«Если Вы хотите быть писателем, никогда не становитесь журналистом», – Алексей Иванов

Алексей Иванов, писатель и сценарист, чьи книги начали с удвоенной силой расходиться с прилавков книжных магазинов после триумфальной экранизации романа «Географ глобус пропил», посетил родной Нижний Новгород в минувший четверг, 13 марта. В столице Приволжья автор оказался с оказией — проездом из Москвы домой, в город Пермь. В ходе встречи, проходившей в Детской областной библиотеке в центре города, Алексей Иванов поделился с журналистами впечатлениями от прогулки по весеннему Нижнему, поведал о творческих планах и рассказал, почему современный писатель не мог написать «Войну и мир» и чем грозит российской культуре развитие «блоготворчества». Кроме того, представители нижегородских СМИ не упустили возможности обсудить с автором «Псоглавцев» и «Общаги-на-крови» нашумевший фильм об учителе географии, а также ситуацию на Украине.

О своем путешествии по Нижнему

«Я переехал из Нижнего Новгорода в Пермь с родителями, когда был еще ребенком. Соответственно, никаких воспоминаний об этом городе у меня не осталось. В Нижнем Новгороде я бываю очень редко, в последний раз я приезжал сюда лет 15 назад и с тех пор запомнил только главные достопримечательности. Я с большой радостью откликнулся на предложение посетить Нижний и посмотреть, как город изменился. Сегодня я побывал в Кремле, прошелся по Большой Покровской, прогулялся вдоль Почаины и чуть не сдох, пока поднимался по Чкаловской лестнице. Мои впечатления от пребывания здесь оказались сугубо положительными. Ваш город очень интересный, уютный, соразмерный человеку, наполненный памятниками и закоулками, в которых так приятно проводить молодость. С другой стороны, я заметил, что ваши власти не слишком пекутся о благоустройстве города, и это, на мой взгляд, большая проблема.

О работе над «Тотальным диктантом»

Текст, который я написал для проведения «Тотального диктанта» в этом году, называется «Поезд «Чусовская-Тагил». Это реальный поезд, на котором я ездил в детстве, когда родители брали меня с собой в турпоходы по уральским речкам. Я описал дорогу и людей, которых видел в том поезде. Это текст о детских воспоминаниях и о Родине. На мой взгляд, предыдущие тексты не были произведениями писателей, — это были работы общественных деятелей, журналистов, культурологов. Я же постарался создать художественный текст. Лично я как автор буду читать свой текст в Новосибирске — в городе, где впервые возникла идея проведения «Тотального диктанта». Как писателю мне было очень интересно поучаствовать в таком грандиозном проекте.

О детских мечтах

В своем детстве я представлял себя писателем «по-советски». Я хотел дружить с другими писателями, ездить на строительство БАМа, проводить отпуск в доме отдыха для писателей. Мечтал, чтобы мне платили зарплату, а я при этом ничего не делал и спал бы сколько угодно. Современный писатель — совсем не тот, кем мне хотелось быть тогда, но отменять мечту уже поздно. Мне нравится быть автором сегодня, и уже не хочется в Переделкино, да и с коллегами я не дружу. Мы, писатели — противные и ревнивые людишки — ненавидим друг друга. Мое сегодняшнее окружение в основном составляют бизнесмены, журналисты и работники театра.

О том, как стать писателем

Я поступил на журфак по глупости. С подростковых лет я мечтал быть писателем и считал, что журналистика — ближайший путь к моей мечте. Я прочел книгу Виктории Ученовой «Беседы о журналистике», где черным по белому было написано: если вы хотите быть писателем, не становитесь журналистом. Но я решил, что уж я-то точно умнее, и поступил на факультет журналистики, а через год ушел, поняв, что это не мой путь. Искусствоведение — мой окончательный выбор — тоже не ближе к писательскому делу, но выучиться на писателя все-таки невозможно. Лучший вариант — выбрать не узкую специализацию, а широкую эрудицию, которую и дал мне искусствоведческий факультет.

О жизни писателя-современника

Жизнь современного писателя оставляет очень мало возможностей для самого творческого процесса. Мне как автору приходится заниматься огромным количеством дел, которые не связаны напрямую с писательством. У меня есть продюсерский центр, который реализует мои проекты. Если я сам буду заниматься вопросами, связанными с документами и взаимодействием с прессой, на написание произведений мне просто не хватит времени. А если ты как писатель не существуешь публично, тебя не существует вообще. Что касается моей манеры творчества, писать я предпочитаю по сюжетам. Если я задумал написать сюжет сегодня, я это сделаю. При этом на работу может уйти два часа, и это значит, мне повезло, а может и двенадцать. Вся моя жизнь — работа, даже все свободное время я так или иначе трачу на занятия, связанные с творческой деятельностью.

О триумфальной экранизации романа «Географ глобус пропил»

Я очень доволен экранизацией романа «Географ глобус пропил». Мне понравились и сценарий, и режиссерская работа, и то, как сыграли в фильме непрофессиональные актеры-дети, и само место съемок. Снимали фильм именно в той школе, где я учился на протяжении десяти лет, в том райончике, в котором я жил, в затоне, где работали мои родители. Причем выбор места для съемок проходил без моего участия, но мне было приятно, что авторы попали в точку.

Кинолента действительно отличается от романа и сюжетом и идеей. В первую очередь, это связано, с тем, что роман просто невозможно запихнуть в фильм, экранизация — это всегда путь потерь. К тому же, я дописал роман в 95-ом году, общественно-политическая ситуация тогда была совершенно иной, и писал я о других вещах. Действие перенеслось в двухтысячные, оценки поменялись, и к этому надо относиться как к неизбежности. Мой роман — о поиске гармонии в человеке, душе и отношениях. Мой герой ищет примирения с собой и с миром, что было действительно актуально в 90-е. Сейчас люди ищут не гармонии, а свободы, и именно ее не хватает герою Константина Хабенского, и проблема его в том, что он не умеет держать людей на цепи. Триумф этого фильма говорит о том, что режиссер Александр Велединский был абсолютно прав, когда пошел на такие изменения. Служкин — такой персонаж, в которого, как в сосуд, можно было влить любое содержимое, как в Гамлета. Страдающий поэт, провинциальный интеллигент, современный святой — здесь есть что играть актерам и что ставить режиссерам. На роль географа было много кандидатур, но я считаю, что выбор в пользу Хабенского был самым правильным.

В защиту Виктора Служкина

Многие женщины говорят о Служкине: «не мужик». В защиту своего героя могу сказать, что в фильме, как и в книге, нет места для мужского поступка главного героя. Что мог сделать Виктор Служкин? Изнасиловать жену? Избить друга? Отправить своих учеников в детскую комнату милиции? Да, он просто учитель в школе. Да, он много пьет, но заметьте, Служкин ни разу не пропустил работу из-за пьянства. Он нормальный человек, хоть и не добившийся достаточных высот в жизни, но не лузер и в то же время не герой нашего времени. Этот роман не о социальном успехе, и не стоит равнять его с «Духless’ом».

Об автобиографии в «Географе…»

Если поменять географа на историка, а глобус, например, на карту, смысл романа, как и киноленты, нисколько бы не изменился. Просто в свое время я работал учителем географии в школе и точно знал, что именно можно пропить, занимая эту должность. Хотелось писать на примере среды, которая мне знакома. Что касается автобиографичности романа, много ли автобиографии в «Войне и мире» Толстого? Впечатления, которые писатель получил в Севастополе, легли в основу батальных сцен эпопеи, но, разумеется, Толстой не участвовал в Бородинской битве. То есть школу, обстановку действительно можно назвать автобиографией, а вот героев и сам сюжет — нет. Если бы этот роман был автобиографичным, я бы сидел не здесь, а в тюрьме или собирал бутылки на улицах.

О классиках и вреде современных технологий

Культурная ситуация меняется, и то, о чем в свое время писали классики, никогда не повторится в наши дни. Наверняка современные писатели пишут, а может, и уже написали те великие произведения, по которым потомки будут судить о XXI веке. Но это будут не произведения в формате романа-эпопеи вроде «Войны и мира» или «Тихого Дона». Описывать наше время таким образом уже нельзя. Вообще, мне кажется, что с появлением Интернета писать романы о современности стало огромной проблемой. Когда описываешь среду до Интернета и мобильных телефонов, это гармонично укладывается в форматы литературных жанров, а после — нет. Реализм сейчас представляется мне наиболее сложным жанром. Ничего не стоит написать фэнтези или постмодернистский роман, а вот написать реалистичное произведение — архисложная задача, и я связываю это именно с распространением современных технологий. Например, сюжет моего романа «Общага-на-крови» потерял бы всякий смысл, если бы был написан сейчас. Герои живут в общаге нелегально, бегают друг от друга, изменяют, прячутся от начальства. Будь при них сотовые телефоны, проблемы героев пропали бы вместе с элементом неожиданности, это попросту убило бы роман.

О скандале вокруг «Комьюнити»

Мой роман «Комьюнити» вызвал достаточное количество отрицательных отзывов, хотя я считаю, что это совершенно нормальный европейский роман современного формата. В основном претензии в мой адрес поступали от московских журналистов, с которыми я нахожусь в конфликтных отношениях. Вопреки их оценкам, я знаю о столичной жизни ничуть не хуже самих этих людей. В мой круг общения входят москвичи самого разного уровня — от «верхушки» до людей с самым низким уровнем благосостояния. Меня начали сравнивать с Пелевиным и Минаевым, но «Комьюнити» не схож с тематикой произведений этих авторов. Мой роман — об эпохе новых технологий, о том, что если применять обычные законы потребления в Интернете, он рано или поздно начнет не объединять, а разъединять людей. И написание этой книги вовсе не означает, что моя авторская манера письма изменилась. Просто как писатель, я реагирую романом на раздражитель, и на сей раз таким раздражителем стал Интернет. Я не люблю, когда меня загоняют в рамки и пытаются диктовать, что я могу писать, а что нет. Я, как и любой современный человек, пользуюсь Интернетом, и даже смски умею отправлять (смеется — прим. ред.). Конечно, жаль, что меня облили грязью, но от этого я не сдохну.

О новой книге с «безбашенным» названием

Моя новая книга, которая должна выйти дней через десять, называется «Ёбург». Это не роман, а книга так называемого формата «нон-фикшн» — документальная, невыдуманная история. Книга включает в себя сто новелл о жизни Екатеринбурга в '90-2000-х годах, о том, как закрытый советский город Свердловск превращался в современный азиатский мегаполис. Эту стадию превращения я назвал «Ёбург» — таким безбашенным, ярким и наглым именем обозначили город его жители. Герои романа реальны, многие из них известны на всю Россию — поэт Борис Рыжий, губернаторы, мэры и бизнесмены, участники бандитской группировки «УРАЛМАША». При этом имена персонажей я не менял. Думаю, книга получилась очень интересной. Я не спрашивал разрешения у тех людей, которых описал, но с бандитами посоветовался, и они сказали: «ладно». В моей книге нет ничего обидного ни для одного из ее героев, ведь люди обижаются на пренебрежение, а злиться на правду просто бессмысленно.

О фильме «Царь»

(Алексей Иванов — сценарист фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина, — прим. ред.) Я остался недоволен фильмом Павла Лунгина «Царь». Я считаю, что режиссер неправильно оценил христианство. Православие — в первую очередь, спасение души, но не совершенствование человека. Павел Лунгин сделал митрополита Филиппа человеком эпохи Возрождения притом, что Возрождение — это возврат к античности и язычеству. Православный человек не может быть язычником. В фильме митрополит Филипп получился этаким Александром Матросовым, героем Советского Союза. А ведь он стал святым потому, что совершил подвиг во Христе, а вовсе не за то, что он, честный и волевой человек, «положил свой живот за други своя». На мой взгляд, все остальные огрехи фильма «Царь» произошли именно от этого главного непонимания.

О блогерах и ситуации на Украине

Что касается так называемого «блоготворчества», к нему я отношусь резко негативно. Но это вовсе не значит, что я требую проклясть и расстрелять блогеров. Культура — это всегда система иерархии, которая строится на институте авторитета. Блогерство же полностью исключает наличие авторитета. К примеру, однажды меня пригласили на круглый стол с ученым Петром Капицей. Сообщили, что во время встречи каждый присутствующий сможет высказать свое мнение. Я отказался от участия в этом мероприятии. На мой взгляд, когда сидишь за одним столом с Капицей, ты должен, как говорил профессор Преображенский Шарикову в романе «Собачье сердце», молчать и слушать. Но люди, откликнувшиеся на это предложение, разговаривали с великим физиком как равные. Это равенство и порождает блогерство, как известно, в Интернет-пространстве все имеют равный доступ к публичности, а ведь его надо заслужить. Неверно уравнивать мнение академика и точку зрения восьмиклассника, а именно так получается благодаря анонимности, которая вовсю пропагандируется в Интернете. Я уверен, что надо говорить только тогда, когда вас спрашивают.

То же самое могу сказать и о ситуации на Украине. Каждый считает для себя возможным высказывать собственное мнение. Но ведь я — не украинец и не русский политик, не специалист, как мое мнение может быть значимым в таком вопросе? Как русский человек я скажу коротко: не надо драться.

О новых экранизациях

В настоящее время куплены права на все мои произведения. Однако экранизации — вещь зыбкая, и пока не начнутся съемки, нельзя говорить наверняка, выйдет ли фильм в прокат. Кое-где уже пишутся сценарии, но дойдет ли до фильма — посмотрим. Самые ближайшие предполагаемые киноленты — по моим книгам «Псоглавцы» и «Общага-на-крови». При этом мне не хотелось бы заниматься написанием сценария. Моя сфера ответственности — роман. А то время, что я мог бы провести за работой над фильмом, я лучше посвящу написанию очередной книги.

Подпишитесь на дайджест новостей от главреда «В Городе N»
На ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения e-mail адреса.
Вы уже подписаны на дайджест новостей от главреда «В Городе N».
Любое использование материалов допускается только при наличии активной ссылки на vgoroden.ru
Ежедневно обновляемое справочное электронное издание сетевого распространения зарегистрировано 7 февраля 2011 года, свидетельство Эл №ФС77-43792. Информационное агентство «В городе N», свидетельство ИА № ФС77-53731 от 26 апреля 2013 г.
Дизайн — Студия Titanium
Яндекс.Метрика
Главное за последний час
Мемориальные доски четырем выдающимся горожанам установят в Нижнем Новгороде
Created using Figma