Top.Mail.Ru

Дело врачей: молодые специалисты

52

Врач. В современном обществе эта наименее оплачиваемая профессия по-прежнему остается наиболее благородной и престижной. Стать студентом медицинского вуза всегда считалось большой жизненной удачей и часто не дешевым удовольствием. Узнав о знакомом, поступившем в Медакадемию, мы многозначительно кивали: «Парень отлично устроился, бед знать не будет!». Забегая вперед, скажем: суждение до неприличия наивно.

В свое время простой товарищ Асклепий – кровный папа того самого Гиппократа – был одарен бессмертием и назначен на пост бога медицины за высочайшее врачебное искусство. Награда, согласитесь, нешуточная. За сушение корений такую не дадут.

Выбирая профессию «врач», молодые люди сознательно подчиняют себя определенному образу жизни с постоянным преодолением трудностей и бесконечным совершенствованием. А начинается все это еще с обучения в вузе.

Экспертами в вопросе подготовки специалистов-медиков выступили проректор по научной работе НижГМА Геннадий Александрович Буланов и декан лечебного факультета НижГМА Александр Николаевич Кузнецов.

Для начала приведем некоторые цифры.

Согласно плану приема абитуриентов в 2011 году, соотношение бюджетных мест и мест по договору о полном возмещении средств на обучение и подготовку специалистов на первом курсе в ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» следующее:

  • Лечебный факультет: 160 – 130,
  • Педиатрический: 70 – 40,
  • Стоматологический: 25 – 80,
  • Медико-профилактический: 42 – 30,
  • Фармацевтический: 20 – 30.

Для студента, поступившего в Медакадемию на коммерческой основе, обучение на лечебном факультете обойдется в 95 тысяч рублей за учебный год, на педиатрическом – в 65 тысяч рублей, на медико-профилактическом – в 43 тысячи рублей, на стоматологическом – в 140 тысяч рублей, на фармацевтическом – в 76 тысяч рублей. В дополнительные затраты выльется обучение в клинической ординатуре (от 20 до 95 тысяч рублей), клинической интернатуре (от 40 до 100 тысяч рублей) и аспирантуре (от 20 до 70 тысяч рублей).

Представьте степень ответственности студента, не имеющего родителей, способных вот так просто оплатить его будущее, но мечтающего стать врачом. И даже в случае успешного зачисления на бюджетное место, дамоклов меч «грозит» ему на протяжении всех шести лет обучения.

«На первом курсе мы щадяще подходим к нашим студентам, понимая, что они попали совершенно в новую, не простую среду, и стараемся не делать жестких выводов. На втором курсе учеба становится еще сложнее. Здесь и начинаются отчисления, - рассказывает Геннадий Александрович Буланов. – Отчисления возможны и на последнем, шестом курсе. Существует такая категория студентов, которая к окончанию обучения расхолаживается, позволяет себе расслабиться, не посещать занятия и лекции, вовремя не сдавать зачеты и не писать историю болезни. Так, несколько лет назад нам пришлось отчислить по неуспеваемости 9 студентов шестого курса лечебного факультета».

Из 622 абитуриентов, поступивших в НижГМА 6 лет назад, до конца (торжественного вручения диплома) дошли 531.

Потеря в бойцах оказалась следующей: лечебный факультет – 24 студента, педиатрический – 21 студент, медико-профилактический – 24, стоматологический – 87, фармацевтический – 13, факультет высшего сестринского образования – 5.

Часто «под удар» попадают студенты, получающие образование на коммерческой основе.

А.Кузнецов: «Разница между студентами, обучающимися на бюджетной и договорной основах, существенная. Среди ребят, получающих платное образование, есть и те, кто хорошо учатся – родители просто подстраховали их при поступлении. Однако, в целом, образовательный уровень таких студентов, ниже, чем тех, кто поступил на бюджетные места. Поэтому чаще отчислению из вуза за неуспеваемость подвергаются студенты, обучающиеся на договорной основе. Ситуация относительно выравнивается к третьему курсу: слабые отчислены, а оставшиеся сумели адаптироваться к нашей системе. И все-таки, разница заметна до конца».

«Easy come, easy go», – гласит английская поговорка.

Действительно, все имеет цену, но не все стоимость. Для студента медицинского вуза цена вопроса – серьезнейший упорный труд. И пусть, вначале стимулом для такого труда будет не осознания необъятной ответственности перед будущими пациентами, а строгость преподавателей.

В отличие от студентов других специальностей, студенты-медики уже с 4 курса приступают к фактически трудовой деятельности.

А.Кузнецов: «После 4 курса клиническая база (например, кафедра НижГМА в больнице №5) становится основной площадкой для обучения. Прослушав двухчасовую лекцию, студенты приступают к практическим занятиям, которые представляют собой работу с больными под руководством преподавателя. Помимо этого, к каждому студенту прикрепляется больной, которого он курирует, ежедневно навещает, осматривает, беседует с ним, фиксирует динамику выздоровления, на основании чего пишет историю болезни и докладывает ее на итоговом занятии. На этом этапе наши студенты фактически живут жизнью клиники, где проводят более 6 часов ежедневно».

«А по новым образовательным стандартам, которые вступают в силу с 1 сентября 2011 года, студенты будут обучаться практическим навыкам и умениям уже с 1 курса», - добавил Геннадий Александрович Буланов.

В своей знаменитой повести «Коллеги» Василий Аксенов рассказывает истории трех молодых врачей, выпускников института, пришедших в медицину по совершенно разным причинам: одного привело туда безграничное самолюбие, второй решил стать врачом, привлеченный хорошим заработком и красивой жизнью, третий – из чувства долга перед бушующим поколением. Один из персонажей повести обращается к молодым «коллегам» с замысловатым вопросом: «Куда клонится индекс вашей индифферентности?». Иными словами, каковы жизненные ориентиры и устремления молодых людей, принесших клятву Гиппократа?

Направить свои знания на помощь и спасение пациентов – благороднейший ориентир, в той или иной степени имеющий место в сознании человека, связавшего свою жизнь с медициной.

Что ж, препятствий нет. Напротив, все двери открыты: лечи и спасай. Вакантных мест для этого более чем достаточно. Так, согласно данным, предоставленным «В городе N» департаментом здравоохранения администрации Нижнего Новгорода, свободных ставок в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях города по состоянию на июль 2011 года – 661. То есть, больницы и поликлиники испытывают дефицит в 44 акушерах-гинекологах, 33 анестезиологах и реаниматологах, 21 офтальмологе, 15 педиатрах, 89 терапевтах и 170 интернах.

По оценкам экспертов, ситуация с врачебными кадрами в Нижнем Новгороде и области катастрофическая. Куда же делись 530 специалистов, покинувшие стены НижГМА с дипломом под мышкой в этом году? Вы, разумеется, не сомневаетесь, что в наше время коммерциализации и жажды «наживы» молодые врачи подбирают себе «теплые места» в частных медучреждениях.

А.Кузнецов: «Нельзя говорить о том, что большинство выпускников Медакадемии трудоустраиваются в частные коммерческие медучреждения. Это утверждение верно в отношении выпускников стоматологического факультета, но не лечфака. Во-первых, они сами не особенно этого желают, а во-вторых, частные клиники не заинтересованы в приеме на работу вчерашних студентов. Им нужны готовые специалисты. Коммерческие медучреждения на сегодняшний день не конкуренты муниципальным: в Нижнем Новгороде не так много частных клиник, чтобы они могли поглотить всех выпускников нашего вуза. Тем более, клиник высокого уровня».

Е.Буланов: «Мы не следим целенаправленно за судьбами наших выпускников, но знаем о тенденциях, которые в этом плане складываются. Студенты НижГМА не испытывают проблем трудоустройства. Дефицита врачебных ставок ни в городе, ни в области нет. На будущий год потребность в кадрах по области исчисляется порядком 6000 вакантных мест только в муниципальных учреждениях здравоохранения. То есть, для того, чтобы закрыть кадровый дефицит в Нижегородской области, нашему вузу нужно работать 12 лет! Это при условии, что все выпускники пойдут в здравоохранение, что далеко не так, учитывая проблемы, сложившиеся в этой сфере: недостойная заработная плата, отсутствие жилья, отсутствие социальных благ».

Тут стоит пояснить, что после получения диплома о высшем образовании студенты не имеют права приступать к работе: самостоятельная врачебная деятельность доступна только специалистам, окончившим после базовых 5-6 курсов обучения ординатуру или интернатуру. Таким образом, молодые врачи обязаны работать около двух лет в статусе интернов, зарплата которых настолько неприлична, что «стыдно смотреть им в глаза» (такую формулировку употребил «главный детский доктор России» Леонид Рошаль во время своего легендарного выступления на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным).

А доктору, между прочим, минимум 23 года. И у него, может быть, уже есть своя семья, которая вряд ли удовлетворится красивыми выдержками из «Клятвы врача» вместо завтрака, обеда и ужина.

Г. А. Буланов: «Проблемы трудоустройства, как таковой, нет. Есть проблема сохранения молодых специалистов в здравоохранении. Что собой представляет наш выпускник? Он в совершенстве владеет компьютерными технологиями, знает минимум один иностранный язык, контактен с людьми. Представители фармакологических компаний, понимая все это, буквально отлавливают таких студентов, предлагая зарплату в 40 тысяч рублей, вместо пяти в муниципальных медицинских учреждениях, выделяют автомобиль, предоставляют возможность частых заграничных командировок. Как вы считаете, откажутся от таких соблазнов молодые специалисты, останутся ли в реальной медицине?»

«Ну…, - неуверенно протягиваю я. – Не все, но те, у кого чувство долга и призвание…»

Останутся! Оставались, остаются и будут оставаться.

А.Кузнецов: «Каждодневный труд, призвание, честность перед самим собой и особое внутреннее содержание – те черты, которые формируют настоящего врача».

Во время нашего разговора декан лечебного факультета вспомнил очень трогательную и показательную историю одного из своих студентов прошлых лет. Молодой человек из семьи врачей, учась на 4 курсе Медакадемии, увлекся хлебным бизнесом (это были 90-е годы) и крайне преуспел в нем. По этой причине молодой человек ушел в академический отпуск и великолепно процветал на хлебной ниве, пока не затосковал. Свернув успешное бизнес–предприятие, студент Медакадемии закончил обучение и направился на работу в обычную городскую больницу.

Врач – это каждодневный труд, честность перед самим собой и особое внутреннее содержание.

В июне Медакадемия выпустила очередную поросль врачей. На вручении дипломов каждый из них произнес «Клятву врача Российской Федерации»:

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины — КЛЯНУСЬ.