Top.Mail.Ru

Кризис младшего возраста

12

Очередь – термин, распространенный в нашей стране в 90-х годах 20 века, когда русский народ нуждался буквально во всем: в консервах, меховых шапках, синих кедах, алюминиевых тазах и особенно в колбасе, за которой в лихие годы, не шутя, выстраивались километровые очереди.

В 21 веке про продовольственный дефицит никто и не вспоминает. Однако, очереди никуда не делись. Тысячи малышей по всей стране стройными рядами дожидаются сегодня почетного места в детском саду…

Осада ЦУМов и ГУМов сменилась осадой детсадов.

Специально для молодых родителей и просто интересующихся читателей «В городе N» начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижнего Новгорода Виктор Шмелев рассказал о всех нюансах проблемы дефицита мест в детских дошкольных учреждениях и путях ее решения.

 - Виктор Николаевич, дефицит мест в дошкольных учреждениях, согласно данным, представленным городской администрацией, составляет на сегодняшний день 6 тысяч 200 по Нижнему Новгороду. Каков он по области?

 - Около 20 тысяч. Столь большая цифра в определенной степени подчеркивает неудовлетворенность рынка, но не всё так однозначно. Недавно, во время встречи с Президентом РФ, министр образования Андрей Фурсенко упомянул о том, что по России охват детей местами в государственных и муниципальных детских дошкольных учреждениях составляет 58,9% (то есть остальные 41% детей не имеют возможности посещать дошкольные учреждения), в то время как в Нижегородской области процент охвата достигает 71 %, а в городских населенных пунктах нашей области — 77%.

Еще интересная цифра: в Нижегородской области 80% первоклассников пришли в школы из дошкольных учреждений. То есть практически 100% детей в возрасте 5–6 лет посещают ДОУ.

- Насколько я понимаю, дети этого возраста зачисляются в МДОУ в первую очередь.

 - Совершенно верно. В Сарове 100% ребят пришли в первый класс из дошкольных учреждений, в Нижнем Новгороде — 95%. Показатели вполне достойные. Если говорить о ликвидации очередности, то только в четырех районах области очередь на получение мест в МДОУ отсутствует: Большемурашкинский, Пильненский, Спасский и Шатковский районы. При этом администрация Шатковского района планирует еще открывать и создавать детские дошкольные учреждения.

 - Как им удалось достичь такого результата? Демографический спад?

 - Безусловно, определённую роль играет и демография. Но, при этом, руководство указанных районов в свое время более бережно отнеслось к сохранению сети дошкольных учреждений.

 - Вы назвали 4 района-отличника. А что с двоечниками?

 - Мне кажется, термин "двоечники" не стоит употреблять по отношению к районам, где сложилась сложная ситуация с предоставлением услуг дошкольного образования. Самыми проблемными районами по охвату детей местами в МДОУ сегодня являются Бор (дефицит мест — 2700), Выкса (2600), Кстово (2300), Балахна (1680) и, как вы уже отметили, Нижний Новгород. Как видите, это крупные города с развивающейся экономикой, а значит, с рабочими местами и высоким процентом молодого населения.

 - В реальности в детский сад попадают те дети, чьи родители оказались быстрее и расторопнее. Посоветуйте молодым семьям, в каком возрасте ребенка нужно подавать заявку на путевку в МДОУ.

 - Я советую вставать на учет в районное управление образованием, получив свидетельство о регистрации малыша, и следить за тем, как движется очередь. Кто-то пытается это делать, получив справку о беременности. Существует известный предрассудок, что ребенку нельзя покупать вещи до его рождения, то же и с путевкой в детский сад (смеется).

 - В Москве открытость процесса комплектования детских садов обеспечивает возможность подачи электронной заявки и отслеживание очереди через Интернет. В Нижнем Новгороде такие возможности предусмотрены?

 - В настоящее время отслеживать продвижение в очереди на путевку в МДОУ можно в районном управлении образования. Но я напомню о том, что к 2014 году в рамках реализации федеральной программы «Электронное правительство» в Нижнем Новгороде откроется единый портал государственных услуг, на котором, в том числе, будет предусмотрена постановка ребенка на учет для получения путевки в МДО и в первый класс в ту или иную школу. Кроме того, нижегородцы получат возможность получать информацию о движении очереди в электронном виде.

 - На каких условиях дети и родители попадают в категорию «льготники», и какие преимущества это дает при зачислении в детский сад?

 - Места вне очереди предоставляются детям работников правоохранительных и судебных органов — детям судей, сотрудников полиции и прокуратуры. Т. е. если работник полиции подал заявление на путевку в детский сад, ему должны безотлагательно предоставить место в дошкольном учреждении.

В первоочередном порядке в МДОУ зачисляются дети, один из родителей которых является инвалидом; дети работающих одиноких родителей и учащихся матерей; дети, находящиеся под опекой; дети, один из родителей которых находится на военной службе; дети безработных родителей, вынужденных переселенцев, студентов, ветеранов боевых действий (в том числе погибших); дети инвалидов; дети из многодетных семей.

Достаточно часто родители обращаются в СМИ и к Губернатору с жалобой на тот факт, что они стоят в очереди 2-3 года, а она продвинулась незначительно. Это означает только одно – на данном микроучастке, территории, районе достаточно высок процент зачисления в детские сады детей граждан, относящихся к льготны категориям.

 - Виктор Николаевич, многие родители сталкиваются с распространенной проблемой: ребенка определяют в садик, находящийся далеко от дома. В результате родителям приходится, опаздывая на работу, ежедневно возить малыша в общественном транспорте через 12 остановок.

К сожалению, такие случаи имеют место. И причина заключается в том, что на протяжении 11-ти остановок, действительно, или нет садика, или отсутствуют свободные места в них. Безусловно, добираться на большие расстояния с малышом, зимой или в жару крайне неудобно. Мы ратуем за то, чтобы ребенок и родители не попадали в такие ситуации. Но действительность часто диктует своё: в старой части города детей мало, и садики работают полупустые, а в строящемся микрорайоне этого же города садики переполненные.

У родителей всегда есть выбор: или сегодня взять путевку в садик за 12 остановок от дома, или ждать неопределенное количество времени свободное место в ДОУ, расположенном во дворе. Есть еще третий вариант – искать «друзей по несчастью» и свершать обмен. Родители вправе самостоятельно найти другого родителя, которого также не устраивает местоположение садика его ребенка, и, написав заявление, в управление образования этот обмен осуществить. К сожалению, органы управления образования Нижнего Новгорода, других муниципалитетов и городских округов не имеют возможности регулировать обмен путевок.

 - Не обмен, а сдача «неудобной» путевки дает родителям и ребенку какие-то бонусы, например, продвижение в очереди?

К сожалению, нет. Получение путёвки в конкретный садик зависит не от продвижения общей очереди, а от наличия свободных мест в желаемом учреждении. Задача родителя – написать заявление в управление образования, встать в очередь, высказать пожелания. Другое дело, в какой мере эти пожелания могут быть удовлетворены. Он же не на месяц и не на полгода устраивает ребенка, а на 4,5 года. Поэтому, набравшись терпения, можно искать вариант для обмена местами. Препятствий со стороны чиновничьего аппарата не будет.

 - И еще один проблемный вопрос. Большинство МДОУ заканчивают свою работу в 18.00 – 19.30, практически одновременно с завершением рабочего дня родителей. Такой график работы — требование СанПиН?

Нет. Режим работы определяется самим дошкольным учреждением совместно с учредителем в индивидуальном порядке. И если поступает заявка от родителя изменить продолжительность работы, учредитель и коллектив дошкольного учреждения обязаны ее рассмотреть и дать отрицательный ответ только в том случае, если удовлетворить просьбу не предоставляется возможным по объективным причинам. Система образования (в т.ч. и дошкольные учреждения), призвана удовлетворять запросы населения. Родители должны составить заявление на имя заведующего садиком. В случае получения немотивированного отказа необходимо обратиться к учредителю - в управление образованием. В ДОУ могут функционировать одна или две группы с большей продолжительностью для того, что бы родители могли забирать детей, спокойно закончив свой рабочий день.

 - В течение двух лет в Нижнем Новгороде планируется построить 29 садиков. Тем мне менее, из 6200 детей места в них получат только 5 тысяч. Очевидно, МДОУ нужна альтернатива и подспорье. Как вы оцениваете частные и семейные детские сады?

 - Безусловно, рынок должен быть во всех сферах жизни человека. В том числе и в сфере образования. И негосударственные дошкольные учреждения, и семейные детские сады, и группы краткосрочного пребывания — эта сеть должна быть вариативной и развиваться, для чего Правительству Нижегородской области и администрации города предстоит многое предпринять. Например, предусмотреть определенные льготы. Не секрет, что стоимость содержания ребёнка в негосударственных ДОУ в определённой степени зависит от стоимости арендуемого помещения. Если говорить про новые формы — семейные детские сады, — премьер-министр, выступая на одном из совещаний, назвал эту форму наиболее перспективной.

В Нижегородской области разработана областная целевая программа по созданию семейных детских садов со сроком реализации три года (2011-2013), согласно которой только в 2011 году в 23-х районах области будут построены 50 семейных детских садов. К сожалению, это мероприятие не совершит революции в очередности. Ведь семейный детский садик предусматривает особую обстановку: небольшие по количеству ребят группы, домашнюю обстановку и домашние отношения воспитателя и ребенка. Поэтому в 2011 году в 50 построенных семейных ДОУ получат места только 500 дошкольников.  За три года реализации программы будет построено 150 семейных детских садов на 1500 мест.

С другой стороны, когда мы обсуждаем проблему дошкольных учреждений, мы обходим вопрос качества предоставляемых в них услуг. То есть сегодня для значительной части родителей на первом месте стоит не уровень профессионализма педагога, не то, насколько индивидуальные занятия, проводимые с ребенком, соответствуют его способностям, и даже, не бытовые условия в МДОУ. Эти родители, в первую очередь, интересуются проблемой получения путёвки в ДОУ.

- Когда же мы будем говорить о качестве образования малышей?

 - Параллельно с решением проблемы ликвидации очерёдности в ДОУ. По-другому быть не может. По большом счету, семейный детский сад — абсолютно верная форма предоставления образовательной услуги: это и возможность посещать дошкольное учреждение, и возможность получать качественное образования.