
Новогодние елки в Горьком в 1940-е годы. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области / Надя Кей
Волшебство, окружающее нас в новогодние праздники на улицах Нижнего Новгорода, стало привычным явлением. Тысячи огней зажигаются праздничной иллюминацией, магазины и кафе украшают причудливыми инсталляциями, даже в подъездах и небольших двориках кто-то заботливый вешает на местную елочку пару шариков и накидывает блестящую мишуру. Город живет в ожидании новогоднего чуда. Размах и масштабы праздников, которые ежегодно впечатляют нас, трудно недооценить. А как отмечали Новый год в Нижнем Новгороде и Горьком в дореволюционный и советский период? Редакция ИА «В городе N» собрала самые памятные и интересные моменты.
Ни для кого не секрет, что раньше главным зимним праздником считалось Рождество. Традицию празднования Нового года привнес известный новатор Петр I. До его указа в 1699-м первым днем года считалось 1 сентября. Именно по наставлению императора, вдохновленного немецком походом, в стране стали отмечать смену лет: в городах начали устанавливать главный символ праздника — нарядную ель. Однако традиция не сразу получила отклик у народа и возродилась с легкой руки императрицы Александры Федоровны, имевшей прусские корни.
Снег из слюды и мишура из проволоки
Во второй половине XIX века ели стали устанавливать не только во дворцах, но и в губернских и уездных городах, в домах мещан и провинциальных помещиков. Праздник приходил в каждый дом с запахом еловых веток с мороза. В канун Нового года, как и сейчас, открывались елочные базары, где каждый мог приобрести пушистую зеленую красавицу. Один из таких находился на Софроновской площади — нынешняя площадь Маркина у речного вокзала.
Новый 1905 год в доме Каменских в Канавине / НГХМ
Украшали деревья не совсем так, как принято сейчас. Самыми популярными были свечи и красочные подсвечники — очень востребованные в лавках перед праздниками. Там же продавались желатиновые звезды и фонари, картонажи, игрушки из ваты, воска и стекла. На ветви рассыпали искусственный снег, который тогда изготавливался из толченой слюды, клали мишуру из расплющенной латунной или медной проволоки, вешали яблоки, пряники, золоченые орехи и бонбоньерки.
Заяц в сметане и моченые яблоки
Праздничные столы ломились от яств — ожидаемо готовились немало блюд с волжской рыбой: ее запекали целиком или делали начинку для пирогов. Рядом в больших блюдах ставилась птица: гусь с яблоками, утка или рябчики, а еще заяц в сметане, поросенок и студень. Десерты были представлены вареньем разных сортов, медом и сухофруктами. Тогда же главным новогодним напитком стало игристое. Семьи победнее готовили к празднику каши, похлебки и щи, караваи и блины и доставали из подвалов соленья грибов, огурцов, капусты и яблок.
Благотворительные елки и отрезы ситца
Что касается Нижнего Новгорода, то новогодние елки стали распространенным явлением в конце позапрошлого столетия. Купец Николай Киршбаум, возглавлявший местный Дом трудолюбия, который располагался в нынешнем Нижполиграфе, в 1890-х годах стал проводить праздники для детей сотрудников в канун Нового года. В главном зале ставили елку с пестрыми украшениями, малыши получали сладкие подарки, а нуждающиеся — одежду, книги и учебные принадлежности.
Нижегородский Дом трудолюбия / госкаталог.рф
В начале ХХ века традиция передалась в учебные и благотворительные заведения. К примеру, жена купца Зайцева была попечительницей приюта района «Миллионка» на улицах Рождественской и Кожевенной. Там была местность, где жили преимущественно нищие слои населения. Она распоряжалась о праздничных мероприятиях и подарках для детей из бедных семей. Не оставались в стороне и местные купцы, которые тратили немало денег, чтобы устроить настоящий праздник для малышей малообеспеченных родителей.
Благотворительность стала обязательным атрибутом праздничных дней — в газетах печатались просьбы пожертвований в детские приюты, а следом — списки тех, кто не остался к ним равнодушным. Например, писали, что нижегородский пароходчик Михаил Каменский передал нуждающимся семь кусков ткани и 105 пар валенок, Анастасия Баулина, дочь мукомола Якова Башкирова — елочные игрушки и десять рублей, а купец Михаил Холодков — три ящика сладостей.
Нижний Новгород в XIX веке / госкаталог.рф
Сладкие «Горьковские елки»
Отдельно стоит упомянуть «Горьковские елки» для детей бедняков, которые самостоятельно организовывал знаменитый писатель, который сам происходил из небогатой семьи. Накануне 1900 года Максим Горький передал в газету «Нижегородский листок» объявление, предложив общими усилиями собрать к празднику для малышей подарки. Его супруга Екатерина с подругами своими руками шили платья и собирали обувь для ребят. Благотворители передавали на подарки сладости и калачи, материю и валенки, детские книжки, краски и письменные принадлежности. Нижегородские гимназисты и студенты проводили отбор гостей торжества от 6 до 12 лет.
Горьковская елка 1901 год (слева Максим Горький) / госкаталог.рф, Горьковская елка 1902 год / Стратегия развития Нижегородской области, Горький А.М. среди организаторов елки для детей бедноты 4 января 1904 года / гос.каталог, Максим Горький на елке в 1901 году / госкаталог.рф.
Первая такая елка состоялась 4 января 1900 года в зале городской управы, ее посетили примерно 500 детей, каждый из которых получил заветный подарок. Уже на следующий год праздник развернулся с новым масштабом — в помещении военного манежа нижегородского кремля, куда пришли 1500 ребят. С каждым годом количество приглашенных малышей росло и, по некоторым данным, доходило до 2000.
Можжевеловые бирюльки и медовые коврижки
Праздник охватывал весь город, а эпицентрами веселья были торжки или, привычнее, ярмарки. Одна из таких располагалась на Софроновской площади, нынешней площади Маркина рядом с речным вокзалом. Вокруг Блиновского садика ставились прилавки, где предлагали новогодние товары, которые практически нельзя было найти в другое время. Сюда приезжали со всего Нижнего Новгорода и пригорода, с полным кошельком или парой монеток.
Самым ходовым товаром были подарки для детей — щелкунчики для орехов, кукольные домики с мебелью, точеные пальмовые или можжевеловые бирюльки, миниатюрные самовары или чайники с чашечками, подвижные акробаты и плясуны. Ребята прибегали на торжок за деревенскими сладостями: балахнинскими коврижками на меду и городецкими пряниками в берестяных коробках, сахарным жомом и маковками на ореховом масле.
Игрушка «Тройка красная». Дерево, роспись. с. Городец. Балахнинский уезд., Нижегородская губерния. Вторая половина XIX в. / госкаталог.рф
Вечера за романсами и на коньках
Зимние торжества ждали не только дети, но и взрослые, для которых также организовывались мероприятия. Например, в 1900 году в здании биржи, что находилась напротив речного вокзала, 150 человек провели литературно-музыкальный вечер. Звучали стихи, арии из опер и романсы, гремел военный оркестр, танцы не утихали до трех часов ночи.
Как известно, до 1926 года Черный пруд был настоящим водоемом. Именно в дореволюционное время зимой там располагался большой каток, украшенный яркими гирляндами, во время сеансов играла музыка. Люди приходили со своими коньками или брали их напрокат прямо там, рядом находилось небольшое кафе, где можно было согреться теплыми напитками.
Группа конькобежцев, участников первенства Нижегородской губернии по конькам. 1914 год / госкаталог.рф
В 1899 году по инициативе Максима Горького на Звездинке был открыт благотворительный каток. В то время на месте этой улицы находились овраг и пруд, который и стал катком для детей из бедных семей. Писатель на свои деньги покупал ремешки и коньки, чтобы ребята могли от души покататься и повеселиться вместе.
Вам открытку или визит?
В дореволюционное время дни праздников для знати знаменовались чередой балов, утренников, маскарадов и концертов. Помимо семейной встречи Нового года и светских торжеств, существовали и другие традиции. Например, в конце позапрошлого столетия появились открытки. Они представляли собой групповую или парную фотографию, которая дополнялась поздравлениями и теплыми пожеланиями. Их отправляли не только родственникам в другие города, но и рассылали соседям, живущим поблизости. Существовали даже специальные книги с рекомендациями, как правильно обратиться в праздники к родным или начальству «в дань учтивости и деликатности».
Поздравительная открытка. 1900-1910-е годы / госкаталог.рф
Кроме того, существовала обязанность наносить визиты в честь Нового года. Согласно правилам этикета, на это отводился весь январь, но верхом учтивости и расположения было прибыть в гости в первых числах месяца. Полагалось объездить всех родственников, друзей и знакомых, особенно тех, кто старше по возрасту или статусу. У людей, которые могли похвастаться широким кругом деловых знакомств, были запланированы десятки визитов в день.
«Красная вьюга» вместо Нового года и Дед Мороз вместо Елкича
После прихода советской власти отмечать зимние праздники было запрещено. Елка ассоциировалась с Рождеством, что стало трактоваться как «поповский обычай». Была предпринята попытка ввести праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции, но традиция не прижилась.
С 1935 года празднование Нового года возобновилось, но больше в светской манере. Например, в гостинице «Россия» проводился костюмированный бал «Русские святки». Балалаечники, гармонисты и гусляр исполняли для танцующих фольклорные песни. В целом для населения на зимних каникулах часто проводили карнавалы и маскарады, где гости примеряли на себя наряды литературных героев и представителей советских республик. Именно в то время, в 1937 году, у Деда Мороза появилась его спутница — Снегурочка, да и в целом сформировался их современный образ, ведь раньше главного волшебника праздника называли Елочным, Святочным или Белым дедом, а еще Елкичем.
Пешковы Марфа и Дарья, внучки М. Горького, с подругой у елки / госкаталог.рф, Газетные вырезки / госкаталог.рф.
Новый год ассоциировался с праздником «счастливого детства», за что нужно было благодарить товарища Сталина. Праздничные дни предлагали массовые катания с горок, запуск салютов, многочисленные концертами в Домах культуры и театральные постановки. Изменился и вид праздничных елей, в городе открылась Горьковская промышленная артель «Детская игрушка», именно благодаря ней позже появится фабрика «Ариель». На смену тканевых ангелов на ветвях праздничного дерева появились советские агитки и фигурки красноармейцев и пионеров, а венчала елку красная пятиконечная звезда вместо золотой восьмиконечной Вифлеемской.
Праздничные огни и одно желание на всех
Никто не стремился отменить праздник во время Великой Отечественной войны — он стал символом надежды и будущего мира. Люди накрывали скромный праздничный стол и под бой курантов загадывали лишь одно желание — чтобы поскорее закончилась война.
Елка на площади Минина / Русский музей фотографии
На площадях горят елки. На улицах, несмотря на затемнение, толпы народа. Горьковчане встречают Новый год. Встречают они его с неплохими успехами. Вся промышленность города досрочно выполнила годовой план. По социалистическому обязательству горьковчане дали сверх плана десятки видов вооружения… — писала газета «Известия советов депутатов трудящихся СССР» 31 декабря 1944 года.
Даже в темные времена взрослые стремились организовать праздник для малышей. Объявляли День высокой производительности труда, а вырученные средства направляли на организацию мероприятий и подарки. Например, в 1944 году таким образом были закуплены сладости для 5000 детей. Комсомольцы Автозаводского района заливали катки и устанавливали елки, а также проводили балы-маскарады на 600 старшеклассников.
Новогодние елки в Горьком в 1940-е годы. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области / Надя Кей
В том же году в Горьковском дворце пионеров дети посещали кружки, где изготавливали елочные украшения. За 12 дней января в учреждении прошло 40 елок — ведущие встречали малышей стихотворными приветствиями, а потом все вместе под звуки марша поднимались в Комнату сказок, где театральные и танцевальные студии давали представления. Дети приходили на праздник в карнавальных костюмах, которые мастерили своими руками: к примеру, снежинки из марли или платье принцессы из яркой простыни. Мальчики перевоплощались в забавных клоунов и лесных животных.
Шпроты по блату и на работу 2 января
Сейчас мы привыкли к долгим новогодним праздникам, почти на две недели января планируем путешествия и прогулки, встречи с друзьями и семьей. В послевоенное время горьковчане и мечтать не могли о подобной роскоши. Рабочий день 31 декабря длился всего на час меньше обычного. 1 января страна отдыхала, а уже второго числа вновь возвращалась к труду.
Школьникам, конечно, было попроще: зимние каникулы начинались 29 декабря и заканчивались 10 января. Дети самостоятельно ходили на елки в ДК и городские катки, и иногда уезжали на все праздники к бабушкам. К Новому году родители неизменно приносили сладкие подарки от профсоюза, в кульках можно было найти шоколадные конфеты и карамельки, вафли и печенье, яблоко и мандарины, которые продавались исключительно в канун главной ночи года.
Автозаводский парк / Архив. Автозаводский парк, Магазин «Гастроном» на площади Горького перед открытием. Встреча Нового года.1970-е годы / госкаталог.рф, Автозаводский парк / Архив. Автозаводский парк, Дети рабочих и служащих города на новогодней елке 2 января 1959 года / госкаталог.рф, Новый год на площади Минина / pastvu.com, Зима в Нижнем Новгороде / pastvu.com.
Накрыть праздничный стол в то время было задачей со звездочкой. Продукты — например, зеленый горошек — покупали еще летом, в декабре в магазинах нужно было отстоять 3–4 часа в очереди ради колбасы, а деликатесные шпроты получалось достать лишь по блату, заранее договориться с продавцом, чтобы отложили. Тем менее, раскладной стол в каждой семье помнит тазик с оливье, винегрет, сельдь под шубой, холодец и ледяное «Советское» с балкона.
Новый год на площади Минина / pastvu.com, Елка на площади Минина / Русский музей фотографии, Парк культуры и отдыха / pastvu.com, Молодежь танцует вокруг новогодней елки. 31 декабря 1959 год / госкаталог.рф, Новогодние гуляния. Дед Мороз катает на санках горьковчан. 1968 год / госкаталог.рф, Дед Мороз поздравляет горьковчан с Новым годом 1968 год / госкаталог.рф, Празднование Нового года в кафе «Нижегородское» на пл. М. Горького. Групповой портрет у новогодней елки. 1970-е годы / госкаталог.рф, Зима в Нижнем Новгороде / pastvu.com.
Само празднование очень напоминало нынешнее: гости собирались вечером, слушали речь генсека, а потом смотрели «Голубой огонек». После полуночи можно было отправиться в гости или просто выйти во двор — соседи устраивали танцы, пели песни и водили хороводы с бенгальскими огнями. Первое января тоже больно похоже на современное — недоеденные салаты и «Песня года» по телевизору.



























































