«Фотоаппарат – это предлог, чтобы поговорить»

7 марта 2013 15:09
2473

С 6 по 24 марта в Доме Архитектора проходит выставка известного польского фотографа Миколая Гринберга «Много женщин». Этот проект для него начался с личной трагедии, которая стала началом большого пути. За несколько лет Николай Гринберг побывал в девяти странах, в каждой из которых искал себе моделей прямо на улицах городов. Данная выставка – не парад красавиц, но целый ряд невероятных историй. Каждую работу сопровождает краткий диалог, который происходил между фотографом и его героинями – старушкой из Пхеньяна, подружками из Тель-Авива, девушкой из Буэнос-Айреса и многими другими.

Миколай Гринберг не похож на героя-любовника. А что еще ожидаешь увидеть от человека, который сделал тысячи женских портретов? Это интеллигентный, скромный человек в трогательных круглых очках, который искренне краснеет, когда ему задают личные вопросы. Фотограф в России не впервые. Привезти его выставку «Много женщин» в Нижний Новгород помог Польский культурный центр в Москве. Этот проект начался для Гринберга с настоящей жизненной трагедии. «Все началось очень печально. Со смерти моей мамы. Первая и главная фотография в этом цикле - это ее портрет, который имел рабочее название «Вдова». В свое время моему отцу делали очень серьезную операцию. И когда кризис миновал, мы расслабились и решили пошутить, пофантазировать, как бы выглядела мама в образе вдовы. Через три года ее не стало», - рассказывает Миколай Гринберг.

Позже фотограф стал искать предлог, чтобы показать людям этот портрет. Но стало ясно, что выставку не устроишь ради одной фотографии. Тогда он стал снимать близких ему женщин: жену, дочь, коллег, подруг. Все это сопровождалось личными переживаниями, болью утраты. На вернисаже, который проходил в Варшаве, отцу фотографа стало плохо. И когда все это закончилось, Гринберг вздохнул с облегчением.

Путешествие туда и обратно

Спустя полтора года после этих событий польский мастер поехал в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, на фестиваль культуры. «Организаторы хотели показать людям женские портреты, которые я сделал в Варшаве. Я подумал, что было бы глупо проделать столь длинный путь и не поискать материал здесь. Я решил сделать фотосессию в открытом городском пространстве. В итоге мы выбрали место по соседству с двумя вокзалами, где проходило очень много людей. Получилась студия. Я установил освещение и развесил прежние мои фотографии, напечатанные на холсте. Создавалось ощущение, что развешено постельное белье».

Организаторы твердили фотографу, что из этой затеи ничего не получится. Не принято у них приставать на улице к незнакомым женщинам. Но в итоге за два дня он сделал портреты около ста женщин, большинство из которых согласились и сфотографироваться, и поговорить с художником. Вообще разговоры в работе Миколая Гринберга очень важны. Сам он считает их куда более ценными, чем сами фотографии. «Фотоаппарат – это всего лишь повод начать разговор». Такая страсть к общению неслучайна. По образованию Гринберг психолог.

После посещения Бразилии фотограф понял, что это начало большого путешествия. За несколько лет он побывал в Израиле, Аргентине, Украине, Бразилии, Перу, Мексике, Занзибаре и Китае.

«Были женщины, которых я приглашал сниматься, были те, кто просил об этом сам. Были и те, которые смотрели на меня, как принцессы, и говорили, что мне ничего не удастся. Это вызов, который я принимал. С женщинами мне куда интереснее общаться. Ведь я знаю, что происходит в мужской голове, а что в женской - нет», - делится художник.

С окончанием этой работы закончился и определенный этап в жизни самого Миколая Гринберга. «Все это помогло пережить мне утрату моей мамы. Ее друзья говорят, что я сделал для нее очень красивый памятник. Я не перестал по ней скучать, но сейчас я уже в совершенно другом месте в жизни, чем был, когда начинал это путешествие».

«Я работаю над темами, которые связаны с моей жизнью»

Три года назад художник закончил большой проект об Освенциме. Для него события холокоста – это большой фрагмент родовой истории. Он происходит из семьи польских евреев, многие члены которой были узниками концлагеря. «Проект назывался «Аушвиц. Что я здесь делаю?» На протяжении года я снимал посетителей Аушвица и спрашивал, что они тут делают. Ответ состоял из двух частей: почему я сюда приехал и что тут со мною происходит».

Над вопросом, почему ваши работы связаны с грустью, художник задумывается. «Мне кажется, что самые интересное – это диалоги на грустные темы. Когда человек весел и счастлив, то становится скучно. Чем ему делиться? В его жизни все легко. А когда есть драма, перелом, то возникает поистине глубокая связь, рождается истина».

Подпишитесь на дайджест новостей от главреда «В Городе N»
На ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения e-mail адреса.
Вы уже подписаны на дайджест новостей от главреда «В Городе N».
Любое использование материалов допускается только при наличии активной ссылки на vgoroden.ru
Ежедневно обновляемое справочное электронное издание сетевого распространения зарегистрировано 7 февраля 2011 года, свидетельство Эл №ФС77-43792. Информационное агентство «В городе N», свидетельство ИА № ФС77-53731 от 26 апреля 2013 г.
Дизайн — Студия Titanium
Яндекс.Метрика
Главное за последний час
Мемориальные доски четырем выдающимся горожанам установят в Нижнем Новгороде
Created using Figma