Top.Mail.Ru

Арзамасский приборостроительный завод отмечает юбилей

Общество
8
16+

22 мая 1957 года на предприятии п/я 15 был собран первый электродинамический карманный фонарик, который за специфическое жужжание прозвали «жучок». Именно этот день в истории принято считать днем рождения Арзамасского приборостроительного завода.

Конец 50-х гг. Заводские корпуса еще в стадии строительства. Как вспоминают ветераны АПЗ, участки сборки первых изделий располагались в зданиях на улице Кирова, где сейчас АНПП «Темп-Авиа», и даже на территории Николаевского женского монастыря в так называемом «Комсомольском городке». В 1959 году эти участки перевели в помещения нынешнего завода «Импульс», а в 1962-м — в новые построенные заводские корпуса на ул. 50 лет ВЛКСМ.

Первыми сборщиками фонарика были молодые специалисты — выпускники Ленинградского приборостроительного техникума, которых в апреле 1957 года по направлению Министерства авиационной промышленности направили в Арзамас на строящийся завод. Впоследствии именно они обучали рабочих, которые со стройки постепенно переходили на работу в цеха.

Комплектующие на первые партии фонарика также поставлялись из Ленинграда.

Работа по сборке фонариков шла в две смены. В штампово-прессовом цехе делались корпуса, на конвейере в четыре операции собиралась продукция. На первом этапе сборщицы, или, как их тогда называли, «скелетницы», собирали «скелет» фонарика: присоединяли к стойкам платы, приворачивали катушку и рычаг. Следующие закрепляли магнит и шестеренку, регулировали работу рычага. На окончательных этапах сборки всю «начинку» закрепляли в корпусе, вставляли лампочку и снова проверяли рычажный ход. Затем фонарик сдавали контролерам.

Со временем конструкция фонарика модернизировалась, техпроцесс дорабатывался, издержки производства сокращались. В музее истории Арзамасского приборостроительного завода сохранились подтверждающие документы:

«Конструктором товарищем Ю. П. Мошенцовым и мастером И. С. Певзнером изменена конструкция корпуса КЭДФ и упразднена контактная группа. Изменена конструкция пресс-формы таким образом, что контактная группа прессуется прямо в корпусе. Внедрение дает годовой экономический эффект 56 тыс. руб.».

«Новый метод изготовления шестерни № 53 методом прессования в пресс-форме из порошка ДСПГ сократит трудоемкость, расход материала, инструмента и повысит качество. Освоено мастером Н. И. Филипчуком, замначальника цеха Г. И. Носовым, слесарем товарищем А. В. Лытенковым».

О качестве «жучка» уже в первые годы ходили легенды, а в адрес завода приходили письма-благодарности от простых жителей. Одно из них с пометкой «П/я 15, директору фонарной фабрики» было написано туркменским пастухом, который очень жалел, что фонарик, долго служивший ему верой и правдой, вышел из строя. А один из первых фонариков, хранящийся в музее предприятия, и до сегодняшнего дня исправно работает и радует посетителей своим специфическим жужжанием.

На этом незамысловатом приборе шло освоение и отработка сборочных операций, что уже в скором будущем позволило приборостроителям начать выпуск продукции военного назначения.

Нина Лисенкова, ветеран АПЗ: «После стажировки в Ленинграде была назначена технологом в штампово-литейный цех, где мы прессовали корпуса и на литьевом автомате отливали ручки фонарика».

Зинаида Трусова, ветеран АПЗ: «Первая группа сборщиков обучалась в Ленинграде. Мы уже пришли к ним учениками, меня закрепили за А. Голубенковой. Начальником был Анатолий Макарович Васянин».

Валерий Бабушкин, ветеран АПЗ: «Когда начали „жучок“ выпускать, мне лет пятнадцать было. Фонарик я хорошо помню, он был очень популярен среди местных мальчишек, практически у каждого был. Кто-то сам покупал, кому-то родители. Забавляло всех, что он жужжал и светил. Работал всегда исправно».

Первая пресс- форма корпуса была доставлена из Ленинграда, поэтому на фонариках сначала изображали станцию метро Ленинграда «Площадь Восстания». Позже на корпусе появились изображения оленя — символа нижегородского края и совы — символа мудрости и, как утверждают ветераны, первого товарного знака предприятия.