет Наталья Салалеева. — Мы можем работать не с каждой тканью, а только с теми, которые не тянутся. В противном случае на готовом изделии рисунок исказится. Чаще всего используем шерсть, шелк, шифон. Никогда не вышиваем на готовых вещах, иначе при последующей обработке ее только испортишь».

Уходящая красота

До революции 1917 года золотной вышивке обучали сызмальства. Отбирали самых способных и, помимо вышивания, преподавали общие науки. При мастерской девочки и жили, как в пансионе, а в выходные получали несколько копеек, которые могли отнести в семью или в церковь. В 1928 году 12 умелиц объединились в артель, арендовали дом в центре Городца, принесли туда свои машинки с утюгами и приступили к работе. Дела у них пошли так хорошо, что через год в артели было уже сто человек. Швеи теперь трудились отдельно от вышивальщиц, в другом здании. Так было положено начало фабрике городецкой золотной вышивки.

«До начала 2000-х годов на предприятии было 1200 сотрудников. Четыре этажа по 1000 квадратных метров: один под раскройный цех, другой под пошив, на третьем работали вышивальщицы. Фабрика занималась еще и гипюром. Потом несколько женщин уехали в Чкаловск и основали там знаменитое теперь предприятие, — вспоминает Наталья Валентиновна. — Это было маленькое женское царство. Много света и цветов. И та красота, которую творили наши мастерицы».

Сегодня от «женского царства» остались только четыре вышивальщицы, два художника и несколько портных. Как ни удивителен этот промысел, юные городчанки не особенно стремятся им овладеть. Золотная вышивка требует большого прилежания — пока набьешь руку, может пройти не один год. А доходов больших на фабрике не обещают: все-таки производство это очень индивидуальное и спрос на вышитые изделия не достаточно велик — не спешат чиновники популяризировать красивый промысел.

«Без поддержки государства сохранить эту уникальную традицию нам не удастся. Если наши мастерицы уйдут, не передав своих знаний, городецкая золотная вышивка останется в прошлом, — сетует Наталья Салалеева. — Мы готовы предоставить работу, платить ученические, лишь бы к нам приходили люди талантливые и заинтересованные. Эту работу обязательно нужно любить! Это творческая работа, но и очень кропотливый труд».

Золотые руки

Подумать только, что каждая кисточка платочного канта пришивается отдельно, как на платке «Малый Китеж» (так прежде назывался Городец) размером 140×140 сантиметров в выставочном зале. Зато на фабрике уверяют, что кант ни в коем случае не оторвется и даже не спутается.

      

Вышивальщицы трудятся на стареньких, советских времен, машинках. Скорость, с которой движутся их руки с пяльцами, кажется невероятной, но напряжения не ощущается. Разумеется, каждая на фабрике уже не одно десятилетие. Софья Кудряшова, например, пришла после десятого класса, получила наставницу, и через полгода начала вышивать сама. Самое сложное, по ее словам, «успеть за мотором машинки, попасть с ним в такт».

      

После нанесения узора ткань стирают, чтобы удалить с нее керосин. Дальше она поступает в распоряжение портных. Они на фабрике не менее искусные, чем вышивальщицы. Обшивают изделия тонким, почти незаметным, так называемым «московским», швом — вопреки распространенному заблуждению, это не оверлочная обметка. Готовая, безукоризненно отглаженная вещь отправляется на экспертизу к начальнику производства Татьяне Захаровой. Она трудится на городецкой фабрике почти полвека, а приехала сюда из Ставропольского края, по распределению из техникума легкой промышленности.

 

Найти наряды с городецкой золотной вышивкой не так просто — купить их можно всего в двух местах: на самой фабрике и в магазине художественных промыслов на улице Большая Покровская в Нижнем Новгороде. Но такое приобретение стоит потраченных усилий. Неповторимый промысел сохранил для людей известный нижегородский финансист Геннадий Белов. «Геннадий Евгениевич называл себя «варягом», приехавшим в Городец, чтобы не позволить погибнуть золотной вышивке. Он на собственные деньги «с нуля» создал выставочный зал, которым мы теперь гордимся. Пять лет назад его не стало, но дело продолжили его жена генеральный директор Дудина Наталия и сын Белов Дмитрий, — рассказывает Наталья Салалеева. — Народные промыслы необходимо сохранять, иначе мы будем как иваны, родства не помнящие».


Фото автора

Автор: Елена Комарова