Top.Mail.Ru

От модернизации музея к ребрендингу территории

16+

НИУ ВШЭ-Нижний Новгород и музей-заповедник Болдино при поддержке РБК Нижний Новгород провели круглый стол на тему «От модернизации музея к ребрендингу территории». Обсуждались вопросы значения музея для Нижегородского региона и культуры России в целом, современное состояние, проблемы и перспективы его развития.

В дискуссии приняли участие члены попечительского совета музея-заповедника, руководители музея, эксперты из департамента по развитию туризма и НХП Нижегородской области, представители НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.

Начиная разговор, Нина Анатольевна Жиркова, директор музея — заповедника «Болдино», подробно остановилась на острых проблемах музея. Четыре года на муниципальном районном бюджете не способствовали развитию музея: фонды требуют восстановления и реставрации. Нужно искать современные формы развития музейной инфраструктуры, новые источники финансирования.

Дмитрий Николаевич Замятин, доктор культурологии, кандидат географических наук, главный научный сотрудник Высшей Школы урбанистики имени А. А. Высоковского, в своей презентации называл музей-заповедник не иначе как «магическое место» и предложил использовать для развития территории инструменты, которые применяют в мировой культурной практике.

«Когда мы совмещаем карту и территорию, то возникают продуктивные мысли о том, как нужно развивать территорию и ландшафт. Возникают реальные проекты».

Он предложил разработать образно-географическую карту, которая позволит определить подходы и пути развития территории музея-заповедника.

Валерий Эрнстович Гордин, заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессор, доктор экономических наук, академический руководитель магистерской программы «Экономика впечатлений», продолжил тему предложением обсудить решение проблем музея-заповедника с точки зрения экономики.

Для того, чтобы Болдино стало, не могу сказать высоко рентабельным, но, по крайней мере, позволяющем себе больше с точки зрения восстановительных работ, необходимо привлечение частного капитала, который откликается на те возможности, которые создает магия места. Надо уметь на этом заработать и музею, и муниципалитету и частному бизнесу. Надо создать необходимую сервисность и привлекательность. Надо понять, каким будет новый бренд, соответствующий новым формам туризма. Гордин Валерий Эрнстович Заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Представители музейного сообщества высказались о сохранении музейного комплекса. Но нехватка финансирования не позволяет им в полной мере выполнять возложенные на них функции. Невозможно все время просить денег у государства. Необходимы новые формы. Разрешить это противоречие можно с помощью современных технологий, которые предлагает НИУ ВШЭ. Для поиска новых форм и проектов руководство музея-заповедника обратилось в НИУ ВШЭ-Нижний Новгород.

Когда к нам обратились коллеги из музея Болдино, мы с радостью вступили в этот диалог. Высшая школа экономики — многопрофильный университет, который, реализуя концепцию «Университет, открытый городу», особое внимание уделяет важным региональным проектам. Борышнева Нелли Николаевна доцент НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, руководитель образовательной программы «Литература и медиа»

«Сотрудничество с музеем возможно в нескольких аспектах: участие студентов Вышки в проектах музея и привлечение экспертов НИУ ВШЭ к решению задач развития Болдино (не только музея-заповедника, но и региона в целом). С начала мая этого года студенты НИУ ВШЭ-Нижний Новгород уже работают над созданием экскурсий и новых туристических маршрутов. Сотрудники факультета гуманитарных наук, преподаватели — носители языка, совместно с искусствоведами-авторами экскурсий, готовят материалы для аудиогидов. В ближайших планах — модернизация сайта силами экспертов факультета информатики, математики и компьютерных наук, разработка маркетинговой стратегии продвижения при участии маркетологов и менеджеров ВШЭ, а также организация международного сотрудничества музея-заповедника с зарубежными центрами славистики» — рассказала Нелли Николаевна Борышнева.

По завершении круглого стола было принято решение, объединив усилия, продолжить работу в поисках новых форм взаимодействия музея, муниципальных и региональных государственных ведомств, экспертного сообщества в лице представителей всех кампусов Высшей школы экономики, которые позволят не только сохранить музей-заповедник, но и развивать его на более высоком уровне.