Нижегородские ученые совершили прорыв в области искусственного интеллекта

Нижегородские ученые совершили прорыв в области искусственного интеллекта - фото 1

Ученые из ННГУ совершили прорыв в области искусственного интеллекта, увеличив его мощность с помощью использования цифровых клеток мозга (астроцитов), сообщили в пресс-службе нижегородского вуза.

Исследование проводилось при поддержке Российского научного фонда и в рамках программы Национального центра физики и математики. Его результаты были опубликованы в научном журнале IEEE Transactions on Neural Networks and Learning Systems в конце 2023 года.

Команда ученых с кафедры нейротехнологий университета Лобачевского построила нейросеть, используя принципы взаимодействия клеток головного мозга. Впервые в искусственном интеллекте были применены цифровые аналоги вспомогательных клеток мозга — астроцитов. В результате производительность нейросети увеличилась на 20%.

Профессор кафедры нейротехнологий Института биологии и биомедицины ННГУ имени Н.И.Лобачевского Сусанна Гордлеева отметила, что включение астроцитов в модель искусственного интеллекта на основе нейроморфологии является новым этапом в развитии спайковых нейросетей. Астроциты способны эффективно управлять динамикой нейронов и обеспечивать рабочую память.

По мнению ученой, такие нейросети могут помочь в понимании ранее неизученных механизмов работы мозга, включая кодирование, обработку и хранение информации, а также в исследовании причин нейродегенеративных заболеваний. В перспективе, эти технологии могут применяться в различных отраслях, включая медицину и информационные технологии.

Ранее нижегородские ученые разработали детекторы УФ-излучения на основе наноматериала.

Автор: Артем Уткин