Top.Mail.Ru

Четыре принципа воспитания детей от советского педагога Симона Соловейчика

937
16+

Симон Львович Соловейчик (1930–1996) — выдающийся писатель и педагог советской эпохи. На его детство пришлись война и жизнь в эвакуации. Он работал пионервожатым, затем преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме. Соловейчик написал несколько книг, был соучредителем «Учительской газеты» и сценаристом передачи «Час ученичества». Воспитывал троих детей.

Симон Соловейчик был идеалистом. В годы работы учителем он впервые задумался о принципах воспитания детей в СССР. Впоследствии его идеи стали основой новой методики воспитания — педагогики сотрудничества. Соловейчик бросил вызов советским принципам работы с детьми, главными из которых были искоренение лени и слабоволия и внушение таких общественных норм, как коллективизм, товарищество, а также пренебрежение собственными желаниями и чувствами. Он боролся за гуманизм, моральные ценности и внутреннюю свободу, а любовь и совесть называл кислородом нравственной атмосферы. В отличие от методик подавляющего большинства советских педагогов, мысли и идеи Симона Львовича актуальны и по сей день.

Принцип 1. Свобода превыше всего

Внутреннюю свободу Соловейчик считал основой нравственного и интеллектуального развития личности. Причем этому качеству невозможно научить — его можно воспитать, показав ребенку на собственном примере, что же такое внутренняя свобода. Свобода не равняется попустительству или хаосу, в данном случае это умение мыслить вне рамок независимо от пола и возраста. Педагог был уверен, что дети тянутся именно к таким — внутренне свободным людям, и главная задача взрослого — воспринимать ребенка как равного. Именно так педагог «создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек». Снисходительное отношение или даже принижение ребенка, в свою очередь, может стать причиной остановки развития и отсутствия интереса к новым знаниям.

Сухая подача материала для середнячков и требование знать материал назубок, по мнению Соловейчика, приводили к тому, что детям просто не нравилось учиться. Задачи для школьников должны быть доступными для всех, но при этом трудными и вдохновляющими, считал он. Причем полная загруженность ученика в школе не всегда хороший показатель.

Принцип 2. Взаимодействие детей и родителей

По Соловейчику, воспитание зависит от трех переменных величин: детей, взрослых и отношений между ними. Например, в общении с грудным ребенком мать может приучать его справляться со своими чувствами. То есть если младенец кричит в своей кроватке, а мама занимается своими делами на кухне и слышит по голосу малыша, что ничего страшного не произошло, она может не торопиться.

«Она заканчивает свои дела, потом идёт к сыну, но без упрёков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идёт с повинной: — Ты меня зовёшь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!», — пишет педагог. В младенчестве дети нуждаются в признании их чувств и желаний, а еще — в вере в справедливость мира. Но когда ребенок растет, его надо учить справляться с разного рода неприятностями. К примеру, с тем, что не все в школе будут его любить, или с тем, что учитель может быть несправедлив. В подобных ситуациях важно признать проблему, пожалеть ребенка и выразить надежду на то, что он справится с проблемой, а если это необходимо, помочь ему.

Принцип 3. Самостоятельность — цель воспитания ребенка

Ребенок должен постепенно «отделяться» от родителей, готовиться ко взрослой жизни — это и есть конечная цель воспитания. Задача родителей — воспитать достаточно развитого ребенка, способного не зависеть от окружающих людей. Для этого взрослым предстоит начать контролировать свою тревогу. Травмы, плохие оценки, неодобрение людей вокруг — все это будет в жизни каждого ребенка, и это нормально — дети не должны всегда вести себя идеально. А потому одно из главных правил воспитания ребенка — не стыдиться его ни при каких обстоятельствах, особенно при посторонних. Соловейчик считал, что посредством плохого поведения при чужих людях дети входят с ними в контакт, и это скорее хорошо, чем плохо.

Принцип 4. Главная ценность — возможность развиваться

Детям необходимо развиваться как психически, так и физически. И шум и крики — это обязательные атрибуты здорового развития ребенка. Нельзя подавлять детскую природу только потому, что это создает вам дополнительные трудности. Напротив, кружки, которые вроде бы должны способствовать развитию, не всегда выполняют эту функцию должным образом. Важно понять, как чувствует себя ребенок в той или иной секции, и если он становится подавленным, теряет интерес ко всему и замыкается, — значит, вы выбрали не те занятия. Дети должны демонстрировать любознательность, и это качество гораздо важнее, чем дисциплина и хорошие оценки.

По материалам melfmm.ru