Top.Mail.Ru

Мининский университет провел экспертную сессию по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ

Новости компаний
98
16+

В ходе экспертной сессии обсудили необходимость разработки и внедрения адаптационных курсов и специальных сервисах сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в профессиональной среде

16 мая 2018 года Ресурсный учебно-методический центр Мининского университета на базе Самарского государственного технического университета провел экспертную сессию «Содержание и механизм реализации системы содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

Участниками мероприятия стало более 100 человек: научно-педагогические работники Самарского государственного технического университета, представители образовательных организаций высшего образования Самарской области, организаций-работодателей, СамГМУ Минздрава России, Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, Фондов помощи детям и Сурдоцентра Самарской области, а также НРООИ «Инватур», сотрудники ГКУ СО «Центр занятости населения», а также обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью.

В дистанционном формате приняло участие представители 18 вузов, подведомственной РУМЦ территории, с количеством участников 27 человек.

Открыли мероприятие доктор педагогических наук, проректор по учебной работе Самарского государственного технического университетаО.В. Юсупова и представители РУМЦ, сотрудники кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета: кандидат психологических наук, доцент С.Н. Каштанова, кандидат психологических наук, доцент В.А. Кудрявцев, которые поприветствовали участников и отметили значимость рассматриваемой проблемы.

Мероприятиепредусматривало обсуждение системных проблем и успешных практик содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью после окончания вуза, кластерное моделирование организации и содержания системы содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью с выходом на проработку экспертных решений рисков и перспектив постдипломного сопровождения.

Анализ проблем содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью позволилвыявить дефициты существующей системы трудоустройства на уровне служб занятости населения, центров трудоустройства вузов, преподавателей, общественных организаций инвалидов и самих обучающихся. Участниками мероприятия была дана объективная оценка системы содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью на уровне образовательных организаций высшего образования.

Эксперты предложили проанализировать образцы реальных программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработанные вузами РФ. Результатом анализастал обзор типичных ошибок и дефицита содержательного наполнения программ: отсутствие системности действий различных структур вуза, фрагментарность мероприятий, недостаточность теоретико-методологических основ, необходимых для реализации основных практических шагов. Практически единогласно участники сошлись во мнении о том, что в большинстве программ сопровождение обучающихся «не видно самого обучающегося», что выражается в малой субъектной активности студента (потенциального рабочего места). Также было отмечено отсутствие в программах практических решений по установлению обратной связи с различными субъектами профессионального и образовательного пространства.
Анализ перспективных возможностей и рисков построения и реализации программ позволил выйти на обсуждение эффективных стратегий развития системы постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Особенно это актуально на этапе вхождения в профессиональную деятельность и закреплении в профессии.

Участниками мероприятия единогласно поддержана необходимость разработки и внедрения адаптационных курсов (модулей, программ), ориентированных на реализацию оптимальных условий профессионально-личностного роста и развития обучающихся. Также была актуализирована потребность в специальных сервисах сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в профессиональной среде.
В целом, все участники отметили личную заинтересованность в вопросах профессионализации лиц с ОВЗ и инвалидностью в контексте непрерывного образования.