Top.Mail.Ru

Атмосфера реальных ИТ-команд: как обучают ИТ-специалистов в «Школе 21» от Сбера

Общество
15
18+

Атмосфера реальных ИТ-команд: как обучают ИТ-специалистов в «Школе 21» от Сбера - фото 1

Работа в ИТ-сфере привлекает гибким графиком работы, возможностями для самореализации и быстрым карьерным ростом.

Рассказываем, где в Нижнем Новгороде можно бесплатно получить профессию цифрового инженера: усилить свои навыки, изучить языки программирования, получить практический опыт в команде и начать успешную карьеру по новой специальности.

«Школа 21» в Нижнем Новгороде

3 декабря 2024 года в Нижнем Новгороде открылся кампус «Школы 21» — школы цифровых технологий от Сбера. Проект в регионе реализуется Сбером совместно с Правительством Нижегородской области. Здесь прошли уже два отборочных «бассейна», в которых участвовали около 300 человек. Более 50% участников до обучения в школе не имели никакого опыта программирования и пришли сюда из таких сфер, как юриспруденция, туризм, промышленность, искусство, строительство.

Кампус школы работает круглосуточно, что позволяет участникам учиться в любое удобное для них время. Помимо рабочих станций с компьютерами, здесь есть конференц-зал для проведения хакатонов, открытых лекций и клубов по интересам, а также игровые комнаты с приставками для отдыха между занятиями.

Инфраструктура кампуса помогает реализовать все инициативы участников — например, хакатоны или открытые лекции

У кампуса есть региональные особенности — например, дизайн-концепция школы и названия кластеров связаны с известными учеными и изобретателями, которые внесли большой вклад в развитие науки и техники: математиком Юрием Неймарком, физиком и электротехником Александром Поповым, инженером Иваном Кулибиным, архитектором Владимиром Шуховым.

Как поступить в «Школу 21»

В «Школе 21» любой желающий старше 18 лет может бесплатно получить востребованную ИТ-профессию. Для поступления не нужен опыт в ИТ и знание языков программирования. Достаточно пройти две онлайн-игры на память и логику на сайте «Школы 21», посмотреть обязательное видео в личном кабинете и проявить себя в «бассейне».

«Бассейн» — это финальный отборочный этап на 26 дней, который проходит в кампусе. На это время участники погружаются в атмосферу реальной учебы и развивают основные ИТ-навыки: изучают язык программирования С, решают индивидуальные задачи и реализуют групповые проекты. Старт ближайших «бассейнов» запланирован на 10 марта, 23 июня, 4 августа и 15 сентября 2025 года — заявку на обучение можно подать на сайте школы.

Самых мотивированных участников «бассейна» приглашают на основное обучение.

Обучение проходит на отечественной цифровой платформе с гибким и постоянно развивающимся контентом

Как проходит основное обучение в «Школе 21»

В основе обучения в «Школе 21» используется методика «равный равному». Здесь нет преподавателей и оценок, участники получают задания и пытаются решить их всеми доступными способами: ищут информацию в открытых источниках, распределяют роли в команде, помогают друг другу и проверяют готовые работы. Такой подход помогает развивать не только профессиональные умения, но и важные для построения карьеры «мягкие» навыки: коммуникацию, критическое мышление, самодисциплину, внимание к деталям, умение отстаивать свою точку зрения и находить компромисс.

Таким образом, участники «Школы 21» одновременно развивают «твердые» и «мягкие» навыки.

«Твердые» навыки — профессиональные умения, которые понадобятся для выполнения рабочих задач. За время учебы участники «Школы 21» получают необходимые знания и опыт, чтобы устроиться в ИТ-компанию:

  • фундаментальные и прикладные языки программирования — C, C++, C#, Java, JavaScript, Kotlin, Swift, Python и Go;
  • принципы работы с базами данных и сетями;
  • основы DevOps.

«Мягкие» навыки — это личные качества человека, которые помогают адаптироваться на рабочем месте и быстрее получить повышение.

Еще один этап обучения — обязательная трехмесячная стажировка в ИТ-подразделениях крупных компаний. Так можно не только закрепить полученные знания, но и подготовиться к решению актуальных задач и началу карьеры в передовых корпорациях или стартапах. Как правило, большинство участников на этом этапе получают предложения о трудоустройстве.

Участники не просто заучивают теорию — они самостоятельно выстраивают рабочие отношения внутри команд и заводят друзей

Благодаря сочетанию «твердых» и «мягких» навыков участники «Школы 21» становятся востребованными специалистами. Вот что об этом говорит председатель Волго-Вятского банка Сбербанка Александр Анащенко:

Для Нижнего Новгорода открытие нового кампуса «Школы 21» — важный шаг в поиске талантливых и высококлассных ИТ-специалистов для всех отраслей экономики Нижегородской области. В «Школе 21» формируется ИТ-сообщество неравнодушных мотивированных людей, которые смогут внести свой вклад в цифровое развитие региона.

В «Школе 21» изучают языки программирования, а также ИТ-направления, для которых не нужно писать код

Каждый участник «Школы 21» обучается по индивидуальному образовательному треку: подбирает подходящую нагрузку и график занятий, а также направление обучения. Новички без опыта работы в цифровых технологиях могут выбрать одну из основных программ, которая рассчитана на 1,5–3 года, а более опытные участники — пойти на ускоренные курсы.

После «бассейна» участники могут сконцентрироваться на разработке либо выбрать одно из семи новых направлений «Школы 21», где умение писать код необязательно. К таким ИТ-профессиям, не предназначенным для разработчиков, относятся: DevOps-инженер, SRE-инженер, тестировщик, Data Scientist, специалист по кибербезопасности, системный и бизнес-аналитик.

DevOps-инженер налаживает и автоматизирует процесс быстрой и надежной доставки программного кода от разработчиков до конечных пользователей. Для примера: команда разработчиков создала новую версию веб-приложения, DevOps-инженер настраивает автоматическую систему, которая проверяет код на ошибки и безопасно разворачивает его на серверах. Все это происходит автоматически при каждом обновлении кода, без ручного вмешательства.

SRE-инженер обеспечивает бесперебойную работу высоконагруженных информационных систем. Если веб-сервис начнет работать медленнее обычного, SRE-инженер анализирует метрики производительности, ищет и устраняет причину сбоя. Когда все работает нормально, специалист разрабатывает и внедряет автоматические системы для балансировки нагрузки и масштабирования сервисов компании, чтобы похожие проблемы не возникали в будущем.

Тестировщик (QA-инженер) проверяет качество программного обеспечения, выявляет ошибки, несоответствия требованиям компании, а также оценивает уязвимость продукта для хакеров. Например, после того как разработчики добавили в приложение новую функцию оплаты, тестировщики проверяют все возможные пользовательские сценарии: платежи разными способами, работу приложения при отсутствии интернета, безопасность данных, удобство интерфейса и совместимость с разными операционными системами.

Data Scientist (специалист по данным) извлекает ценные для бизнеса знания и предсказания на основе больших объемов информации. Например, бизнес-цель интернет-магазина — увеличить продажи и удовлетворенность клиентов. Data Scientist анализирует историю покупок и действия пользователей на сайте, а на основе полученных данных создает модель машинного обучения, которая формирует персональные рекомендации для клиентов и провоцирует их покупать чаще.

Специалист по кибербезопасности защищает информационные системы и сети компании, а также персональные данные клиентов от хакерских атак, утечек и других цифровых угроз. Специалист по кибербезопасности отслеживает подозрительную активность в корпоративных сетях — например, множество попыток входа с разных IP-адресов. Его задача — быстро выявить источник атаки и заблокировать вредоносный трафик. А после — найти проблемные места в защите сетей компании, укрепить защиту путем настройки дополнительной аутентификации, чтобы предотвратить подобные атаки в будущем.

Системный аналитик углубляется в технические детали реализации проектов. Он «переводит» бизнес-требования компании на язык технических специалистов. Например, на производстве нужна новая система обработки заказов. Системный аналитик проектирует архитектуру решения, создает ТЗ для разработчиков, где детально расписывает сценарии работы новой системы, а после следит за сроками выполнения задачи.

Бизнес-аналитик, как и системный, является связующим звеном между руководством и ИТ-командами. Однако бизнес-аналитик фокусируется на потребностях бизнеса. Например, на производстве изучает текущий процесс обработки заказов. Он общается с менеджерами или сотрудниками склада, отмечает проблемы в процессе. На основе полученной информации бизнес-аналитик формулирует требования к новой системе, а после оценивает экономический эффект от ее внедрения.

Попробуйте себя в ИТ на «бассейне» «Школы 21» и в конкурсе «Цифровой марафон»

Попробовать свои силы в сфере ИТ можно на отборочном «бассейне» 10 марта 2025 года — подавайте заявку на сайте «Школы 21» и окунитесь в атмосферу высоких технологий.

Также в Нижнем Новгороде «Школа 21» объявляет об открытии летних «бассейнов» 23 июня, 4 августа и 15 сентября 2025 года. На них тоже можно регистрироваться.

Совместно со Сбером «Школа 21» проводит конкурс «Цифровой марафон». Участники со всей России проверят свои навыки в сфере цифровых технологий в трех категориях: новички будут решать алгоритмические задачи, люди с начальными знаниями попробуют практические упражнения, а специалисты разработают новые цифровые продукты.

Регистрация на «Цифровой марафон» открыта до 23 марта. Любой желающий старше 18 лет может попробовать себя в одной из трех категорий: «Новичок», «Исследователь» или «Эксперт». Подать заявку можно на сайте марафона.

Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015 г.

Реклама Рекламодатель ПАО Сбербанк / ИНН 7707083893 / erid=2VfnxwHpsov

Фото: Сбер