Top.Mail.Ru

По ту сторону сцены. Как устроена работа концертных организаторов?

303

Они привозили в Нижний Новгород «Машину времени», «ДДТ», «Мумий Тролль», Земфиру, Диану Арбенину, Патрисию Каас и многих других. Они создают праздник, и их труд сложно переоценить. У них десятки звездных знакомых и стальные нервы. Речь об организаторах концертов. Юлия и Марина — владелицы крупнейшего в столице ПФО концертного агентства «Нижегородские гастроли», которое живет на рынке уже более 15 лет.
Бизнес-леди рассказали о том, какой была эта сфера в нулевых, о звездности, поклонниках, райдерах, нижегородских концертных площадках и многом другом.

Все началось с Гарика Сукачева

Концертный бизнес в 1990-х — начале 2000-х был чем-то загадочным и манящим. Только-только этот рынок начал набирать обороты, появлялись группы и артисты, чьи песни до сих пор поют и любят россияне. Страна сходила с ума от «Мумий Тролль», «Би-2», Земфиры, Гребенщикова. Именно в это время, на волне популярности нынешних старожил музыкальной сцены, Юлия вместе со своей знакомой и начала деятельность в концертной сфере. Обе девушки на тот момент были студентками.

«У меня это забавно произошло, — рассказывает Юлия. — Однажды я оказалась на концерте Бориса Гребенщикова. Мне даже удалось попасть за кулисы и познакомиться с ним. Я была настолько очарована выступлением, им самим, что мне пришла в голову мысль узнать больше о концертном бизнесе».

У них не было связей, финансов — лишь поддержка близких и колоссальная уверенность в себе. Девушки решили рискнуть — заняли денег у друзей и родителей для своего первого концерта. Тогда они привезли в Нижний Новгород Гарика Сукачева. Концерт оказался финансово провальным. Студентки потеряли большие деньги, но были бесконечно горды собой, ведь самому артисту организация понравилась, и это стало первым шагом к успеху.

Потеря денег не отпугнула начинающих бизнес-леди, и они, набивая шишки и синяки, продолжали покорять закулисье. Тогда концертный бизнес кружил голову, признается Юлия.

Был момент, когда все рухнуло…

Экономический кризис девяностых подкосил многих. Пошатнулся на тот момент и только-только развивающийся бизнес Юлии. Она не скрывает, что в то тяжелое время столкнулась с множеством проблем и даже пыталась все бросить.
«Я уходила из этого бизнеса, — признается Юлия. — Это случилось после того, как я рассталась партнером. Просто не выдержала рисков и сопряженных с ними нервов».
Почти год она не занималась концертами. Пытаясь отойти от этого бизнеса, девушка работала в косметической компании, зарабатывая на хлеб для себя и своего маленького ребенка. Однако концертная суматоха «не отпустила», и Юлия вернулась. Именно в тот переломный период она встретила нынешнего партнера по бизнесу — Марину. Тогда появилось понимание, каким должно быть идеальное сотрудничество.
Вместе они начали строить свой бизнес заново.

 Концертных площадок в городе практически нет

После всех трудностей, многолетнего труда, работы на репутацию «Нижегородские гастроли» заняли свою нишу среди концертных организаторов в Нижнем Новгороде. Теперь, успешно работая в этом бизнесе, его руководители, как никто другой, могут дать оценку уровню организации концертов в столице ПФО и состоянию концертных площадок.

Одна из главных проблем в сфере организации концертов в Нижнем Новгороде — слишком малое количество площадок и не очень хорошее качество имеющихся. Организаторам просто некуда пригласить зрителей.

«Мы со знаком минус отличаемся от других крупных мегаполисов, даже от маленьких городов, которые менее развиты в экономическом плане. Нет у нас хороших залов. Есть пара театров, но они ведь работают на свой репертуар.Этого для нашего города недостаточно. Нужна полноценная площадка, которая будет работать на концерты. Городу нужны клубы, потому что их тоже очень мало в нашем городе. На сегодняшний день мы работаем со всеми площадками, но они в свою очередь требуют хорошего ремонта», — рассказывает Марина.

Бизнес-леди пытались продвинуть идею создания новых концертных площадок в Нижнем Новгороде вроде московского «Крокус Сити Холл». Однако заинтересованного в строительстве концертного зала инвестора в городе так и не нашлось.

Тем временем старые концертные площадки отпугивают западных звезд. У европейских знаменитостей определенный уровень шоу, который зачастую не вписывается в те стены, где им предлагается проводить концерты.

Единственным, хоть и не полноценным выходом из ситуации руководители «Нижегородских гастролей» видят будущее использование стадиона «Нижний Новгород» как площадки для концертов. Проводить здесь подобные мероприятия можно будет не круглый год, но хотя бы появится возможность обеспечить приезд в город самых крупных иностранных звезд.

«Старая гвардия» VS молодые артисты

Сотни и сотни молодых артистов ежегодно пытаются пробиться на большую сцену. Получается не у всех, а тем, кому все-таки повезло, сложно тягаться со «старой гвардией», прочно занявшей свою нишу.

По мнению Юлии, в какой-то момент тот самый костяк артистов, который выступает много лет на российской сцене, «одномоментно уйдет». Нужна молодая замена, которую, несмотря на, казалось бы, ее изобилие, найти непросто.

«Молодежь пытается проявить себя, но получается не у всех. Но если сейчас мы не дадим им сцены, они просто уйдут. Молодых людей нужно приглашать, потому что в какой-то момент они все равно выйдут на рынок», — уверена и Марина.

Чтобы добавлять в концертную жизнь города «свежей крови», организаторы стараются всегда ориентироваться в концертном пространстве, замечать новые таланты. Не обходится и без просмотров популярных шоу вроде «Голоса», после которого в Нижний Новгород уже приезжали новоиспеченные знаменитости.

Выбор артистов для проведения концертов в Нижнем Новгороде происходит по-разному. Это могут быть даже личные предпочтения организаторов или советы их друзей. Однажды Марина услышала по радио некую Елену Ваенгу, песни которой ей очень понравились. В то время певица была еще не столь популярна. «Нижегородские гастроли» рискнули и привезли ее в Нижний Новгород. Тогда концерт не был столь успешным. Понятно, что сейчас выступления Ваенги имеют больший успех.

О звездных райдерах

Прежде чем пригласить известных людей в город, организаторы концертов могут несколько месяцев обговаривать с представителями артиста условия его приезда. Неотъемлемой частью переговоров является райдер. Здесь немалую роль играет фактор «звездности». Чем моложе артист, тем больше в нем уверенности, что он «Бог сцены», соответственно, и его «список желаний» может быть с завышенными требованиями.

«Молодые группы, исполнители берут западные райдеры на 35 страниц и отправляют нам. Думают, что это круто. Нам иногда немножко смешно становится. Они хотят поиграть, но начинать нужно не с этого. Райдер райдеру рознь. Есть те условия, которые мы обязаны предоставить артисту. Например, его комфортное пребывание в нашем городе, и это понятно. Но есть некоторые сверхтребования, иногда непонятные и необъяснимые, не соответствующие популярности человека», — признается Марина.

Артисты, которые только начинают выступать, часто включают в райдер неадекватные просьбы. В основном ничего невыполнимого нет, но есть затратные пожелания, и иногда концертные организаторы просто не понимают, ради чего они. Однако в целом райдеры российских артистов вполне адекватны.

Милый Шнуров

Артисты бывают разные: капризные, странные, паникующие, спокойные и веселые. Мало того что организаторам необходимо провести концерт и устроить все условия для проживания знаменитости, нужно еще найти к ней личный подход. Не все звезды славятся добрым нравом. Сергей Шнуров, известный участник скандальной группы «Ленинград», по словам Юлии, при первой встрече был на удивление почтителен и вежлив. Он один из немногих артистов, которые не отличаются пафосностью.

«Иногда приезжает артист, который в творчестве „хулиган“, а в жизни, оказывается, очень образованный и приятный человек. Иногда наоборот, думаешь, раз у артиста такие „высокие“ стихи, такое творчество, значит, и человек он культурный и хороший, но крайне разочаровываешься. Когда Сергей Шнуров к нам приезжал, я думала, мы все „летать“ будем, но на самом деле он крайне спокойный, уравновешенный и воспитанный человек. Он производит не то впечатление, как его образ, закрепившийся на экранах», — рассказывает Юлия.

Этого артиста, по мнению организаторов, можно ставить в пример некоторым другим его коллегам.

Фанаты уже не те

Были времена настоящих фанатов, когда толпы влюбленных девушек бежали за автобусом с артистом и караулили его у подъезда. Сегодня фанаты стали просто поклонниками и успокоились. Увидев звезду, уже никто не кричит от сумасшедшего восторга. По крайней мере, в большинстве случаев. В Нижнем Новгороде люди ходят на концерты часто и ведут себя на массовых мероприятиях культурно. Но не обходится и без «креативщиков», которые готовы на все ради встречи с любимым артистом.

Однажды нижегородка представилась журналистом и под видом представителя СМИ прошла на интервью к звезде. По словам Марины, девушке удалось познакомиться с любимым певцом и они до сих пор общаются.

«Бывает всякое, но все-таки с 1990-ми годами уже ничто не сравнится. Когда толпы фанатов, когда огромная проблема выйти быстро из зала и сесть в автобус… Все это просчитывалось по секундам. Сейчас нет такой необходимости вообще. Конечно, жаль, потому что мало появляется тех людей, от которых действительно фанатеют, как тогда. В одно время появились Земфира, группы „Мумий Тролль“, „Би-2“ и „Звери“. Это была волна популярности, волна поклонников. Сейчас, на мой взгляд, затишье в плане рождения кумиров», — считает Юлия.

Фанаты стали «не те», по мнению Юлии, по нескольким причинам. Одна из них — «всеядность» современного поколения. Ведь в 1990-х был определенный музыкальный голод, а сейчас любую понравившуюся песню можно послушать в Сети, а не выпрашивать кассету у друга.

Автор: Ольга Лентова