«За сорок лет режиссерской работы «Мосфильм» стал моей жизнью», - Вадим Абдрашитов

21 апреля 2014 14:30
12

15 апреля в культовом киноцентре «Рекорд» в Нижнем Новгороде стартовал фестиваль «Мосфильму — 90». Напомним, гостем церемонии открытия фестиваля, посвященного празднованию юбилея, пожалуй, самой знаменитой в России киностудии, стал глава «Мосфильма», режиссер Карен Шахназаров

Второй вечер праздничных мероприятий выдался для нижегородской публики не менее ярким — 16 апреля город посетил народный артист РФ, лауреат Госпремии РСФСР и СССР, обладатель премии Президента и Правительства России, кинорежиссер Вадим Абдрашитов.

В ходе встречи со зрителями все в том же «Рекорде» автор фильмов «Парад планет», «Охота на лис», «Слуга», «Магнитные бури» и других значимых для советского и российского кинематографа лент рассказал о своем тернистом пути к искусству, работе со звездами кино, тяжелых годах упадка «Мосфильма», а также о создании новой, «метафизической» картины с драматическим сюжетом.

О «судьбоносной» встрече с Нижним

«Я рад, что мне удалось приехать в Нижний Новгород, но, к огромному сожалению, я прибыл сюда всего на один день. Я давно не был в этом городе. Здесь есть, на что посмотреть, а лично мне есть, что восстановить в памяти. Сегодня я побывал в Художественном музее и прошелся по центральным улицам города. Признаюсь, мыслей о съемках кино в Нижегородской области у меня никогда не было, но сегодняшний день перевернул мою судьбу (смеется, — прим.ред.). У Нижнего Новгорода уникальная история, уникальная натура, это потрясающе красивый город. Однако его не помешало бы немного „подчистить“, выделить денег на реставрацию фасадов домов. Более или менее приведена в порядок Большая Покровская, хотя и она изуродована рекламой. Однако даже несмотря на все это, город выглядит очень хорошо».

Об извилистой дороге в кинематограф

«Я пришел в кинематограф извилистой дорогой, и слава богу, что все получилось именно так, как получилось. В советское время для того, чтобы получить второе высшее образование бесплатно, достаточно было отработать по первой полученной профессии 3 года, помните, да? Именно так у меня и получилось. По первому образованию я физик, и учился в знаменитом Московском Физтехе, а на старших курсах я почувствовал, что буду заниматься кинематографом. Я специально пошел на Московский электровакуумный завод и отработал там три года, закончив работу на производстве в качестве начальника большого заводского цеха. С таким жизненным багажом я и поступил во ВГИК, где как раз набирал курс великий Михаил Ромм, выпустивший в кинематограф много значимых советских режиссеров. В 1974 году я окончил курс во ВГИКе, — вот и вся дорога.

О родном „Мосфильме“

„Мосфильму“ 90 лет, и 40 из них я проработал на этой киностудии. Она стала для меня и работой, и домом, и семьей, и жизнью и судьбой. Жизнь кинорежиссера, как и любого человека кино, делится на картины, которые и становятся вехами судьбы. За время работы на „Мосфильме“ я снял 11 полнометражных картин и сделал это вместе с моим другом и прекрасным сценаристом Александром Миндадзе. Все наши картины были достаточно хорошо известны, практически каждый фильм был номинирован на премии и награды различных фестивалей. Вместе со всей страной „Мосфильм“ перешел на новое качество существования и отношение к кинематографу. Надо сказать, что за время своего существования „Мосфильм“ переживал достаточно сложные дни. Было особенно непросто во времена упадка „Мосфильма“, когда студия являла собой неосвещенное помещение, а по ее территории бегали своры одичавших собак. Для того, чтобы вернуть студию в прежний вид, необходимо было приложить огромные усилия. Сегодня „Мосфильм“ являет собой самую большую киностудию в Европе».

О современном кинематографе

«В современном кинематографе есть сложности — впрочем, как и в современной литературе, современном театре и современном изобразительном искусстве во всем мире. Все достижения великого мирового кинематографа остались в прошлом, и сейчас кино находится то ли на распутье, то ли на перепутье — трудно сказать, но это общемировая практика. В общем, у нас есть замечательная студия, а вот замечательных картин несколько меньше, чем в те времена, когда в стране было меньше технических и производственных возможностей. Несмотря на все это, „Мосфильм“ собирается жить и работать дальше, в стране по-прежнему готовят актеров, режиссеров, сценаристов и операторов, а значит, жизнь продолжается».

О кино и вчерашних школьниках

«Большая беда современного кинематографа заключается в том, что в кино приходят вчерашние десятиклассники, — таково наше современное законодательство. К примеру, я поступал во ВГИК, когда мне было 25 лет, и думал, что буду самым взрослым дядькой в институте, однако на самом деле я оказался средним по возрасту на своем курсе. На сценарий, драматургию и режиссуру в театральные вузы тогда брали достаточно взрослых людей, потому у каждого из студентов этих специальностей должен быть хотя бы минимальный жизненный опыт. Например, у нас учились профессиональный боксер, писатель, летчик-испытатель на пенсии, актер, — вот из таких взрослых, состоявшихся людей и складывались впоследствии мастерские искусства. И это сказывалось на качестве картин. О чем же вчерашние школьники смогут рассказать мне сейчас, я не знаю. Лично я не раз поднимал вопрос о возможности поступления на специальности режиссера, сценариста и драматурга взрослых людей, пусть даже и без высшего образования за плечами, на общих основаниях. Все они тоже должны иметь право получить одну из этих профессий бесплатно. Однако пока мои вопросы к правительству остаются без ответа».

О реалистичном кино

«О том, что происходит в мире сейчас, пока не стоит снимать кино — на то, чтобы осознать, осмыслить все это, нужно время. Что касается моих работ, в некоторых из них действительно нашли отражение реальные события. Например, фильм „Слуга“ рассказывает о „мимикрии“ власти, так актуальной во все времена, а кинолента „Время танцора“ — о реальных событиях на Кавказе. К подобным фильмам относятся и „Магнитные бури“, поэтому я могу сказать, что долгов в этом плане у меня нет».

О самой тяжелой работе над фильмом и круизных лайнерах

«Армавир» — на мой взгляд, замечательная картина. Как и людей, у каждого фильма есть своя судьба. У «Армавира» судьба странная. Это серьезная и глубокая картина о жизни и переменчивости участи человека. «Армавир» — это название лайнера, на котором наши герои уходят в круиз. Во время путешествия судно тонет, как «Титаник». Не хочу сравнивать крушение в фильме с трагедией на «Адмирале Нахимове», потому что это была реальная катастрофа. В картине мы обошлись без утопленников. Герои фильма — люди, оказавшиеся на берегу после крушения, практически потеряли связь между собой и узнают друг друга, восстанавливая эту связь. Этот фильм — моя самая тяжелая в производственном плане работа. Огромное судно, специально построенное для «Армавира», нужно было буквально потопить прямо в кадре — мы отказались от комбинированных съемок. Это было не только сложно, но и опасно — нужно было точно знать, какая палуба пойдет под воду первой, каким образом корабль накренится и так далее. Мы снимали кино на двух судах — «Федор Шаляпин», которое было построено специально для съемок, и вспомогательной «Кубани» — реальном лайнере».

О «Параде планет»

«Парад планет» — достаточно известная картина, ее время от времени показывают по телевидению. В этом году у нее юбилей — фильм вышел 30 лет тому назад. Пусть это не смущает зрителя, потому что ее тема касается наших сегодняшних действительности, существования и «духоположения», чему я несказанно рад как автор. Рад я и тому, что «Парад планет» вошел в юбилейную программу фестиваля. В проекте эта история называлась «Сборы». Речь шла о том, — мужчины меня поймут и растолкуют своим спутницам, — что в Советском Союзе на военные сборы призывали резервистов. Наши герои — шесть человек — получают повестки из военкомата и отправляются на сборы. Там герои условно гибнут, условно — потому что это учения, однако по окончании сборов остаются в странном подвешенном состоянии. Там снялись звезды и будущие звезды советского кино — Алексей Жарков, Сергей Никоненко, Олег Борисов и Петр Зайченко. Очень хорошую музыку к ленте написал композитор Вячеслав Ганелин».

О новом фильме без названия

«Сейчас я работаю над новым проектом. Хожу по кабинетам всякого рода начальников и пытаюсь получить возможность его финансирования. Дело это очень сложное, потому что определяющую роль в данном вопросе играют не только законы, но и желание или нежелание чиновников. Почему-то наиболее качественные проекты, которые Минкульт должен поддерживать, остаются без внимания. Тему моего проекта очень сложно сформулировать. Если так можно сказать, это картина о метафизике жизни. О том, что нормальная температура тела человека — 36,6 градусов, и так было сто и тысячу лет назад, а следовательно, основные инстинкты существования повторяют друг друга из поколения в поколение. Эта картина сложна драматургически и духовно, а внутри — сюжет о детском враче, у которого, как это ни парадоксально, тяжело заболевает пятилетняя дочь».

Подпишитесь на дайджест новостей от главреда «В Городе N»
На ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения e-mail адреса.
Вы уже подписаны на дайджест новостей от главреда «В Городе N».
Любое использование материалов допускается только при наличии активной ссылки на vgoroden.ru
Ежедневно обновляемое справочное электронное издание сетевого распространения зарегистрировано 7 февраля 2011 года, свидетельство Эл №ФС77-43792. Информационное агентство «В городе N», свидетельство ИА № ФС77-53731 от 26 апреля 2013 г.
Дизайн — Студия Titanium
Яндекс.Метрика
Главное за последний час
Мемориальные доски четырем выдающимся горожанам установят в Нижнем Новгороде
Created using Figma