Top.Mail.Ru

Владимир Плаксин: руководителем оркестра стал случайно

75

Наш сегодняшний гость - художественный руководитель оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» Владимир Плаксин - недавно вернулся из Москвы с гастролей, до этого, вместе с коллективом оркестра, он посетил Германию, а уже в скором времени предстоит поездка в Сербию... Но, несмотря на столь насыщенный график и все разъезды, Владимир Плаксин уделил нам время и рассказал нижегородцам, что ожидает их в новом сезоне.

- Свой новый сезон оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» начал необычно – с гастрольной поездки в Германию. Можете рассказать подробнее о поездке?

- Эта поездка в Германию прошла в сентябре, хотя она планировалась еще в прошлом году. Довольно хорошие впечатления остались от поездки, потому что нас ждал очень теплый прием. Наш коллектив радушно встретили, я бы больше того сказал – душевно и даже по-родственному, словно встречали своих близких друзей или родственников. В Германии мы прожили 6 дней, за это время нами были сыграны 4 концерта. Один из них посвящен непосредственно главному событию, по которому мы собрались: 20-летию побратимских отношений Нижнего Новгорода и Эссена, причем на этом концерте присутствовал даже бургомистр города Эссена Райнхард Пасс.

Помимо этого у нас был прием в ратуше, а затем еще два концерта, которые прошли совместно с камерным хором города Эссена, где мы дважды исполнили «Реквием» Моцарта. В ходе совместной работы нам удалось обрести друзей в лице этого хора, и сейчас мы не теряем связь, продолжая переписываться. В свою очередь и у принимающей стороны остались яркие впечатления, они тоже до сих пор не могут забыть этих дней. Как говорят наши новые друзья, те дни были очень яркими и насыщенными. Порой им было не просто, но при этом очень приятно от общения с нами. Одним словом, они утверждают, что это было счастливое время. Впрочем, для нас все было точно также.  

- Как Вы считаете, отличается ли наш нижегородский зритель от зарубежного? Есть какая-то разница или же везде одинаково принимают?

- Отличие заключается в том, что такие специфические сочинения, как «Реквием» Моцарта, эта публика в Германии отлично знает, более того, зритель знает не только мотивы, но и текст. Эта музыка им очень близка, так как это их музыка – немецкая, соответственно, они ее воспринимают как что-то родное. Так, как мы, наверно, воспринимаем Петра Чайковского и другую русскую музыку в целом. Хорошая публика   она же везде хорошая. И если публике нравится, то она и на местах сидеть не будет: она встанет и будет всячески приветствовать исполнителей.

Вот и нас бурно приветствовали, а мы, в свою очередь, во время поездки играли много немецкой музыки – Баха, Бетховена, Моцарта... Хотя последний из перечисленных - австрийский композитор, но при этом он очень близок немецкой культуре. А вот русской музыки было немного – таков был заказ принимающей стороны. Между тем, в нашем исполнении русской музыки они услышали две части из Серенады Чайковского, что также было воспринято зрителями на «ура».

«На это повлияло то, что и музыка была гениальной, и исполняли мы, по-видимому, неплохо», – скромно добавил художественный руководитель оркестра.

- Если бы Вы могли выбрать, где бы Вы жили: в каком городе или в какой стране? И почему?

- Довольно провокационный вопрос… Не буду скрывать, мне нравится Европа. К тому же в Европе очень красиво, и это всем известный факт. Что касается городов… Тот же Эссен – не самый красивый город, если рассматривать его с точки зрения архитектуры или других особенностей. Это связано с тем, что Эссен  в годы войны разбомбила союзная авиация, потому что здесь находилось много заводов: город был своеобразной кузницей вооружения гитлеровской Германии. Именно поэтому он получил «по полной программе». Все было уничтожено.

После войны что-то восстановили, но немного, потому что сейчас в Эссене много современных зданий. Возможно, не все они такие красивые и замечательные, но, вот что в Эссене точно есть, так это обилие своеобразных природных красивых мест - различных парков и лесов. Это то, что касается Эссена… Повторюсь, этот город не считается городом-красавцем в Германии, но тем нижегородским артистам, что были за границей, и, в частности, в Германии в первый раз, очень понравилось в Эссене. И мне город пришелся по душе, не смотря на то, что я знаю другие города, которые считаются более привлекательными с точки зрения архитектуры, культуры и красоты пейзажей.

Но самое главное, чем привлекательна Европа, с моей точки зрения, так это то, что все в Европе сделано, как говориться, «для людей». Начиная с таких мелочей, как эскалаторы, которые повсеместно, а также лифты в метро... Все это создает комфорт и, в первую очередь, это касается инвалидов и пожилых людей. Кроме того, удобные низкопосаженные трамваи, которых у нас в городе пока единицы, в то время, как в Европе других уже и не осталось. А также автобусы, которые наклоняются в сторону при посадке, чтобы пассажирам легче было выйти на остановку или наоборот - зайти в салон. Для нас нижегородцев слышать и видеть все это – удивительно. За границей же постоянно заботятся об удобстве людей. Именно эти продуманные мелочи создают такую удобную, комфортную жизнь европейцам.

- Вы буквально на днях вернулись из Москвы, чем Вам запомнился столичный фестиваль и что нового оттуда привезли?

Мы были рады этой выдавшейся возможности и с удовольствием поехали в Москву, потому что в последнее время не так часто удавалось выезжать из-за проблем с финансированием. А тут нам пришло приглашение принять участие в «Международном хоровом фестивале в Историческом музее на Красной площади», приуроченном к 450-летию Покровского собора (храма Василия Блаженного). При этом столичная публика приняла нас очень хорошо. Во время фестиваля мы исполнили недавно созданный Реквием Льва Панкратова. В целом от поездки у нас остались положительные впечатления.

- Спасибо, Владимир. С поездками разобрались, расскажите теперь о том, как прошло открытие нового сезона? Чем запомнилось и что отличало его от тех, что были ранее?

- Начнем с того, что открытия как такового не было. Концерт, который мы планировали как открытие сезона, состоится только 27 ноября. Этот концерт пройдет совместно с нашим постоянным приглашенным дирижером из Москвы Игорем Михайловичем Жуковым, которому в августе исполнилось 75 лет. Этот юбилейный концерт был запланирован еще на 1 октября, но его пришлось перенести в связи с предстоящей поездкой в Германию, после которой была запланирована поездка в Сербию, которая могла по срокам совпасть с этим концертом открытия. Так что теперь это будет уже не открытие сезона, а юбилейный концерт Игоря Жукова - известного московского пианиста-дирижера, а также нашего большого друга, который нам в свое время очень помог.

Так получилось, что открытие сезона у нас состоялось в Нижегородском планетарии, где 1-2 сентября прошли первые наши концерты в новом сезоне. Это те программы, которые мы сделали совместно с планетарием: «Музыка среди звезд» и «Сады гармонии». Получается, что именно этими двумя программами мы открыли новый сезон.

Кроме того, с 27 по 31 октября у нас планируется III Международный музыкальный фестиваль «Барокко и классика Нижний Новгород». После чего, 7 и 11 ноября мы играем в юбилейных концертах в консерватории. Сразу после этих двух концертов, 12 ноября, уезжаем в Сербию. Как известно, в Сербии есть еще один наш город-побратим Нови Сад, где планируется порядка 3-4 концертов. Затем мы возвращаемся в Нижний Новгород, где у нас продолжаются юбилейные концерты с Игорем Жуковым. После чего приступаем к подготовке премьерной программы в Нижегородском планетарии.

- Владимир, а Вы можете подробнее рассказать о предстоящем на днях фестивале «Барокко и классика Нижний Новгород»? И правда ли, что концерты фестиваля состоятся в музее-усадьбе Рукавишникова на Верхне-Волжской набережной?

- Это III Международный музыкальный фестиваль «Барокко и классика Нижний Новгород», который проходит ежегодно. Планируется пять концертов: два – в зале ННГУ на Большой Покровской, два – в усадьбе Рукавишникова и еще один – в Дзержинске. Это своего рода продолжение наших отношений с музыкантом и дирижером из Германии Кристофером Майером, с которым мы сотрудничаем на протяжении 7 лет.

Кстати, это будет третий по счету фестиваль и в то же время десятый юбилейный проект совместной работы с Кристофом  Майером. Нижегородцы услышат музыку Шумана и Брамса. Думаю, что это будет интересно, судя по опыту, который у нас появился в Германии, когда Кристоф Майер дирижировал нами «Струнной серенадой» Чайковского. Причем это интересно еще и потому, что каждый исполнитель по-своему интерпретирует одно и то же сочинение. И это у Кристофера выглядело довольно свежо. Но «изюминкой» концерта, несомненно, станет известная барочная арфистка Йоханна Зайтц, которая в дуэте с Кристофом Майером будет играть концерт «Душе услада и уму». Так что нижегородцев ждет весьма необычный дуэт, в том числе это касается редкого сочетания арфы и скрипки.

- А как Вы пришли к музыке? Впрочем, с удовольствием услышим Ваш рассказ и о том, как Вы стали художественным руководителем оркестра?

- Попал я также, как и все: в 6 лет попросил маму, чтобы она отдала меня в музыкальный кружок. Я последний год ходил в детский сад и мне нравилось играть, у меня был слух. Когда же мы стали поступать в Детскую музыкальную школу, я плохо простучал, и меня взяли только на скрипку. В то время фортепиано было популярным инструментом, поэтому было много желающих, а вот играть на скрипке желающих было меньше. Первый год я учился неохотно и делал все через силу. Но в процессе обучения всё изменилось: появился интерес и первые успехи, я для себя открыл скрипку с другой стороны. Так дело пошло: далее было училище, потом консерватория…

Что касается художественного руководства, то я о такой должности в начале даже не мечтал. Будучи еще студентом я работал в симфоническом оркестре Нижегородской филармонии и параллельно в камерным оркестром консерватории. А вот в камерном оркестре "Солисты Нижнего Новгорода" я работаю со дня его образования, то есть с 1994 года. При этом я не ставил своей целью стать художественным руководителем. Получилось все случайно, и вот уже восемь лет, как я художественно руковожу оркестром. Считаю, что эти 8 лет очень успешны: нам повезло с приглашенными дирижерами, солистами и самими оркестрантами. И несмотря на текучку кадров, традиции, заложенные еще нашим основателем оркестра Софией Наумовной Пропищан, остаются. Это отмечают все приезжающие к нам музыканты.

- В заключение хочется услышать, а что Вы сами любите слушать в свободное время?

- По большей части я все равно слушаю классическую музыку. Но сегодня, например, с большим удовольствием по радио послушал своего рода народные, исполненные под аккордеон, французские песни. Также хорошо то, что может немножко расслабить, но для меня, опять же, это классика – Баха могу слышать бесконечно и Моцарта…