Top.Mail.Ru

Культуру в Нижнем Новгороде продвигают физики

15

О Павле Милославском в Нижнем Новгороде не слышал разве что глухой. Сегодня он директор Нижегородского центра немецкой культуры, а до 2012 года - руководитель госпредприятия «Облкиновидеообъединение», в управлении которого находился киноцентр «Рекорд».

По его же собственным словам, в Нижнем Новгороде он является этакой persona non grata и порой вынужден не появляться на мероприятиях, организатором которых является.

Этот год в столице Приволжья ознаменовался культурным бумом: Российско-Германский уличный фестиваль, фестиваль современной академической музыки «Опус 52», фестиваль польских фильмов «Висла». И ко всему этому напрямую причастен Павел Юрьевич Милославский.


Не так легко было с вами встретиться, вы постоянно в разъездах. Вот посетили недавно Германию. Расскажите о целях путешествия.

- Такие поездки в моей жизни носят регулярный характер. И в этот раз отъезд даже не был связан с моей деятельностью как директора Нижегородского центра немецкой культуры. Дело в том, что я являюсь контактным бюро Гете-Института в Нижнем Новгороде. Таких бюро в России, если не ошибаюсь, восемь. Два раза в год мы собираемся, чтобы определить, какова будет политика Института в России. Для крупных немецких структур, которые занимаются деятельностью в области культуры, очень важно физически представлять сотрудников из России.

Одно из наиболее ярких событий – встреча с представителями фонда им. Роберта Боша, который занимается продвижением немецкой культуры. Пожалуй, по объемам финансирования его можно сравнить с теми масштабами благотворительности, которой занимается Билл Гейтс. А он, как известно, 50 % своего дохода отдает на эти цели. Речь идет о сотнях миллионов евро.

Кроме того, познакомились с сотрудниками компании ifa. Это крупнейшая европейская компания, которая занимается выставочной деятельностью по всему миру.

До этой поездки вы успели посетить несколько городов области с интересным проектом…

- Это было нечто потрясающее! Одна наша знакомая, ее зовут Забина, в Германии руководит крупной киностудией. И она со своей командой сделала невероятный проект – экранизировала 30 сказок братьев Гримм. В первую очередь поражает простота этих фильмов: нет никаких спецэффектов, компьютерных премудростей… Берется рядовой немецкий замок, актеры со сказочной фактурной внешностью облачаются в исторические костюмы. И играется сказка для детей. На первый взгляд это выглядит примитивно, но завораживает невероятно. В наш век компьютерных игр и гаджетов дети воспринимают подобное с неким томлением. А хронометраж фильма в 55-58 минут не дает детям устать.

Какие города региона вы посетили?

- Городец, Семенов и Арзамас. Идея была приехать именно в небольшие города, где дети не избалованы такими событиями. При этом после киносеанса Забина придумала поиграть со зрителями. Она сразу после просмотра фильма организовала кастинг, распределила роли среди детей, после чего они разыгрывали сценки из только что увиденных сказок. Думаю, что такие проекты стоит делать два раза в год: зимой и летом.

Вы стали директором Нижегородского центра немецкой культуры, когда произошла вся эта история с «Рекордом»?

- Я начал этим заниматься еще до того как произошла вся эта история с Советским Союзом. Тогда, в 1987 году, не было еще даже Гете-Института. Мы получали фильмы в Посольствах разных стран Европы: из Чехословакии, Польши, Италии, ФРГ и в рамках деятельности киноклуба «Время» показывали их на различных площадках Горького.

А в 2004 году, когда были первые большие Дни Германии в нашем городе, Посол Германии в России сам назначил меня на должность директора Дней Германии. Случайно все вышло.

Этой весной вы организовали в Нижнем Новгороде два масштабных культурных события: Российско-Германский уличный фестиваль и фестиваль современной академической музыки «Опус 52». Вот интересно, какую аудиторию вам удалось привлечь?

- Довольно сложно говорить о нижегородской аудитории в статичном формате. Я вижу, как она меняется. В отличие от многих городов страны, таких как Пермь или Екатеринбург, где динамика идет негативная, и заметен отток зрителей от проектов с высоким содержанием культуры, в нашем городе сейчас можно говорить о ежегодном росте как количества, так и качества зрителей. Но с другой стороны, Нижний Новгород в свое время так низко пал в этом отношении, что эти изменения достаточно естественны. В этом есть и заслуга Арсенала, и киноцентра «Рекорд», когда он еще существовал, а сейчас и новых площадок, которые делают что-то современное и познавательное в области культуры.

А что бы вам еще хотелось сделать в этих проектах?

- Я активно сотрудничаю со швейцарским, польским, чешским центрами, другими зарубежными культурными институциями. Есть планы сотрудничества с Грецией и Индией. У меня ведь небольшой штат сотрудников. Он состоит, в основном, из меня одного, поэтому я не могу тянуть много проектов сразу, именно поэтому я благодарен своим немногочисленным помощникам, и в первую очередь Александру Комарову, без которых мне было бы совсем тяжело. В будущем году будет очередной большой проект, связанный с современной музыкой. Мы будем делать фестиваль, где попробуем синтезировать современную музыку и фольклор. Я думаю, что это будет крупный международный композиторский проект, в котором будет задействовано не менее шести стран, помимо России.

Также будет продолжаться концертная и кино- деятельность. К примеру, в октябре приедет джазовый пианист из Италии Кекко Форнарелли, который уже был здесь весной.

Скорее всего, будут дни финской культуры и выставки с этим связанные. Три дня в неделю будем продолжать показывать кино в Доме Архитектора. Важно, чтобы все время что-то делалось, лучше не менее 4-5 проектов месяц.

Когда вы готовите тот или иной проект, вы отталкиваетесь от собственных интересов?

- Дело в том, что я не творческий человек, я – менеджер. Я часто замечаю идеи, высказанные другими людьми. Они откладываются у меня в голове, потом возникают, и я понимаю, что из этого всего что-то может получиться. Можно сказать, я «тырю» чужую идею, а человек даже не знает, что она у него была.

Вот на крупных проектах я отшлифовываю программу с профессионалами. Часто мне помогают и зарубежные партнеры. На собственный вкус я опираюсь редко.

Перед Российско-Германским уличным фестивалем вы высказали мысль, что неплохо бы было провести в таком формате и День города…

- Да, я считаю это отличной идеей, когда зрители сами становятся участниками действия, выполняют какую-то созидательную функцию, а не просто наблюдают, скажем, как группа «Любэ» на сцене поет. Можно же устроить карнавал, игры… Вот в городе стартует фестиваль уличных театров (с 12-по 14 июля в Нижнем Новгороде прошел «Караван фестивалей уличных театров мира» - прим. редактора). Есть что перенять из такого опыта.

Однако, чтобы принимать участие в таких мероприятиях, необходима и привычка. Вот, кажется, это было во Франкфурте: я гулял по городу и случайно набрел на некий фестиваль под названием «Open square». Там была просто запредельно домашняя атмосфера. Люди просто собрались вместе, общались, слушали музыку и дегустировали вино. Люди сами себе создавали праздник.

Думаю, что желание и умение принимать участие в подобных мероприятиях есть у нижегородцев. Надеюсь, что и День города станет проводиться в другом формате.

Но ведь многое зависит и от самих организаторов наших праздников, то есть от власти.

- Как я понял после прошедшего уличного фестиваля, у городской администрации в лице департамента культуры есть крен на то, чтобы делать такие мероприятия регулярно. Тем более, что День города перенесли на 12 июня.

Знаете, что меня немного удивило? Вы выпускник радиофака Горьковского университета. А работаете, так сказать, в лирической среде.

- Правильная постановка задачи – это 60% успешного решения. Этому нас и учили. Учили не чему-то, а учили учиться. И никакого нет значения, в какой сфере я сейчас работаю. Необходимо лишь правильно воспринимать информацию, правильно ее классифицировать. У меня в голове дикое количество всего, что, казалось бы, никогда мне не пригодится. Но в результате все это вырастает в некий проект. Я всегда говорю: управлять Россией просто, необходимо понять, зачем.