Top.Mail.Ru

«Наши режиссеры создают уникальные мультфильмы. Но этого никто не видит», - Дина Годер

40

В начале июня в Нижнем Новгороде прошел Большой Фестиваль Мультфильмов - один из самых масштабных международных показов анимации в России, где зрителю предлагалось посмотреть короткометражные и полнометражные мультфильмы со всех уголков мира, от Аргентины до Финляндии. Одним из организаторов этого уникального проекта является Дина Годер, программный директор Большого Фестиваля Мультфильмов.

Дина рассказала журналисту «В городе N» о своей заинтересованности в жанре анимации, программе фестиваля, впечатлениях публики и проблемах, с которыми в настоящее время сталкивается мультипликация.


Дина, расскажите, пожалуйста, что такое "Большой Фестиваль Мультфильмов"? Какую программу Вы привезли в Нижний Новгород?

- Фестиваль проходит уже 7 лет, впервые мы представили его в Сибири, затем в средней полосе России, ну а в Нижнем Новгороде мы второй раз. Это действительно большой фестиваль, в России нет ничего подобного. У нас гигантское количество программ современной и архивной анимации русских и зарубежных авторов.

Главный акцент делается на авторскую анимацию, хотя полные метры в фестивале тоже представлены (французское, испанское, японское кино). У нас любой человек найдет то, за чем пришел: сможет от души похохотать или насладиться тонкими, эстетскими вещами.

В Москве нам выделяют 13 площадок и три недели времени на проведение Фестиваля, а в Нижний Новгород мы привезли усеченную программу.

В 2012 году программа была рассчитана в одинаковой мере на детей и на взрослых, в этот раз программа скорее детская. Как известно, в провинции не так много развлечений для детей: 2-3 спектакля в месяц, но этого недостаточно.

Совсем недетской считается программа "Жанры", которой мы закрываем Фестиваль. Жанровое кино немного смешное, немного резкое и двусмысленное, не рассчитано на детей.

На что больше всего реагируют маленькие зрители?

- Это практически невозможно предсказать: зависит и от конкретного человека, и от зала. Мы стараемся демонстрировать зрителям разнообразную по жанрам и настроению программу: есть и смешные, и нежные, и лирические мультфильмы. Иногда настроение зала таково, что на грустные моменты нет никакой реакции: дети веселятся, радуются, шумят. Иногда ситуация противоположная: могут грустить, плакать, жалеть какого-либо героя. Не знаю, от чего это зависит.

Чем, помимо мультипликационных фильмов, планируете удивлять участников Фестиваля?

- Мы всегда проводим огромное количество образовательных программ, выставок, мастер-классов от известных режиссеров. Один из любимых проектов - "Фабрика мультфильмов", в рамках которого лучшие мастера и художники занимаются с маленькими детьми созданием мультиков в самых разных техниках. В нескольких цехах ребята могут попробовать себя в том, что им наиболее интересно: цех предметной анимации, цех озвучки, цех сыпучей анимации и цех рисованной анимации с элементами перекладки.

Советская мультипликация четко ассоциируется у нас с такими именами, как Александр Татарский («Пластилиновая ворона»), Юрий Норштейн («Ежик в тумане»), Роман Качанов («Чебурашка» и «Крокодил Гена»), Эдуард Назаров («Жил был пес»), Федор Хитрук (серия мультипликационных фильмов о Винни Пухе) и многими другими прославленными режиссерами-мультипликаторами. Есть ли сегодня перспективные имена в российской анимации?

- Безусловно. Все современные режиссеры большие молодцы и достойны уважения. Мне даже жалко, что дети не смогут соотнести тех, кто занимается с ними на "Фабрике мультфильмов", с теми, кто собственноручно создал прекрасные анимационные творения, такие как "Перелетная" (Вера Мякишева), или "Зима пришла" (Василий Шлычков).

Какую мультипликацию выбирает современный зритель?

- Здесь два варианта: киноманы и широкая публика. Первые смотрят то, что показывают в маленьких артхаузных залах. Широкая публика предпочтет мультфильмам «не для всех» экшен - что-то энергичное, ритмичное, с внятной историей, смешное или сентиментальное. Такого рода блокбастеры через пять лет никто не вспомнит, а артхауз остается в памяти киноманов надолго.

Дина, если говорить о Вас, как получилось, что театральный критик по профессии настолько серьезно увлекся мультипликацией?

- Когда я заведовала отделом культуры, никто не хотел писать про анимацию. В то время я как раз оказалась на мультипликационном фестивале: тема меня заинтересовала, и я начала сама об этом писать. Спустя какое-то время многие люди стали обращаться ко мне с вопросами о том, где возможно посмотреть тот или иной мультфильм, и я поняла: писать об анимации недостаточно - ее надо показывать зрителю. Мы с друзьями из "Золотой маски" создали этот Фестиваль, сейчас он уже разрастается, получает известность. Я продолжаю работать как критик, только теперь у меня две специализации: театр и анимация. Вы знаете, сейчас почти нет анимационных критиков, этим занимаются человек пять, и никто из них не имеет «киношного» образования.

Какая мультипликация близка лично Вам? Русская или иностранная?

- На нашем фестивале работают два программных директора, и я занимаюсь по большей части русской программой. Тем не менее, я не различаю мультипликацию по критерию «национальность». Я люблю хорошие мультипликационные фильмы, и мне все равно, в какой стране они сделаны. Однако, есть некоторое профессиональное недовольство: многие россияне считают, что после Норштейна и Хитрука не было создано ничего примечательно. Это совсем не так! Наши режиссеры создают уникальные мультфильмы, которые берут огромное количество призов на самых известных фестивалях. Но этого никто не видит. Поэтому мы задались целью: показать людям прекрасную российскую анимацию.

В каких отношениях сегодня находятся российская анимация и телевидение?

- По сравнению с советскими временами, ситуация с телевидением изменилась. Существуют правообладатели, студии, которые хотят получать деньги за свои творения, и телевидение, которое платить не хочет, - это первая проблема. Вторая заключается в том, что в мире и в стране анимацию показывают «пакетом»: либо сериал, либо полный метр. И если американское, китайское или французское производство является индустриальным и в состоянии предложить много материала, то наше производство можно назвать "кустарным": мы не можем снабдить канал подобным «пакетом» на год. Сериалы у нас, конечно, есть, но они оставляют желать лучшего. В последнее время в России снимается огромное количество сериалов, но все приходится бросать на стадии создания из-за отсутствия средств.

Современная анимация является самовыражением автора или ориентируется на воспитание детей?

- Анимация - это всегда самовыражение, но мне бы хотелось, чтобы в своих работах режиссеры затрагивали моменты, важные для воспитания ребенка. Если мы говорим про целевое, т.е. детское, кино, ясно, что ребенок должен понять задумку режиссера. Касательно воспитательного момента, я не понимаю, как это может существовать отдельно от всего остального. Я видела фильмы, где воспитательный момент – главное. Такие работы имеют обратный эффект. Качественное произведение искусства работает на что-то важное, но скрытое, пробуждает в человеке определенные чувства.

Если оценивать ситуацию в целом, на какой стадии развития находится современная мультипликация?

- Если говорить об общем состоянии мультипликации в мире, ее популяризация только набирает обороты. Посмотрите, что с большим «бумом» прошло во всех кинотеатрах: «Аватар» - это же мультфильм. В России анимация пребывает в сложном положении, что опять-таки связано с деньгами. ВГИК, школа-студия "Шар" и другие специализированные учебные заведения выпускают огромное число талантливых специалистов, при этом возможностей для реализации их идей нет - ребята уезжают за границу рисовать компьютерные игры и снимать рекламу. Как только средства выделяются, они возвращаются, чтобы создавать прекрасные фильмы, но это все очень нестабильно. У нас анимация в ужасном состоянии в плане технологий; такое 3D, как в Америке, например, делать никто не умеет: их компьютеры невероятно мощные, софты ужасно дорогие, а мы не в состоянии позволить себе подобное.

Думаете, государство принципиально не занимается развитием анимации или, как говорится, «руки не доходят»?

- Это достаточно сложный вопрос. Если по-честному, не так уж и мало выделяется на создание мультфильмов в нашей стране (когда не забывают выделять), на эти деньги мы могли бы достичь уровня французской анимации, а Франция, между прочим, - одна из передовых стран в плане развития мультипликации. Но российская коррупция… Вы только посмотрите на размеры России и Франции! Так вот, в России существуют лишь два десятка мультипликационных студий, а у них - сотни! в Китае и вовсе - тысячи!

Не так давно шли разговоры о том, что компания «Дисней» планирует снимать фильмы в России. Наши очень «веселились»: со всей страны столько аниматоров не соберешь! Заколдованный круг получается: если выделить деньги на образование, будет огромное количество аниматоров, можно большие фильмы делать, но денег на фильмы нет, и что остается делать специалистам? Уехать за границу. А если начинают делать большие проекты, оказывается, работать над их созданием некому. Нужно развивать всю индустрию вместе со школами, технологиями, студиями с техникой и помещениями.

Была же идея перепрофилировать Тольятти в город анимации: автомобильный завод там загибается, можно обучить рабочих быть прорисовщиками (есть много специальностей, где не обязательно быть суперхудожником), привезти специалистов и использовать огромные цеха для создания мультфильмов. Идей полно, реализовывать никто не хочет.