Top.Mail.Ru

«Профессиональный праздник всегда отмечаем на сцене», - руководитель литературно-драматургической части театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Елена Третьякова

74

Нижегородский театр оперы и балета — один из старейших храмов искусства в Нижнем Новгороде. Жизнь здесь не прекращалась ни в годы войны, ни в беспорядочные 1990-е. Безусловно, за это время многое изменилось: репертуар пополняется современными постановками, в коллектив постоянно приходят молодые артисты.

О том, с чего начиналась история театра оперы и балета, чем живет труппа сегодня, какие спектакли увидит нижегородская аудитория в ближайшем будущем, рассказала руководитель литературно-драматургической части Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Елена Третьякова.

Елена Николаевна, Нижегородский театр оперы и балета в прошлом году отметил свое 80-летие. А с чего начиналась его история?

— История нашего театра началась еще до революции с Народного дома, который был построен по инициативе нижегородцев. Большой вклад в его становление внес Федор Иванович Шаляпин: он давал концерты, сборы от которых шли на строительство. Так появился очаг культуры, куда могли прийти простые люди. Но датой рождения оперного театра считается 1935 год. Первый сезон открыла опера «Князь Игорь». Труппа сразу поразила воображение нижегородцев. Сегодня в границах прежнего Народного дома находятся театральная сцена, зрительный зал и гардероб. Все остальное было пристроено позднее.

«Профессиональный праздник всегда отмечаем на сцене», - руководитель литературно-драматургической части театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Елена Третьякова - фото 1

Наверняка, театру пришлось пережить непростые времена: Великую Отечественную войну, Перестройку… Какие этапы Вы считаете наиболее значимыми и самыми сложными?

— Театральная история неразрывно связана с историей всей страны. В военное время трудности были, но чем сложнее жизнь людей, тем больше им хочется гармонии, покоя и красоты. Так что даже в суровые годы войны театр был полон. Ставилось очень много оперетт — это поддерживало и боевой дух, и оптимизм. Зрители с удовольствием шли сюда. У нас есть ветераны, которые помнят об этом времени. Например, Ада Александровна Гуськова в те годы была студенткой хореографического училища. Она с воодушевлением рассказывает, что, несмотря на воздушную тревогу, шла в театр и из театра в темноте и чувствовала себя абсолютно спокойно. Артисты работали и во фронтовых бригадах. Важным этапом считается и довоенный период: тогда происходило становление репертуара, а в 1937 году театру было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. Крупная плеяда выдающихся артистов появилась в 1980–1990-е годы. Это и великолепный дирижер Владимир Бойков, и Владимир Ермаков, и Александр Бусыгин, и Александр Правилов — настоящие легенды театрального искусства не только Нижегородской области, но и России.

«Профессиональный праздник всегда отмечаем на сцене», - руководитель литературно-драматургической части театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Елена Третьякова - фото 2

Как изменился репертуар театра за эти годы? Есть ли спектакли-долгожители, которые с успехом идут по сей день?

— Есть спектакли, без которых наш театр просто невозможно представить. В первую очередь, это пушкинский репертуар: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», а также оперы Верди, балеты Чайковского. Важен для нашего театра и спектакль «Князь Игорь», с которого все начиналось. Памятная история связана с оперой «Иван Сусанин»: труппа играла ее на гастролях в городе Иваново 22 июня 1941 года, когда объявили о начале войны. Коллектив вернулся в Горький, и уже здесь открыл сезон этим спектаклем. Все эти постановки идут много лет. Безусловно, приходится что-то обновлять, так как спектакли просто «изнашиваются», меняются и времена, и публика.

Какими современными произведениями пополнился репертуар театра?

— Современные пьесы появлялись в каждую эпоху. Например, мы одними из первых поставили «Тысячу и одну ночь» Амирова. Были постановки «Фома Гордеев», «Летят журавли» — классические советские спектакли, которые вышли на нашу сцену практически сразу после создания. Одна из последних премьер — «Коко Шанель: Страницы жизни» — также создавалась специально для нижегородского театра оперы и балета. Опера «Казаки» была написана ранее, но, тем не менее, именно у нас она была поставлена впервые в полном объеме со сценическими декорациями и действием в театральном масштабе.

Нельзя не упомянуть замечательный балет «Истории любви» по сказкам Горького. Музыкальных спектаклей по его произведениям очень мало. Первая часть «Историй любви» появилась в Чебоксарах, и нижегородцы увидели ее на V Горьковском фестивале. Мы связались с автором балета Кириллом Ламбовым, и он написал для нас вторую часть. Кроме того, мы первыми поставили монооперы «Анна — Марина» Леонида Клиничева. Одна из них исполнялась ранее, но только в концертном варианте: солист и рояль. Вторая же была впервые исполнена на нашей сцене. Буквально через несколько дней состоялась премьера в Санкт-Петербурге, но, опять же, в концертном варианте. Словом, театр всегда работал с современными авторами.

«Профессиональный праздник всегда отмечаем на сцене», - руководитель литературно-драматургической части театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Елена Третьякова - фото 3

Зритель оперного театра — кто он? Какая публика ходит сегодня на спектакли?

— Самая разная — и по возрасту, и по социальному статусу. У нас есть такое уникальное выразительное средство, как музыка, а также яркие декорации, сценические костюмы. Специфика оперного театра — создание праздника на сцене, и мы стараемся это сохранить, поэтому зрители, которые к нам приходят, всегда возвращаются. Приходят люди, которые видели наши легендарные спектакли 20–40 лет назад, когда были еще детьми. Им интересно посмотреть, как их играют сейчас. Приятно видеть в зрительном зале молодежь. Можно долго рассуждать, почему она приходит, но главное то, какой она выходит после спектаклей, с какими одухотворенными и счастливыми лицами!

Как же удается привлечь в театр молодежь и особенно подростков?

— У нас есть студенческий и школьный абонементы. Первый появился достаточно давно. Студенты — очень благодарная и воспитанная публика. В этом сезоне у нас был абонемент «И музыка, и слово» для учеников шестых-восьмых классов Советского района. Мы увидели, что школьникам это интересно, они прекрасно, как взрослые, реагируют на происходящее на сцене. Хочется надеяться, что эта встреча с искусством для них стала началом большой дружбы с театром.

Что может предложить театр самым юным зрителям? Насколько мне известно, на сцене театра с успехом идут «Щелкунчик», «Белоснежка», «Спящая красавица»… Планируется ли расширять детский репертуар?

— «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Белоснежка» — это классический репертуар, но у нас есть и другие замечательные спектакли для детей. Например, юным зрителям нравится балет «Три поросенка», где действие происходит не только на сцене, но и в зале. Спектакль очень яркий, в нем много забавных персонажей. Кроме того, у нас есть настоящая опера для детей — «Терем-теремок». В ней наши примы и премьеры исполняют сложнейшие оперные партии, казалось бы, несерьёзных персонажей — ежика, петушка, лисы, волка, медведя… Артистам приходится непросто, так как голос обычно «просыпается» позднее, чем сам человек, а детские спектакли идут в основном утром. Но наши взрослые солисты с большим удовольствием исполняют свои роли. Дети это чувствуют и с восторгом их принимают. И, конечно, классика жанра — «Бременские музыканты» — тоже давно и успешно идут на нашей сцене. Уже есть новые идеи: мы создаём и планируем далее создавать спектакли с участием ребят с хореографического отделения театрального училища.

«Профессиональный праздник всегда отмечаем на сцене», - руководитель литературно-драматургической части театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Елена Третьякова - фото 4

Каким образом сегодня формируется репертуар театра и какова в нем доля классических произведений?

— Несмотря на все эксперименты, у нас сохраняется классический репертуар. Он уже отобран временем. Мы стараемся сохранять те спектакли, что уже поставлены. Это настоящее культурное богатство. Классика составляет больше половины нашего репертуара. Некоторые очень негативно воспринимают сочетание «театр-музей», но я не вижу в этом ничего плохого. В музеях хранятся шедевры, созданные столетия назад, но появляются и новые выдающиеся экспонаты. Я считаю, что театр должен быть именно таким. Необходимо и сохранять классические произведения, и привносить лучшие образцы современного искусства. Работа с новым материалом очень тщательная: идет жесткий отбор по качеству. Важно, чтобы новые постановки не вступали в противоречие с классическим репертуаром.

Пользуются ли популярностью у сегодняшней публики опера и балет или она предпочитает более легкие жанры — оперетты и концертные программы?

— Время вносит свои коррективы. Оперетта — это беспроигрышный вариант. Популярностью пользуются также балеты и концерты. Они всегда воспринимаются легче, хотя работать над ними так же трудно. Ситуация с оперой несколько сложнее. На такие спектакли приходит публика, знающая, понимающая и любящая этот жанр.

Прошлый год запомнился рядом громких успехов: мировая премьера оперы «Казаки», современная комедия-притча «Баба Шанель», монооперы «Анна-Марина»… Какие из них Вы считаете наиболее успешными?

— Все спектакли абсолютно разные, у каждого свои особенности и эмоциональное наполнение. «Казаки» — это современная опера по классической пьесе Толстого, в ней заняты молодые артисты. «Баба Шанель» — определенный эксперимент для нашего театра. Артистки, которые выходят на сцену, держат публику без нашего главного «секретного оружия» — музыки, а это безумно сложно. По большому счету, это спектакль-исповедь - обо всех нас, о тех, кто рядом с нами, и о том, какими мы будем. Что касается монооперы «Анна — Марина», то здесь мы пошли на определенный риск, так как жанр очень непростой, немногие коллективы на него отваживаются. Словом, каждый спектакль выполняет свою задачу и занимает свою нишу. Это и душевная работа для зрителей, которая, я надеюсь, доставляет им удовольствие.

«Профессиональный праздник всегда отмечаем на сцене», - руководитель литературно-драматургической части театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Елена Третьякова - фото 5

Уже сегодня, 25 марта, зрителей ждет еще одна премьера — балет «Спартак». Когда-то давно он уже шел на сцене вашего театра. Как было принято решение возродить его?

— Сдача спектакля худсовету уже состоялась, и зал был полон. Действительно, «Спартак» шел на нашей сцене с 1979 года. Его поставил Отар Дадишкилиани. Для него это далеко не первая работа с балетом. До этого в 1964 году «Спартак» был поставлен в Минске. Причем работал Отар Михайлович непосредственно с автором — Арамом Хачатуряном, под его чутким руководством. Сам композитор высоко оценил эту постановку. На нашей сцене балет шел около 10 лет, но со временем устарел чисто технически: износились декорации и костюмы, поэтому он «ушел» из репертуара. Отар Дадишкилиани мечтал поставить его еще раз. В прошлом году было принято решение вернуть на нашу сцену этот яркий, драматичный и по-настоящему мужской балет. Он обязательно найдет отклик в душе зрителя. Главный художник театра Евгений Спекторов создал декорации и костюмы, наполнив сцену яркими красками и неожиданными эффектами. Мы постарались сделать все традиционно, в эстетике русского театра, обошлись без видеопроекций. Для артистов изготовлены почти настоящие мечи. Зрители услышат звон металла, есть и трюковые моменты. И конечно, настоящий праздник — музыка Хачатуряна в исполнении нашего оркестра под руководством дирижёра — постановщика Рената Жиганшина.

Часто ли сегодня в театре используются видеопроекции и другие современные технологии?

— Это веяние времени и определенный способ привлечения внимания публики, которым мы пользуемся все чаще и чаще. Впервые мы применили видеоряд в спектакле «Коко Шанель: Страницы жизни», и сейчас есть постановки, которые полностью идут на проекции, например, весенние премьеры прошлого сезона «Так поступают все, или Школа влюбленных» и военный спектакль-концерт «Старая фотография». Проекция решает многие художественные задачи, и порой без этого не обойтись, ведь театр должен развиваться. Но современные технологии не отменяют оформления сцены, кулис, бутафории — это никуда не уходит.

Безусловно, любой театр — это в первую очередь люди. Сколько человек сегодня в вашем коллективе?

— Коллектив у нас немаленький — более 300 человек. В одном только оркестре более 70 музыкантов. У нас есть оперный и балетный коллективы, хор, огромные костюмерные, бутафорские и пошивочные цеха, гримеры, парикмахеры, руководство, бухгалтерия, администраторы, монтировщики, звукооператор… Театр — это сложный живой организм, где важная каждая составляющая.

Приходят ли в труппу молодые артисты? Где готовят будущих «звезд» оперного и балетного искусства?

— Солисты приезжают к нам со всей России. Что касается оперы и хора, это, прежде всего, выпускники Нижегородской государственной консерватории. Балет — наша радость и гордость. Молодые примы и премьеры приходят из Нижегородского театрального училища. Это и Юлия Ануфриева, и Василий Козлов, и Татьяна Кайнова, и Артем Зрелов, и Андрей Орлов, который как раз танцевал партию Спартака на сдаче спектакля. Очень многие ребята приходят из Пермского хореографического училища. Иногда наши руководители сами ездят в другие города, отбирают выпускников. Но, повторюсь — очень радует, что именно нижегородская школа оперы и балета очень сильна.

Часто ли к вам приезжают знаменитые артисты?

— У нас богатая история приглашений артистов в спектакли. На нашей сцене выступали и Плисецкая, и Сметанников, и Ворошило, и сейчас приезжают современные звезды. На фестиваль «Болдинская осень» также ждем именитых гастролеров. А уже совсем скоро состоится выступление марийского балета, который приезжает к нам не первый год и неизменно оставляет неизгладимые впечатления.

В мае театр оперы и балета планируется закрыть на ремонтНасколько он необходим, что в первую очередь нужно сделать и как давно в последний раз здание приводили в порядок?

— Последний ремонт был очень давно — лет 20 назад. Достаточно окинуть взглядом помещение, чтобы понять, что его действительно необходимо привести в порядок. Очень многое хотелось бы сделать, чтобы публика увидела: театр расцвел. Планируется отремонтировать фасад, зрительскую часть, сделать перетяжку мебели, провести декоративные работы. Но даже во время ремонта будут проходить репетиции. Хотелось бы, чтобы все произошло быстро и организованно и завершилось к открытию нового сезона 1 октября — в День музыки.

Приоткройте тайну: что же ждет зрителей в новом сезоне?

— Откроет сезон спектакль «Евгений Онегин» — очень важный для нашего пушкинского театра. Это будет новая постановка, другие костюмы и декорации. Также мы готовим музыкальное ревю по произведениям Иоганна Штрауса. Все они будут объединены сюжетом. Мы представим и оркестровые, и вокальные произведения. Зрители увидят программу ближе к Новому году. После этого, весной 2017 года, состоится премьера балета «Безымянная звезда». Это как раз еще один случай, когда спектакль впервые будет поставлен в нашем театре. Планируются и постановки ко Дню Победы. Также в мае этого сезона состоится премьера балета «Одна жизнь- одна любовь».

Важной составляющей жизни вашего театра всегда были фестивали: «Болдинская осень», «Мой любимый легкий жанр»… Будет ли продолжена эта традиция и планируется ли проводить новые мероприятия такого масштаба?

— В этом сезоне мы закрываемся очень рано, а событий еще так много, поэтому от фестиваля «Мой любимый легкий жанр», к сожалению, придется отказаться. Что же касается «Болдинской осени», то в следующем сезоне она отметит 30-летний юбилей. Хотелось бы подготовить к этой дате что-то необычное. В рамках фестиваля планируются общественные слушания на тему «Болдинская осень: ее итоги и перспективы.

«Профессиональный праздник всегда отмечаем на сцене», - руководитель литературно-драматургической части театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Елена Третьякова - фото 6

Следите ли вы за творчеством своих коллег из других нижегородских театров? Как в целом оцениваете уровень театрального искусства в нашем городе?

— Уровень всегда был очень высоким. Возможно, закрытость и провинциальность нашего города — в хорошем смысле — позволила сохранить бережное отношение к произведениям искусства без вольностей и лишних экспериментов, которые нередко позволяют себе столичные театры. Мы стараемся посещать премьеры наших коллег, хотя это не всегда удается. В каждом из наших театров есть достойные работы и артисты высочайшего профессионализма. Нижний Новгород может гордиться ими. Очень интересны и работы небольших театров, это тоже страницы культурной жизни нашего города.

Можно ли сегодня говорить о сложившемся нижегородском театральном сообществе? В чем его особенности?

— Оно существует — это Нижегородское отделение союза театральных деятелей России, где кипит своя творческая жизнь. Там встречаются представители всех театров. Взаимодействие между нами очень тесное, мы всегда поддерживаем коллег и в радости, и в горе. Стараемся держаться вместе, определять репертуарную политику в зависимости от специфики каждого театра.

В последнее время проводится множество акций, направленных на популяризацию культурного отдыха, — «Ночь искусств», «Ночь музеев», «Литературная ночь»… Ваш театр также принимает в них активное участие. Помогают ли они привлечь публику в наши храмы искусства?

— Безусловно, но есть некоторая опасность. Мы можем привлечь публику какими-то «завлекалками» — моральными или материальными, а можем попробовать продолжить воспитание, показывая высокохудожественные ценности. Хотелось бы, чтобы это сохранялось. Ночь литературы в прошлом году прошла очень удачно. Было много интересных мероприятий. Мы в эту ночь приглашали зрителей на одну из первых сценических репетиций оперы «Казаки». Это была большая ответственность. Мы попытались объяснить сам процесс, из чего рождается спектакль. Зрителей было очень много. Даже когда наша ночь закончилась, подходили люди, которые стремились посетить несколько мероприятий в разных местах. Это очень интересные акции и начинания. Но важно не просто поставить галочку, что мы провели мероприятие, но и постараться сохранить свое лицо и уважение и к публике, и к себе.

Театр оперы и балета проводит собственные акции для привлечения публики?

— У нас есть несколько проектов. Прежде всего, это абонементные программы, в которых мы перед каждым спектаклем выходим к публике, рассказываем о нем. Иногда мы проводим открытые художественные советы. Мы ставим в зале микрофон и обсуждаем спектакль со зрителями, каждый может высказаться. У нас также проходят практику студенты — культурологи и журналисты. Ежегодно в день рождения Пушкина и день русского языка проводим мероприятия у центрального входа театра. После этого зрители посещают дневной спектакль. Люди уже знают об этом событии и всегда ждут его. Сейчас мы начали совместный проект с Нижегородской епархией, он носит просветительский характер. Это абонементный цикл, в который входят классические оперы и спектакль «Жди меня». В рамках этого проекта у нас проходит выставка православных икон с подробным описанием их обретения. Периодически проходят различные презентации. Словом, мы стараемся работать с публикой как можно ближе.

27 марта будет отмечаться Всемирный день театра. Что для вас значит этот праздник? Как театр планирует его отметить?

— Это большой праздник для всех нас и очередной повод гордиться своей причастностью к волшебному миру театра. Каждый год мы обязательно представляем в этот день премьеру в подарок и себе, и публике. На этот раз мы покажем балет «Спартак». В прошлом году представляли «Бахчисарайский фонтан», перед этим — «Коко Шанель: Страницы жизни»… Словом, свой профессиональный праздник мы всегда отмечаем на сцене. Кроме того, в День театра наши артисты традиционно получают свои заслуженные награды. В этом году Артему Зрелову будет вручена премия «Нижегородская жемчужина», Михаил Болотов и Вера Харитонова удостоены премии «Творческая удача». Мы также очень рады, что наша солистка Заслуженная артистка России Вера Сурикова получит премию имени Собольщикова-Самарина — это высокая театральная награда, которая дается за особые заслуги и многолетнюю творческую деятельность.

Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в День театра?

— В первую очередь хочется пожелать творчества — это главное в жизни всех, кто служит театру. Хотелось бы, чтобы нас всегда окружали замечательные коллеги и партнеры по сцене, это тоже очень важно. Пусть в театр приходят люди, по-настоящему любящие и ценящие искусство, ведь каждая роль — это целая судьба, проживаемая на сцене артистом, каждый спектакль — уникальный неповторимый миг. Хотелось бы, чтобы наша публика никогда об этом не забывала и дарила свое тепло и понимания. И, самое главное — гармонии и счастья, в которое входит и тот волшебный театральный мир, что мы бережем, и чего нам иногда не хватает.

Фото предоставлены Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А. С. Пушкина