Top.Mail.Ru

Соцсети, двойки или плохое воспитание: почему подростки режут учителей и одноклассников

756
16+

Кровавые бойни, которые подростки устроили в школах Перми и Улан-Удэ, потрясли всех. То, что российские подростки в пылу гнева могут рубить топором и резать ножами детей и учителей, для многих стало настоящим откровением. 

Что же произошло с российскими школьниками и безопасны ли нижегородские школы, разбиралось ИА «В городе N».

Современные дети не готовы к стрессам

Доцент кафедры «Практической психологии» Мининского университета, педагог-психолог в МБОУ «Лицей № 8» Елена Мамонова считает, что случаи подростковой агрессии чаще всего происходят из-за совокупности причин.

«Сама по себе двойка за четверть не могла спровоцировать такое. Ребенок видит несправедливость, несогласие с его мнением, публичное осуждение и унижение. Отсюда и возникают такие случаи», — говорит психолог.

По мнению Елены Мамоновой, случаи нападения в школах России больше похожи на цепную реакцию, так как подростки связаны друг с другом через соцсети.

«Они видят картину в средствах массовой информации и думают, что раз одному можно, значит и другому тоже. У них ломаются запреты, и они начинают действовать», — отмечает психолог.

Агрессивными подростки становятся из-за бушующих гормонов и не до конца сформированной функцией самоконтроля. По мнению Елены Мамоновой, взрослый человек может направить агрессию на другие области, остановиться, а подросток реагирует быстрее и не может удержать энергию — он более импульсивен.

«Когда механизм запущен — его невозможно остановить. Есть такое понятие — фиктивное слабоумие, когда действия невозможно остановить в состоянии аффекта. В случае стресса у школьника перед глазами всплывают картинки, ранее увиденные в интернете, поэтому он начинает повторять эти действия», — рассказывает психолог.

Ранее версию о подстрекательстве в соцсетях подростков к нападениям в школах выдвинули ряд федеральных СМИ. Между тем, нижегородские школьники опровергают информацию о том, что через интернет распространяется подобная агитация.

«Через соцсети ничего не распространяется, просто подростки видят острые социальные отношения и при этом не видят для себя будущего, они замечают, что правительству на них наплевать. Но полиция, конечно, считает, что во всем виноваты соцсети», — высказал свою точку зрения учащийся одной из нижегородских школ Максим М.

Директор средней школы № 91 Нижнего Новгорода, депутат городской думы Игорь Богданов тоже считает, что главная причина не в соцсетях, а в отсутствии в стране единой идеологии и общих ценностей.

«Я еще 20 лет назад говорил, что пока ученики не начнут громить школы, мы не вспомним о таком понятии как образование. Сейчас дети ничем не заняты, а если они ничем не заняты, они займутся нами», — подчеркивает Игорь Богданов.

Также, по его мнению, проблема частично состоит в сокращении расходов на образование.

«Сейчас финансируется только то, что связано с самим процессом образования, но нет денег на дополнительные занятия. Залы для секций и кружков сдаются в аренду, и проводить факультативы и беседы с учениками негде. Надо вкладывать деньги, а этого не происходит», — добавил он.

Между тем психолог Елена Мамонова уверена, что агрессия среди подростков является единичным случаем и, скорее, исключением, чем правилом.

«Я давно работаю с детьми и не сказала бы, что дети стали другими. Когда выходишь на контакт с подростками, про которых говорят, что они агрессивные, понимаешь, что это форма реакции. Это лишь единичные случаи, и пока преобладает позитивное начало. Но подростковые проблемы были, есть и будут, а информатизация общества дает свой результат», — подчеркнула Елена Мамонова.

Данные о подростковых преступлениях тоже говорят о позитивной тенденции. В ГУ МВД России по Нижегородской области отмечают, что за последний год количество преступлений совершенных детьми и подростками пусть незначительно, но снизилось. Так, по итогам 2017 года в регионе несовершеннолетние совершили 838 преступлений, что на 17,3% меньше, чем в 2016 году (1013 преступлений). По состоянию на 1 января 2018 года сотрудники полиции регулярно проводят профилактическую работу с 2890 несовершеннолетними и 2286 неблагополучными родителями.

Школьная безопасность

В нижегородских школах всерьез озаботились безопасностью детей. Тревожными кнопками оборудованы 97% учебных учреждений региона, а в 95% есть и видеонаблюдение. Кнопок безопасности и видеокамер нет только в малокомплектных школах в сельской местности.

Более того, во всех школах Нижнего Новгорода есть контрольно-пропускные пункты, в которых постоянно находится охранник. А в семи есть еще и турникеты

Начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев отмечает, что сотрудники министерства систематически проводят мониторинг школ по вопросу безопасности.

«Проверки проводятся два раза в год. Мы представляем целостную картину обеспеченности безопасности техническими средствами: турникетами, ограждениями, тревожными кнопками и т. д. К сожалению, трагический случай в Перми указывает на то, что не всегда наличие технических средств в полной мере может предотвратить трагедию», — напомнил Виктор Шмелев.

По его мнению, школы должны быть оборудованы техническими средствами, это важно, но не менее важна и другая сторона безопасности. В день трагических событий в школе города Перми, 15 января, министерство образования Нижегородской области направило письмо главам местного самоуправления и руководителям государственных образовательных учреждений с рекомендациями проанализировать систему обеспечения безопасности.

«В письме указано, что вопрос безопасности образовательных учреждений не должен носить форму очередной кампании. В первую очередь нужно обратить внимание на деятельность психологических служб и педагогов-психологов. Эта работа должна быть направлена на сопровождение образовательного процесса, поэтому мы рекомендовали повысить ответственность школьных психологических служб. Только школьные психологи, проводя систематическую работу, могут своевременно выявить негативные изменения в подростковой среде. Возможно, при профессиональной работе школьных психологов удалось бы своевременно обнаружить зачатки конфликта и избежать трагедии в Перми», — отметил Виктор Шмелев.

Он добавил, что сейчас работа регионального минобра сконцентрируется в двух направлениях: техническое оснащение образовательной организации и повышение роли школьных психологов в работе, как с педагогами, так и детьми и их родителями.

«В штате 55% школ региона имеются педагоги- психологи, то есть во всех образовательных учреждениях крупных городов и районных центрах. Администрации общеобразовательных организаций совместно со школьными психологами планово проводят работу по изучению психологического состояния обучающихся, а министерство образования, в свою очередь, придаст этой работе большую направленность и эффективность», — рассказал Виктор Шмелев.

Он также поднял еще одну проблему и отметил, что дети не готовы к стрессовым ситуациям.

«Мы попросили педагогов научить детей относится к внешней среде как к агрессивной. То есть это не значит, что вокруг все плохо, но идя по улице, не нужно считать ворон, а надо учиться оценивать происходящее вокруг. В частности, в Перми дети сами пытались спасти других, но они приняли неверное решение. Им нужно было позвать взрослых, но они не знали, как поступить», — подчеркнул Виктор Шмелев.

Советы родителям

Педагог-психолог Елена Мамонова дала несколько советов для родителей и педагогов, которые помогут избежать возникновения серьезных конфликтов с подростками.

В частности, нельзя публично показывать, что подросток не прав — это может вызвать у него бурную реакцию. Также нельзя давать оценку его действиям — это тоже задевает.

Кроме того, важно беседовать с подростком и слушать его. Родителям обязательно нужно держать контакт с ребенком, несмотря на его поведение, чтобы дети не замыкались и могли обратиться к родителям в любое время.

«Чаще всего проблемы происходят именно из-за недосказанности. Некоторые дети замыкаются и скрывают свои переживания, зная негативную реакцию родителей. И конечно, нужно мониторить соцсети своего ребенка», — резюмирует Елена Мамонова.

Автор: Милена Черевко