Top.Mail.Ru

Умер Бернардо Бертолуччи: за что любили одного из самых скандальных режиссеров мира

236
16+

26 ноября после продолжительной болезни умер итальянский режиссер и поэт Бернардо Бертолуччи. Смерть застала его в Риме в возрасте 77 лет. За полвека карьеры Бертолуччи удостоился нескольких «Оскаров», «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, звезды на голливудской Аллее славы и даже Нобелевской премии мира за вклад в области борьбы за права человека, а коллеги и зрители называют его одним из самых влиятельных режиссеров современности, эстетом и провокатором. Рассказываем, чем знаменит Бернардо Бертолуччи — режиссер, подаривший миру два десятка бессмертных картин.

Жизнь и кино

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в итальянском городе Парма в семье поэта, кинокритика и профессора истории искусств Аттилио Бертолуччи. В 1960 году он поступил на философский факультет Римского университета, где проучился два года. В 1961-ом ему посчастливилось стать ассистентом режиссера на съемках фильма «Аккаттоне», а в 1962-ом Бертолуччи снял свою первую картину — игровую «Костлявую куму».

Дальше были кинолента «Перед революцией», телевизионный фильм «Нефтепровод», короткометражка «Агония» и «Партнер», снятый по мотивам повести Достоевского «Двойник».

Но наибольшую известность мастеру принесли такие картины как «Конформист», «Последнее танго в Париже», «Последний император» и «Мечтатели».

«Конформист», 1970

В своей восьмой по счету работе Бертолуччи попытался изучить природу конформизма и фашизма через главного героя фильма — аристократа по имени Марчелло. В детстве он, сын наркоманки и пациента психиатрической клиники, переживает сексуальное насилие со стороны взрослого мужчины, поэтому главная цель Марчелло — быть «нормальным». Именно этого и пытается добиться герой, поступив на службу в тайную полицию фашистов, однако неожиданно получает задание убить своего старого знакомого, выступающего против фашизма. Режиссер проводит параллель между государственным и сексуальным насилием — тем, что Марчелло пережил, будучи ребенком, и показывает, как его стремление к «нормальности» лишает его человеческих качеств. У ленты были проблемы с прокатом — ее запрещали и урезали, но, тем не менее, «Конформиста» оценили критики и именитые режиссеры. В частности, о том, что этот фильм оказал на них существенное влияние, в свое время говорили Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг.

«Последнее танго в Париже», 1972

Настоящий скандал вызвал родившийся из сексуальных фантазий Бертолуччи эротический фильм «Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. Двадцатилетняя парижанка Жанна (Шнайдер) и 45-летний вдовец Пол (Брандо) состоят в тайных, граничащих с извращением, сексуальных отношениях. Несмотря на все достоинства фильма — замечательных актеров и необычные визуальные решения — зрители увидели на экране исключительно откровенные, а порой и шокирующие сексуальные сцены — например, с изнасилованием героини с использованием сливочного масла. Через несколько лет Шнайдер признается, что этого эпизода не было в сценарии, и именно из-за него она почувствовала себя изнасилованной Брандо и Бертолуччи. Надо заметить, что по завершении съемок все копии фильма в Италии были уничтожены, а Марлон Брандо и Бернардо Бертолуччи получили по два месяца условного срока.

«Последний император», 1987

Картина повествует о последнем императоре Китая Пу И — с самого детства до ареста и амнистии правителя. Удивительно, но «Последний император» был снят без студийной помощи — продюсер лично собрал на него 25 млн долларов, а власти Китая впервые разрешили съемки в дворцовом комплексе Запретный город в Пекине. Результат не заставил себя долго ждать — в 1988 году фильм претендовал на «Оскар» в девяти номинациях и получил все девять наград. Он же заработал четыре «Золотых глобуса», «Грэмми» и премию «Сезар».

«Мечтатели», 2003

Один из поздних фильмов Бертолуччи, эротическая драма «Мечтатели», очень полюбился молодежи. Герои картины — студенты, ставящие самые смелые сексуальные и психологические эксперименты в небольшой парижской квартирке, и все это — на фоне студенческих волнений 1968 года. Не обошлось и без любимых режиссером табуированных тем — на этот раз в центре сюжета оказались отношения брата и сестры на грани инцеста.

По материалам tass.ru.

Автор: Анастасия Рыбакова