Top.Mail.Ru

Выбираем велосипед для подростка

411
16+

 

 

 Хотите – спорьте до посинения, но покупка велосипеда – не менее ответственное дело, чем приобретение смартфона или компьютера последнего поколения. И дело не только в том, что порой они сопоставимы по цене. От правильно подобранного байка зависит гораздо большее, чем от электронного поводыря в виртуальной реальности. Не сказать, что это целая наука, но некоторую сумму знаний, прежде чем идти в магазин, усвоить стоит, тем более если покупаете детский или подростковый велосипед.

Немного ностальгии (для взрослых)

Взрослые тоже когда-то были маленькими, и мечтали о своем велике, с завистью поглядывая на счастливых обладателей этого богатства. Но в советское время, особенно в шестидесятые – семидесятые годы, купить хорошее двухколесное транспортное средство без мотора было не просто: в стране царил дефицит, да и не каждая семья могла позволить для своего ребенка такую роскошь. И все же летом по дворам гоняли стаи пацанов и девчонок, соревнуясь в скорости, прыжках с бордюров и небольших естественных трамплинов, фигурном вождении между деревьев, зарабатывая синяки и ссадины.

Какие наколенники, налокотники, велоочки и респираторы?! Какие велошлемы, да еще в трех модификациях?! Мы и без них летали «без руля», то есть, убрав с него руки. Или привязывали к рулям веревки и управляли своим видавшим виды двухколесным транспортом, словно тачанками.

Мы любили свои велики больше всего на свете, обшивали «седла» мехом, ставили на раму дополнительное сиденье, чтобы катать брата, сестру, друга или подружку, вставляли в спицы бесчисленное количество катафотов (светоотражателей). Не зная слова тюнинг, мы занимались им самозабвенно, проявляя невероятные изворотливость и фантазию.

 

Старый добрый «Школьник» служит кому-то до сих пор

Промышленность не баловала разнообразием. После незамысловатого трехколесника приходило время «Школьника», который с 1956 по 1996 год выпускал наш Горьковский велосипедный завод, входивший в тогда еще производственное объединение «ГАЗ». Этот аппарат, рассчитанный на детвору от 8 до примерно 13 лет и славившийся своей надежностью (увы, в середине 80-х его качество заметно снизилось), часто передавался из поколения в поколение, им дорожили. Иногда с него сразу пересаживались на взрослый «Урал», классический односкоростной дорожный велосипед, ставший, в силу своей «неубиваемости» и долговечности, одной из легенд отечественного велопрома.

До педалей не доставали? Не беда! «Педалили» под рамой, не садясь в седло, и ждали, когда подрастем. Кому везло больше, тот обзаводился «Орленком» литовского производства. Это была, пожалуй, самая классная подростковая модель, своего рода промежуточный вариант между «Школьником» и «Уралом».

 

«Кама» была сверхпопулярным велосипедом, за которым выстраивались большие очереди

Потом объектами грез становились «Аист», «Салют» и особенно «Кама» со складной рамой. Пределом мечтаний были туристические «Спутник» и четырехскоростной «Турист», гоночный «Старт-шоссе» производства Харьковского велосипедного завода, которые надо было буквально караулить в велолотделах спортивных магазинов: редко они там появлялись, да и не всем были по карману.

Сегодня – совсем иная картина: от марок и моделей в глазах рябит, а цены, порой, приводят в шок. Как вам армейский велик за 80 000 или «внедорожник» за 180 000 рублей? И это далеко не предел. Но и не повод для разочарований. Очень приличный аппарат можно приобрести и за вполне разумные деньги. Главное – правильно его выбрать. Это прежде о «примерке» и прочих тонкостях никто не думал – брали то, что давали, сегодня же есть возможность «подогнать» велик под себя как костюмчик – почти по мерке. И для определенных условий эксплуатации. Надо только вникнуть в предмет, получить знания, которые раньше, вроде, не были нужны, а теперь вот понадобились. Для детей же стараемся.

Устройте себе и ребенку велоликбез

 Большое заблуждение думать, что подобрать технику для вашего чада значительно проще, чем для взрослого. Скорее, наоборот. Мы, как правило, точно знаем, что нам надо, и, получается, что вопрос упирается только в производителя и цену. С детьми все иначе, потому что часто им хочется точно такой велосипед, как «у того мальчишки (девчонки)», а покупка может элементарно не уложиться в бюджет. Или не подойти по физическим параметрам, что грозит испорченной осанкой. Или оказаться проблемной с точки зрения безопасности. И попробуйте убедить в этом своего отпрыска, который уже «загорелся» той же маркой, той же моделью и даже статусностью возможного приобретения. Как же сделать, чтобы велосипед, который вы выберите вместе с ним, понравился отпрыску, а вас избавил от беспокойства за его здоровье?

Заинтересуйте себя и его классификацией велосипедов, объяснив, зачем это нужно. А нужно это для того, чтобы не ошибиться с выбором. Только не переусердствуйте с терминологией, углубляясь в типы и подтипы – придет время и ваше чадо, если велосипед станет стилем его жизни, само разберется во всех этих backcountry, all mountain, enduro, downhill, fatbike и так далее. И вас еще будет учить. А пока мы выбираем двухколесное транспортное средство для подростка в возрасте примерно 8 – 14 лет, которому первый серьезный велосипед в новинку и о скоростном спуске с гор думать пока рано.

 Сегодня практически каждый производитель имеет в своем модельном ряду аппараты, предназначенные специально для подростков. По сути, это уменьшенные и облегченные копии взрослых велосипедов, которые также подразделяются на виды, в зависимости от назначения. 

Гибридный велосипед со стальной рамой

 

Для новичка лучше всего подойдет гибридный тип, сочетающий в себе качества городского и горного велика. Он легок, надежен, долговечен и имеет неплохие скоростные характеристики. Модель отличают узкие покрышки с относительно гладким протектором. Меньше нагрузка на ноги – легче крутить педали. Для жителя мегаполиса  это – идеальный вариант еще и потому, что, выезжая на дачу, он может смело захватить велосипед с собой: легкое бездорожье ему не противопоказано.

Нет дачи и вы, а значит и ваш ребенок, обитаете исключительно в городе? В этом случае есть смысл рассмотреть чисто городской вариант – citybike. Его отличают закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, большие колеса с шинами средней ширины и мелким протектором. Есть защита цепи и багажник, зеркала, корзина для перевозки мелких грузов, фонарь, подножка. В общем, все сделано для того, чтобы поездка была комфортной. Она таковой и является, благодаря высокой посадке и широкому, хорошо подпружиненному седлу.

 

Подростковый круизер

К городским велосипедам относятся и «круизеры», а также чопперы, копирующие своей внешностью мотоциклы. Уступая в маневренности некоторым другим видам, они отлично идут по прямой, доставляя седоку массу удовольствия, в том числе и своим необычным видом. У меня был когда-то чоппер Stingray американской фирмы Schwinn – огромный, с мощной рамой, большим «седлом» (почти как на мотоцикле), широченным задним катком, дисковыми тормозами и далеко вынесенной хромированной передней вилкой.

Чоппер Stingray от Schwinn – эту мечту я реализовал, когда стал совсем взрослым. Ребята, это – песня. Проблема была лишь в том, чтобы выкатить тяжелую машину со второго этажа, а потом туда же закатить

Он занимал почти половину комнаты, был тяжел, и спуск его со второго этажа по ступенькам представлял собой целую спецоперацию. Ехать по ровной поверхности было величайшим наслаждением, поворачивать – мука, а затяжные подъемы надо было обходить стороной. Но вряд ли такой аппарат подойдет для подростка, если только не найдется какая-то облегченная версия, или ваш ребенок не атлет.      

Подростковый горный велосипед 

Горный велосипед специально для девушек

Ребенок питает страсть к преодолению препятствий? Тогда лучший выбор – горный велосипед. Устроен он так, чтобы преодолевать сложные участки с максимально возможной безопасностью. С этой целью у таких байков укорочена рама, передние колеса с амортизаторами, а скоростей – до тридцати. Протекторы шин достаточно «зубасты», что на бездорожье имеет значение.

Шоссейные (для очень скоростной езды по хорошим трассам), внедорожные (среди них есть и скоростные) и BMX велосипеды, предназначенные для исполнения различных трюков –  большой и, пожалуй, самостоятельный сюжет, который стоит представить  отдельно.

С велосипедами для девушек проще, если ваша дочь не сорви-голова. Есть конкретные модели с вполне конкретными параметрами, учитывающими анатомию (открытая рама, особая форма «седла» и так далее). Остается лишь подобрать аппарат по росту, цвету, который, вероятно, должен быть ярким – девчонки любят красивые штучки.

Определитесь с производителем и ценой

Решив, где и как будет использоваться велосипед, подумайте о том, сколько вы готовы в него инвестировать. Количество денег не в последнюю очередь зависит от производителя, так что попытайтесь найти золотую середину, если ограничены в бюджете.

Помните: приемлемый по цене байк может оказаться отличной покупкой и служить много лет. Конечно, он будет уступать в возможностях некоторым моделям, но это совершенно не умаляет его достоинств, если выбор сделан осознанно.

Сайт Veloinsider.ru считает лучшими производителями подростковых велосипедов фирмы Forward, Stels, Giant, а также Author, Stark, Cannondale, Ghost, Kross, Schwinn. А еще некоторые известные автомобильные компании позволяют себе роскошь выпускать классные велики, Audi, например.

Где покупать?


Место покупки – очень важный момент, от которого зачастую зависит дальнейшая эксплуатация велосипеда. В магазин игрушек лучше не ходить, если вы сам не специалист: продавщицы, которые там работают, ничего толкового не скажут.

Значит, идем в спорттовары, а лучше – в один из специализированных велосипедных магазинов, которых открывается все больше. Желательно в крупный, с большим ассортиментом. Там, как правило, работают парни, которые сами являются велофанатами. Они поймут вас с полуслова и помогут подобрать то, что нужно, а также предложат дополнительное оборудование: насос, велозамок, различные багажники, велокомпьютер, инструменты и ремкомплект, переднюю фару и задний фонарь, катафоты, которые по правилам должны обязательно присутствовать на любом велике, а также экипировку.

 

Держатель для мобильника, фара, велокомпьютер, показывающий текущую среднюю скорость, километраж конкретной поездки и общий километраж, - не обязательное, но очень желательное приобретение

Нужны ли наколенники, налокотники и специальная велоодежда? В принципе, можно обойтись и без них. А вот шлемом пренебрегать не стоит, при падении он может спасти жизнь. Также есть смысл обзавестись велоочками, которые отличаются от обычных удлиненными линзами из поликарбоната, защитой от ультрафиолета UV400, плотным прилеганием, защитой от запотевания и мягкими заушниками.

В магазин идем вместе

Если в велосипедах вы разбираетесь хуже, чем в автомобилях, то лучше взять с собой товарища с пониманием. Нет такого – не беда, в специализированном магазине, как уже говорилось, вам помогут. Но ребенка, для которого вся эта эпопея и затеяна, надо брать обязательно.

 

Брать байк «на вырост» сегодня уже не годится: это чревато дискомфортом, проблемами с управлением, и, как следствие, травмами.

Пусть ваш сын или дочь попробуют перекинуть ногу над рамой. Если не получится, надо примерить другую модель. Нашли подходящую? Тогда еще один важный момент: от рамы до верхней части бедра должно быть не менее 10 сантиметров, чтобы при необходимости ребенок без травм мог спрыгнуть с велосипеда в движении. Нормальное расстояние от руля до сиденья равно длине от локтя до кончиков пальцев велосипедиста.

Ноги свободно ложатся на педали, посадка ровная, на сутулость и намека нет (отчасти это достигается регулировкой высоты руля и «седла»), значит – ваша модель.

Главное - безопасность

 «Подогнав» велосипед под физические параметры, подумайте о тормозах. И проверьте их. Предположим, у велосипеда они ручные. Тогда убедитесь, что у ребенка достаточно сил, чтобы выжать рукоятку, и не один раз. Торможение не должно его напрягать, тормоз обязан срабатывать легко и быстро. Поэтому и считается, что экстренную остановку лучше других обеспечит «ножник». А если велосипед горный, то лучше и вовсе позаботиться о гидравлике.

Цепь обязательно должна быть прикрыта кожухом, иначе зажатая между нею и «звездочкой» штанина или край длинной юбки могут привести к падению и травмам, в том числе тяжелым.

Что касается количества передач. Подростку, который впервые садится на почти взрослый велосипед, не нужно иметь их слишком много. Пусть получает удовольствие от езды, а не сосредотачивается на алгоритмах переключений. Впрочем, многим, как раз, это и надо, хотят, чтобы все было как у старших. Тогда сами как следует усвойте и ребенка научите, как переключать передачи, пусть потренируется, а потом уже едет.

Поехали!

Выбрали. И вас, и подростка все устраивает. Тогда остается пробная поездка на площадке перед магазином. Если таковой не имеется, все равно нужно проверить работу всех основных узлов, убедиться, что нет посторонних звуков и люфтов.

Если заказывали дополнительное оборудование, не забудьте удостовериться и в его исправности. Даже если велосипед прошел предпродажную подготовку (а в специализированных магазинах ее обязательно сделают), все равно не поленитесь лишний раз покрутить колеса, педали, задать вопросы насчет гарантийного обслуживания, запчастей и ремонта. Проверьте, правильно ли оформлена покупка, есть ли штампы магазина и отметки о дате продажи.

Все в порядке? Тогда поехали!

Александр Шеронов,