Top.Mail.Ru

За уникальной нижегородской елочной игрушкой «гоняются» коллекционеры, - руководители фабрики «Ариель» Аркадий Гаранов и Елена Терсинских

1916

Новый год, пожалуй, самый волшебный праздник. У россиян он традиционно ассоциируется с запахом хвои и мандаринов, бенгальскими огнями, оливье, Дедом Морозом и Снегурочкой, кинофильмом «Ирония судьбы, или с легким паром!», а также хорошим настроением и надеждами на лучшее. И каждому из нас хочется чуда в новогоднюю ночь. Эти ощущения приходят к нам в детстве, и их мы проносим через годы. Сначала для тебя родители наряжают ёлку, под которой ты находишь долгожданные подарки, а потом уже ты сам ставишь дома зеленую красавицу для своих детей, чтобы вместе насладиться атмосферой праздника. Именно ёлка является главным символом и атрибутом Нового года, и нет ничего прекраснее, чем всей семьей наряжать ее к празднику.

До того, как изделия китайского производства хлынули на российский рынок, ёлку наряжали стеклянными игрушками. Игрушки в виде часов, звезд и космонавтов, кукуруза из стекла, украшения в виде птиц, зверей, шишек, сосулек и гирлянд, фигурки восточных персонажей — многие бережно хранят их до сих пор как семейную реликвию. Кто-то и вовсе их коллекционирует.

Сейчас полки магазинов буквально завалены всевозможными ёлочными украшениями из пластика, которые пользуются большим спросом из-за своей доступности, низкой цены, относительной прочности и безопасности. Значит ли это, что время стеклянной елочной игрушки прошло? Вовсе нет. Пример тому — нижегородская фабрика ёлочных игрушек «Ариель», которая существует почти 20 лет и успешно развивается и по сей день.

В преддверии Нового года наш корреспондент посетил фабрику, где заглянул в стеклодувный цех и художественную мастерскую, и, конечно, пообщался с директором фабрики Аркадием Юрьевичем Гарановым и его супругой и заместителем Еленой Викторовной Терсинских, которые уже много лет трудятся над созданием праздничного настроения у людей.

Здравствуйте Аркадий Юрьевич и Елена Викторовна. Расскажите, пожалуйста, как давно вы возглавляете фабрику «Ариель»? Чем занимались до того, как стали директором фабрики?

Аркадий: Возглавляю ее с момента основания, то есть с февраля 1996 года. До этого я работал промышленным архитектором. Однако в начале 90-х многие предприятия закрывались, и наш институт не стал исключением: из большого крупного регионального он превратился в небольшой местный. Так и закрутилось: вместо того, чтобы проектировать промышленные предприятия, жизнь вывела на то, чтобы его создать и по настоящее время развивать.

Елена: В начале 90-х у нас были художественные мастерские, а с 1996 года «Ариель» появилась уже в том формате, в котором она существует сегодня: имеет свой стеклодувный участок, свои художественные мастерские.

Аркадий: Тогда задача стояла больше экономическая. Необходимо было просчитать, можно ли заниматься этим бизнесом: вычислить затраты, посмотреть, возможно ли получение хорошего качественного изделия, просчитать его цену, а также стоит ли идти по этому пути, которым мы идем уже более 20 лет.

Есть ли у названия фабрики какая-то история? Почему ее так назвали — «Ариель»?

Аркадий: Что касается названия «Ариель», то в нем заключены наши с женой инициалы — Аркадий и Елена. А так как мы оба рыбы, персонаж Русалочка нам тоже не чужд.

Елена: Аркадий Юрьевич как архитектор прекрасно рисует, и первый шар, с которого началась история фабрики, нарисовал именно он. Это был шар с русским пейзажем, который хранится на фабрике до сих пор.

Какими основными принципами вы руководствуетесь в работе?

Аркадий: Мы делаем людям праздник: естественно, наши изделия должны нравиться людям, чтобы их хотелось покупать, и в дальнейшем они бы радовали глаз в новогодние праздники.

Елена: Мы являемся предприятием Народных художественных промыслов, делаем нижегородскую елочную игрушку, которой в 2016 году исполняется 80 лет. И наша главная задача помимо того, о чем уже сказал Аркадий Юрьевич, заключается еще и в том, чтобы опираясь на традиции, заложенные 80 лет назад мастерами города Горького в Артели «Детская игрушка», уметь шагать в ногу со временем. Потому что игрушка живет, только пока она сохраняет в себе дух старины, старинные традиции. Поэтому у нас и технологии все старинные соблюдаются: игрушки выдувают из стеклянной трубки на газовой горелке.

Какую еще продукцию помимо традиционных стеклянных елочных шаров производит «Ариель»?

Аркадий: Основная наша работа — создание именно елочных украшений. Конечно, бывают и межсезонные продукты — например, на Пасху мы создаем пасхальные яйца.

Какие технологии по изготовлению используются на фабрике? Какие соблюдаются традиции и какие вводятся новшества на производстве?

Елена: У нас на фабрике соблюдаются старинные технологии: украшения выдувают в стеклянной трубке на газовой горелке. При этом мы шагаем в ногу со временем. У нас есть современные коллекции, сочетающие в себе традицию и преемственность, которые ежегодно обновляются. Поэтому за уникальной нижегородской елочной игрушкой, которая имеет свой почерк, сейчас «гоняются» коллекционеры.

Действительно ли нижегородская фабрика елочных игрушек «Ариель» является единственным в России подобным предприятием, продукция которого идет на экспорт? Расскажите о вашем сотрудничестве с зарубежными заказчиками. Как повлияла экономическая ситуация на поставки?

Елена: Мы можем говорить только за свою фабрику. Свои изделия на экспорт отправляем достаточно активно. Они востребованы во многих странах мира: в Америке, Германии, Италии, Швейцарии, Австралии, Швеции, Франции, Монголии и Казахстане. Во всех этих странах игрушка расходится на «ура». Даже в последних числах декабря у нас есть экспортные заказы на 2016 год. К их выполнению мы приступим уже 4 января. Что касается экспорта сейчас, то он подорожал в два раза.

У нас было время, когда игрушки на сто процентов шли на экспорт. Тогда, когда в России развернулся бум китайского дешевого пластика, который уничтожил практически все фабрики и заводы бывшего Советского союза, которые делали стекло. В тот момент нам пришлось какое-то время работать на экспорт. Мы, делая игрушку, в основном ориентируемся на российского покупателя, на российские традиции и работаем для российского потребителя. Экспортная составляющая у нас сохраняется, но она с каждым годом умышленно уменьшается.

Насколько серьезную конкуренцию, по-вашему, изделиям из стекла составляют пластиковые украшения, или же эти виды украшений занимают разные ниши на рынке и ориентированы на совершенно разного покупателя?

Елена: Пластик нас особо не касается. Такие украшения предпочитают люди, у которых маленькие дети, животные в доме. У нас свой покупатель, который понимает толк в елочной игрушке. Если человек не понимает, не разбирается в елочной игрушке, ему этого не объяснишь. Он будет покупать то, что дешевле. А мы не ставим своей задачей кого-то воспитывать: если людям нравится пластик, пусть они его и берут.

Расскажите, как развивалась фабрика в новейшей истории? Как сказался на производстве кризис 2008-го? Как сейчас обстоят дела у фабрики?

Елена: В 2008 году у нас на фабрике был экономический рывок, а не кризис. Год был для нас абсолютно успешным, у нас никаких ям никогда не существовало. Мы достаточно мобильно работаем: если тяжелая ситуация складывается в России, часть мощностей мы всегда можем перенести за рубеж: там мы всегда востребованы. Или наоборот, если это необходимо, вернуться обратно в России. Ведь нижегородская елочная игрушка сегодня имеет мировую известность, мировое признание.

Аркадий: Конечно, во время любого кризиса — и 1998 года, и 2008 года, когда происходят проблемы с рублем, российские покупатели начинают обращать внимание на отечественного производителя. Так что в эти периоды заказов на фабрике не поубавилось, а, скорее, наоборот, их количество выросло. Потому что в силу резкого подорожания доллара в России стало покупать выгоднее, чем за рубежом.

Поддерживает ли финансово фабрику правительство области или администрация города? Или прибыли фабрики хватает на безбедное существование?

Елена: Сегодняшняя политика, которую ведет наше правительство по импортозамещению, дает возможность развернуть производство отечественного продукта. Это очень хорошо.

Аркадий: Что касается финансовой поддержки, мы как предприятие Народных художественных промыслов, естественно, получаем компенсацию из бюджета на потребляемую в промышленных целях электроэнергию и газ.

Елочные игрушки — это товар, который популярен в основном перед Новым годом. Что помогает сделать этот бизнес круглогодичным?

Аркадий: Мы делаем елочных игрушек столько, сколько у нас заказывают. После нового года у нас на складах обычно пусто.

В силу того, что мы работаем уже 20 лет, естественно, наши заказчики — и европейские, и российские — начинают делать заказы вне сезона, а некоторые из них вносят предоплату.

Какая выходит себестоимость одного елочного шара?

Елена: В настоящее время у нас ассортимент исчисляется тысячами наименований, поэтому какую-то усредненную цену назвать невозможно. Разброс достаточно большой: какой-то шар может стоить сто пятьдесят рублей, а какой-то — дороже трех тысяч рублей, а то и больше.

Аркадий: Наши изделия — хорошего качества, и они по определению не могут быть дешевыми. Однако, говоря про изделия нашего ассортимента, стоит отметить, что есть дорогие изделия и есть доступные по цене. Например, есть заказчики, которые заказывают шары с эксклюзивным дизайном — конечно, эти изделия по определению будут стоить дороже. Но также мы делаем изделия более простые и доступные по цене для любого рядового жителя нашей страны: будь то школьник, пенсионер или работник социальной сферы.

Какая коллекция в этом году самая популярная у российских и зарубежных покупателей?

Елена: На мой взгляд, это «Морозные узоры» — новая коллекция, автор которой наша художница, член творческой группы нашей фабрики Татьяна Соколова. Уникальность коллекции в том, что эта ручная роспись, и она выполнена по голому стеклу. Мы всегда говорим, что елочная игрушка должна быть не пластиковой, а стеклянной. Потому что именно в стекле отражаются мерцающие гирлянды, и возникает сказочный образ елки. Если на ней висит пластик, такого очарования не будет. Если вы захотите, чтобы у вас было все волшебно, красиво, то нужно обязательно украшать елку стеклом. По голому стеклу мало кто работает, в основном компании работают по шарам металлизированным, окрашенным в яркие цвета, поскольку сам шар без росписи уже привносит 50% праздничности. Если работать по голому стеклу, то нужно иметь высокое мастерство для того, чтобы придать изделию очарование сказки. Неожиданно для нас самих коллекция «Морозные узоры» в этом году стала абсолютным хитом продаж.

Второй хит продаж — это наши фигурки, выполненные в русском стиле: русский царь, плясунья, мишка с гармошкой, гусар, красная шапочка. Они всегда отлично продаются. Изделия становятся коллекционной игрушкой. Несмотря на то, что уже конец декабря, заказы до сих пор поступают.

Вспомните, какие самые интересные эскизы по росписи стеклянных украшений просили сделать заказчики?

Елена: Много что рисовали. Для нас интересно все.

Аркадий: Мы делали красивую коллекцию «Московские храмы», а также очень интересный проект к 75-летию московского метрополитена — шары с изображением 12-ти станций метрополитена. Нарисовать на выпуклой поверхности шара перспективу интерьера подземного сооружения до нас, наверно, еще никто не брался. Это получилось хорошо.

Елена: Причем обратную перспективу, когда смотришь в шар, а изображение уходит как будто внутрь. Это была очень интересная работа, мы с большим удовольствием ее тогда делали, и до сих пор вспоминаем. Коллекция шаров была лимитированная. Сейчас она также стала коллекционной — мы ее больше не повторяли, поэтому люди пытаются собрать все станции метро. Нам часто звонят и спрашивают, нельзя ли у нас купить эти шары или сделать вновь.

Еще один интересный проект — «Нарисуй свою планету». Он был посвящен 70-летию выхода в свет сказки «Маленький принц». Тогда мы делали не только по заказу Фонда наследников Антуана де Сент-Экзюпери шары и подсвечники с использованием авторских рисунков, но и специальный детский проект, задача которого состояла в том, чтобы дети придумали и нарисовали планету своей мечты. Все работы были очень интересные. Тогда их все отослали во Францию, и наследники выбрали победителя, который поехал на турбазу Экзюпери на лазурный берег и там сфотографировался с наследниками.

Сколько требуется времени на изготовление партии елочных украшений? Сколько мастеров трудится над ней?

Елена: Сначала ее придумывают — это самый длительный процесс, а потом ее быстро делают.

У нас на фабрике есть специальная творческая группа, которая трудится над созданием коллекции на следующий сезон. Затем коллекция обрабатывается, отрабатывается, фотографируется и рассылается в каталогах нашим покупателям.

А сколько вообще мастеров у вас в штате? Все они — женщины? На работу вы берете опытных мастеров или обучаете их в процессе производства? Какие требования предъявляются к мастерам?

Елена: У нас маленькая фабрика, на которой трудятся всего 60 человек. Мужчин на ней действительно мало, в основном женщины.

Что касается обучения в процессе, то оно обязательно, потому что без этого человек не сможет работать на фабрике. У нас есть свои технологии, которые необходимо знать, свои приемы, которыми мы владеем. Стиль фабрики «Ариель» узнаваемый, поэтому чтобы его поддерживать, его необходимо изучать. Мы стараемся брать на работу художников — людей, имеющих художественное образование, для того, чтобы можно было с ними объясняться на понятном языке.

Немаловажно, что у нас на фабрике царит особая атмосфера: кому-то она подходит, и он остается навсегда (многие работают со времен основания фабрики), а кто-то понимает, что это не его и покидает фабрику в течение месяца. Ведь помимо задач, которые мы ставим, необходимо вкладывать в изделие душу, иначе оно получится не праздничным. А своей душой готов поделиться далеко не каждый. Работа называется ручной, потому что человек вкладывает в нее душу.

Аркадий: Однозначно, должно быть желание работать.

Наряжаете ли Вы елку у себя дома? Если да, то, какими украшениями Вы пользуетесь — из пластика или из стекла?

Елена: Все елки у нас стоят на фабрике, потому что перед Новым годом наш дом здесь. Мы живем на «Ариели» всем коллективом, и любой сотрудник вам это подтвердит. У нас здесь очень много елок: и традиционно украшенных, и в стиле ретро, со старинными елочными игрушками и выполненными в современной технике, чтобы люди могли видеть, как альтернативно можно украшать свой интерьер перед Новым годом.

Мы на фабрике проявляем свой творческий потенциал, экспериментируем, наряжаем елки круглый год. Никто столько елок не наряжает, сколько это делают люди, которые работают на фабрике елочных игрушек (улыбается — прим.). В январе 2016 года мы поедем на самую крупную выставку рождественских и новогодних елочных украшений во Франкфурт. Там мы представляем всю Россию.

2016 год — год обезьяны. Пользуются ли особой популярностью игрушки-символы? Сколько таких игрушек было сделано к 2016 Новому году?

Аркадий: Мы сделали несколько тысяч таких игрушек. Формовые обезьяны, обезьяны на шарах, естественно, золотой банан — без него никак.

Елена: Обезьяну необходимо «прикармливать», иначе она не придет (улыбается — прим.). Поэтому мы изготавливаем сахарные, шоколадные, золотые бананы, маленькие бананы, бананы размера XL. Обезьяны в белом шоколаде, в темном шоколаде, золотые обезьяны. Наши обезьянки очень душевные.

«Ариель» организует экскурсии для всех желающих. Со сколькими туристами фабрика поделилась волшебством в этом году? Приезжают ли иностранцы? Что особенно привлекает туристов?

Елена: В этом году нашу фабрику посетили около 35 тысяч человек. Точно мы еще не подсчитывали. Иностранцы ценят ручной труд, поэтому они, как дети, наблюдают за процессом выдувания этих игрушек и за тем, как художник с палитры кисточкой рисует безо всякого карандаша такие прекрасные рисунки.

Готовится ли как-то фабрика к ЧМ 2018 года? Ведь в наш город приедет множество туристов, в том числе иностранных, и, несмотря на то, что это будет летом, туристы могут проявить интерес к сувенирам в виде елочных украшений…

Елена: Мы думаем о нем. На фабрике будут специальные проекты, посвященные этому событию.

Аркадий: Представители организаторов к нам уже приезжали. У нас есть предварительные договоренности. Мы будем выдувать шары в виду футбольных мячей и готовить специальную коллекцию для нижегородцев, чтобы они вдохновлялись, настраивались на этот чемпионат.

Где можно купить продукцию фабрики «Ариель» в Нижнем Новгороде?

Елена: На всех предприятиях, которые торгуют изделиями Народных художественных промыслов, а также в магазине при фабрике.

Какими экспонатами пополнится «Дом елочных игрушек» в 2016 году?

Елена: Если говорить о 2016 году, то он — юбилейный: нижегородской елочной игрушке исполняется 80 лет. Сейчас у нас открыта выставка, посвященная Григорию Соломоновичу Литваку, который двадцать лет возглавлял производство игрушек в Горьком. И как раз в то время под его руководством произошла реорганизация — слияние Артели «Детская игрушка» и фабрики. Также в течение 2016 года будут проходить выставки, рассказывающие об истории уникального промысла — самого красивого промысла, на мой взгляд, который есть на нижегородской земле, связанного с производством елочных игрушек из стекла.

Какие перспективы развития есть у фабрики? Что в планах руководства на ближайшее будущее?

Аркадий: Конечно, фабрика не останавливается на достигнутом: мы развиваем, расширяем свое производство после того, как был построен и запущен «Дом елочной игрушки». Сейчас планируется строительство еще одного производственно-складского корпуса.

Мне очень приятно, что, несмотря на то, что я оставил свою профессию очень давно, продолжаю быть архитектором. Решение, как нужно правильно строить, я принимаю не один, а советуюсь с коллегами.

Елена: У нас есть все условия для работы. Потому что чтобы делать людям праздник, нужны достойные условия и хорошие зарплаты. Об этом мы и думаем.

Новый год — чудесный и волшебный праздник. Его очень ждут не только дети, но и взрослые. А что он значит для вас? Есть ли в вашей семье особые традиции, связанные с Новым годом?

Елена: На фабрике у нас традиция: когда все люди готовятся к новому году, мы еще во всю работаем.

Аркадий: Самое главное — продержаться до окончания сезона, чтобы каждый покупатель смог найти в магазине то, что он хочет купить. Мы стараемся, чтобы это происходило до последнего часа работы магазина.

Что касается традиций: у нас всегда был наш профессиональный праздник — Новый год. Сейчас появился второй праздник — День рождения Нижегородской елочной игрушки.

Елена: У нас на часах всегда без пяти минут 12. Представьте себе: до Нового года осталось пять минут, а людям еще нужно успеть что-то очень быстро сделать. Мы в таком темпе, с таким настроением и с такой готовностью встречать новый год живем круглый год. Это достаточно непросто — сохранять в себе позитив, праздничное настроение, настрой на праздник и передавать это все изделиям. Но без этого изделие не сделаешь праздничным. Будет просто шарик.

Есть ли у вас любимая игрушка на фабрике? Какая?

Аркадий: Они все как родные.

Елена: Лично у меня — царь. А вообще они все как дети. Отправляя их на продажу, за каждую переживаем как за маленьких детей. Звоним, спрашиваем: «Как продается? Что говорят? Продается — не продается? Вот царь в красном кафтане или плясунья. В каком платьице она вам больше нравится?»

Что бы вы пожелали нашим читателям в Новом году?

Аркадий: Чтобы следующий год был лучше предыдущего. Или, во всяком случае, не хуже. Конечно, счастья, здоровья, любви, мира. Мы надеемся, что это будет всегда.

Елена: Чтобы близкие были здоровы. Новый год — это все-таки семейный праздник, поэтому хочется пожелать в первую очередь, чтобы в семье все было хорошо: чтобы было взаимопонимание, чтобы почитали взрослых, любили маленьких. Чтобы человеческие истины не уходили из нашей жизни, а оставались в ней. Чтобы семья собиралась вместе, особенно под Новый год, чтобы дети вместе со взрослыми наряжали елку, читали стихи, а под елкой находили подарки.