Top.Mail.Ru

Вернуть Свободу движения: приспособился ли Нижний Новгород к ограничениям при строительстве метро?

1295
18+

Вернуть Свободу движения: приспособился ли Нижний Новгород к ограничениям при строительстве метро - фото 1

Сложно вспомнить период, когда ещё общественный транспорт Нижнего Новгорода переживал столько трансформаций сразу. Электрокары, электробусы, валидаторы, проектирование новой канатной дороги и многое другое — список в любом случае получится обширный. Но самая громкая новость последних недель — именно перекрытие площади Свободы и вызванные этим ограничения.

Автобусы и троллейбусы надолго изменили свой привычный маршрут прямо в разгар туристического сезона, но эти перемены очевидны не для всех. Информационные табло в маршрутках до сих пор показывают старую схему, аудиоинформаторы называют неверные остановки. Впрочем, это не единственная проблема, которая волнует горожан и туристов на фоне серьезных транспортных перемен.

Что происходит?

8 июля 2023 года в Нижнем Новгороде полностью перекрыли площадь Свободы — одну из главных городских площадей и важный транспортный узел. Причина уважительная — продление метро. Работы будут вестись до 2025 года, однако после того, как завершится вынос коммуникаций, на площади обещают сделать временную дорогу для автомобилистов. Она пройдет вдоль улиц Варварской, Горького и Ванеева.

Пожалуй, сильнее всего изменилась схема движения троллейбусов № 9 и № 17. Теперь они не проезжают по участку от площади Советской до площади Минина, а идут по Бекетова и Гагарина. Троллейбус № 13 следует от Щербинок через Гагарина и Бекетова до IV Нагорного микрорайона.

Вернуть Свободу движения: приспособился ли Нижний Новгород к ограничениям при строительстве метро - фото 4

пресс-служба правительства Нижегородской области

С маршрутками и автобусами всё немного проще — они могут объезжать место работ по улицам исторического центра. На разных участках дорог там организовано 10 временных остановок.

Появился автобус А-39 от площади Минина до Кузнечихи — специально для тех, кому необходимо попасть на исключённый из транспортной схемы многих маршрутов протяженный участок улицы Ванеева. Также в своих аккаунтах в социальных сетях представители «Центра развития транспортных систем Нижегородской агломерации» утверждают, что была усилена работа маршрутов Т-31, Т-34, Т-70. Кроме того, сразу на 14 перекрёстках в центре города скорректирована работа светофоров. Это сделано для того, чтобы не допустить возникновения заторов.

Перекрытие площади в Нижнем Новгороде как могли пытались сделать позитивным. 8 июля называли историческим днём и даже предложили нижегородцам сделать селфи в безопасном месте на тротуаре до того, как пешеходный переход исчезнет с площади. После открытия станции метро пеший трафик там пойдёт уже по подземным переходам, и этот факт огорчил многих горожан. В комментариях они назвали лестницы преградой к достижению доступной среды.

С такой радостью пишете, что сегодня последний пешеходный день, будто на дворе 1930 год и подземный переход — это достижение научно-технического прогресса и показатель развития города. Но в 2023 году показатель развития — это доступная среда для людей, а не километры лестниц, — написал Анатолий Матвеев.

Что не так с общественным транспортом?

Не весь транспорт Нижнего Новгорода подготовился к изменениям заранее. Внутрисалонные информационные табло и аудиоинформаторы в маршрутках по-прежнему работают по старым настройкам. И если знающим о перекрытии площади пассажирам это едва ли доставит какие-то неудобства, то для всех остальных окажется неприятным сюрпризом. Здесь можно упомянуть туристов, а также граждан, которые крайне редко выбираются в городской центр.

Я примерно пару раз в месяц езжу на семидесятой маршрутке. Не удивился, когда увидел, что теперь маршрут поменялся. Больше удивился, когда узнал, что это теперь надолго, потому что в городе строят метро. Думал, что какую-то трубу ремонтируют. На табло не смотрю почти — знаю дорогу наизусть, иначе бы и не заметил, что-то перекрыли, — рассказал нашему корреспонденту Георгий Иванов, житель Советского района.

Однако некоторые все-таки доверяются подсказкам на экране:

Я не читаю новости, в центре тоже не живу. Думала, что перекрытие дороги будет как обычно в виде пары барьеров, то есть не так капитально. Поэтому и удивилась, что делаем теперь такой крюк, при том, что в салоне объявляют прежние остановки, — говорит жительница Московского района Оксана Ильина.

Информация в маршрутках действительно устаревшая. В этом убедилась наш корреспондент, совершив несколько поездок по городу. Схема маршрута, что висит под потолком в салоне, тоже неактуальная — видимо, обслуживающие маршрут предприятия привыкли, что на неё никто не смотрит. Принцип «А мало ли что там написано!» в передвижении по городу на общественном транспорте сейчас актуален как никогда.

Чтобы понять, планируются ли изменения, мы обратились в Центр развития транспортных систем. Там нам ответили, что 18 июля были произведены изменения настроек ГП НО «Нижегородпассажиратотранс».

Занесена актуальная информация с учетом изменений в маршрутах следования. Вместе с тем, новые остановочные пункты не были скорректированы при выходе на линию части автобусов, находящихся ранее на ремонте. В ближайшее время будет проведена проверка транспортных средств предприятия, информация в автоинформаторах будет актуализирована в соответствии с новыми схемами движения.

Там же добавили, что работы по переводу аудиоинформаторов в настоящее время ведутся в «Нижегородэлектротрансе». Как быстро наведут порядок в маршрутках — пока неизвестно.

Оповещать население об изменениях начали через средства массовой информации, а также в официальных сообществах «Новая маршрутная сеть Нижегородской агломерации» в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники», на портале «Интерактивная карта новой маршрутной сети Нижегородской агломерации» и на официальном сайте государственного учреждения «Центр развития транспортных систем».

Где моя остановка?

Не обошлось без сложностей с новыми временными остановками, которых в центре города сейчас насчитывается 10:«Станция метро Горьковская» на площади Горького 1/80 и на улице Большая Покровская, 56, по Звездинке;

— «Стадион «Водник» на улицах Звездинка, 38 и Алексеевская, 26;

— «Площадь Октябрьская» на улице Октябрьская, 35;

— «Кинотеатр «Рекорд» на улице Пискунова, 11;

— «Ковалихинский сквер» напротив улицы Ковалихинская, 49 и Ковалихинская, 51;

— «Театр юного зрителя» на улице Горького, 145 и Горького, 160;

— площадь Минина и Пожарского до поворота на улицу Алексеевскую, рядом с домом № 2/ 2 по площади Минина и Пожарского.

Вернуть Свободу движения: приспособился ли Нижний Новгород к ограничениям при строительстве метро - фото 9

Метро-НН

Выглядят они по-спартански: на деревянных настилах в местах, где нет плитки или брусчатки, стоят металлические павильоны, обшитые железными листами. Внутри — маленькая скамейка, наверху — крыша. Урн замечено не было, как и итог — остатки чьей-то трапезы ждали нас прямо на одной из остановок. Важно помнить, что мусор в местах ожидания транспорта появляется безостановочно — это использованные билеты, окурки, упаковка от пищевых продуктов и многое другое. До того, как остановки будут оборудованы должным образом, остаётся надеяться только на порядочность и чистоплотность граждан.

Ещё одна, хоть и не критичная сложность — на Звездинке остановочный павильон перекрывает значительную часть тротуара, что почти неизбежно с учётом габаритов этой улицы.

Спасибо, что хоть такие поставили. Мне с телевизорами на стенах и не надо, — ответила нашему корреспонденту одна из пассажирок, запрыгивая в долгожданный автобус.

До обустройства остановочных павильонов нижегородцы переживали, что им придётся ждать транспорт под снегом, а потом и дождём.

Однако на текущий момент наш корреспондент отметила наличие конструкций на всех остановках, которые она посетила.

Также напомним, что в середине июля мониторинговые группы ЦРТС выявили, что водители неоднократно парковались на временных остановках. В связи с этим было принято решение организовать работу мобильных комплексов фото- и видеофиксации. Водителей, игнорирующих запрет, обещали привлекать к ответственности.

А что там с временной дорогой? Будет почти как раньше?

Немало вопросов вызывает и так называемая «временная дорога», о которой упоминали в сообществе «Метро НН — Наше. Новое» ВКонтакте. Её обещали организовать для личных авто, однако мы выяснили, что сбрасывать со счетов автобусы пока рано.

Когда на стройплощадке завершится вынос коммуникаций, ограждения сдвинутся вглубь площади со стороны Сквера имени 1905 года примерно на 6–7 метров. Таким образом удастся организовать двухполосное движение, однако большая часть площади по-прежнему будет закрыта. Временная дорога для автомобилистов пройдет вдоль остановки у Сквера имени 1905 года с поворотом налево в сторону улицы Варварской. Также будет организован поворот в сторону улицы Горького и Семашко, — уточнил в разговоре с нашим корреспондентом представитель сообщества «Метро НН — Наше. Новое».

Специалист добавил, что пока нельзя сказать, сможет ли пользоваться временной дорогой общественный транспорт. Дело в том, что организовать там остановки будет весьма проблематично, ведь важно обеспечить быструю проходимость узкого участка, поэтому со стопроцентной уверенностью вести речь пока можно только о личных авто. Вопрос по организации движения автобусов в данный момент решается.

«Руссо туристо, проездо передавале»

Вернуть Свободу движения: приспособился ли Нижний Новгород к ограничениям при строительстве метро - фото 12

Говоря о нагрузке на общественный транспорт Нижнего Новгорода в этом году, нельзя не упомянуть туристический поток, который по-прежнему значителен. По словам главы региона Глеба Никитина, рост туристического потока в Нижегородскую область по итогам 2023 года составит около 15,7% по сравнению с предыдущим годом.

И если среди местных есть те, кто в центре города бывает крайне редко, то для туристов визит сюда — обязательный пункт программы. Жительница Ленобласти Галина Белозерцева-Чекризова отдыхала в Нижнем Новгороде во второй половине июля. И если метро показалось ей практически пустым, что хоть фильмы про апокалипсис снимай, то наземный общественный транспорт запомнился совершенно иной картиной:

Через две остановки ПАЗик был забит… Эх, как в старых советских временах, когда рвутся колготки и отрываются пуговицы… При этом проезд оплачивается гениально просто: в какой бы угол тебя ни занесла толпа пассажиров, ты гордо передаешь впереди стоящему свою банковскую карту и говоришь, сколько пробить билетов, и так она доходит до водителя, а потом тем же путём с чеком возвращается…. занавес.

В беседе с нашим корреспондентом гостья также отметила, что информации на остановках было недостаточно для того, чтобы спланировать свой маршрут. Ей приходилось использовать Интернет, чтобы понять, где и какой автобус должен следовать. Женщина привела в пример схему, которая используется в Санкт-Петербурге, подчеркнув, что там она действительно информативна.

Мы посетили несколько нижегородских умных остановок и выяснили, что сейчас там отсутствует возможность проложить маршрут, хоть меню и предлагает нам такую опцию, а некоторые табло и вовсе не отзываются на касания корректно.

Вернуть Свободу движения: приспособился ли Нижний Новгород к ограничениям при строительстве метро - фото 13

Ксения Медведева приехала в Столицу закатов из Екатеринбурга — города, который и построил для нас нашумевшие ретро-трамваи. По словам девушки, местный общественный транспорт не вызвал у неё исключительно негативных впечатлений:

Транспорт в Нижнем Новгороде достаточно разнообразный — до любой точки можно добраться быстро и без каких-либо проблем. Но людей внутри, конечно, много. А ещё мне не удалось избежать того, чтобы передавать банковские карточки других пассажиров через весь салон для оплаты. Вот такое туристическое приключение в духе начала нулевых.

Вместо выводов

Вернуть Свободу движения: приспособился ли Нижний Новгород к ограничениям при строительстве метро - фото 13

Наверное, судить об эффективности всех принятых мер сейчас, когда не прошло и месяца с момента введения ограничений, рано. Хоть и важно отметить, что перекрытие площади Свободы не было сюрпризом для тех, кто ответственен за городской транспорт. Например, не нужно долго наблюдать за остановками, чтобы понять, что они остро нуждаются в урнах. Так что сюрпризы пока происходят скорее в жизнях пассажиров нижегородского транспорта и туристов. Мы надеемся, что их станет как можно меньше.

Но важно отметить главное — работа ведётся. Общественный транспорт Нижнего Новгорода активно приспосабливается к новым условиям. А самые острые проблемы, которые в нём есть, существовали и до того, как на площади Свободы появились экскаваторы.

Автор: Арина Суманова·Фото: автора