Соцсети, двойки или плохое воспитание: почему подростки режут учителей и одноклассников

24 января 2018 13:48
891
16+

Фото: google.images

Кровавые бойни, которые подростки устроили в школах Перми и Улан-Удэ, потрясли всех. То, что российские подростки в пылу гнева могут рубить топором и резать ножами детей и учителей, для многих стало настоящим откровением. 

Что же произошло с российскими школьниками и безопасны ли нижегородские школы, разбиралось ИА «В городе N».

Современные дети не готовы к стрессам

Фото: правда.ру

Доцент кафедры «Практической психологии» Мининского университета, педагог-психолог в МБОУ «Лицей № 8» Елена Мамонова считает, что случаи подростковой агрессии чаще всего происходят из-за совокупности причин.

«Сама по себе двойка за четверть не могла спровоцировать такое. Ребенок видит несправедливость, несогласие с его мнением, публичное осуждение и унижение. Отсюда и возникают такие случаи», — говорит психолог.

По мнению Елены Мамоновой, случаи нападения в школах России больше похожи на цепную реакцию, так как подростки связаны друг с другом через соцсети.

«Они видят картину в средствах массовой информации и думают, что раз одному можно, значит и другому тоже. У них ломаются запреты, и они начинают действовать», — отмечает психолог.

Агрессивными подростки становятся из-за бушующих гормонов и не до конца сформированной функцией самоконтроля. По мнению Елены Мамоновой, взрослый человек может направить агрессию на другие области, остановиться, а подросток реагирует быстрее и не может удержать энергию — он более импульсивен.

«Когда механизм запущен — его невозможно остановить. Есть такое понятие — фиктивное слабоумие, когда действия невозможно остановить в состоянии аффекта. В случае стресса у школьника перед глазами всплывают картинки, ранее увиденные в интернете, поэтому он начинает повторять эти действия», — рассказывает психолог.

Ранее версию о подстрекательстве в соцсетях подростков к нападениям в школах выдвинули ряд федеральных СМИ. Между тем, нижегородские школьники опровергают информацию о том, что через интернет распространяется подобная агитация.

«Через соцсети ничего не распространяется, просто подростки видят острые социальные отношения и при этом не видят для себя будущего, они замечают, что правительству на них наплевать. Но полиция, конечно, считает, что во всем виноваты соцсети», — высказал свою точку зрения учащийся одной из нижегородских школ Максим М.

Директор средней школы № 91 Нижнего Новгорода, депутат городской думы Игорь Богданов тоже считает, что главная причина не в соцсетях, а в отсутствии в стране единой идеологии и общих ценностей.

«Я еще 20 лет назад говорил, что пока ученики не начнут громить школы, мы не вспомним о таком понятии как образование. Сейчас дети ничем не заняты, а если они ничем не заняты, они займутся нами», — подчеркивает Игорь Богданов.

Также, по его мнению, проблема частично состоит в сокращении расходов на образование.

«Сейчас финансируется только то, что связано с самим процессом образования, но нет денег на дополнительные занятия. Залы для секций и кружков сдаются в аренду, и проводить факультативы и беседы с учениками негде. Надо вкладывать деньги, а этого не происходит», — добавил он.

Между тем психолог Елена Мамонова уверена, что агрессия среди подростков является единичным случаем и, скорее, исключением, чем правилом.

«Я давно работаю с детьми и не сказала бы, что дети стали другими. Когда выходишь на контакт с подростками, про которых говорят, что они агрессивные, понимаешь, что это форма реакции. Это лишь единичные случаи, и пока преобладает позитивное начало. Но подростковые проблемы были, есть и будут, а информатизация общества дает свой результат», — подчеркнула Елена Мамонова.

Данные о подростковых преступлениях тоже говорят о позитивной тенденции. В ГУ МВД России по Нижегородской области отмечают, что за последний год количество преступлений совершенных детьми и подростками пусть незначительно, но снизилось. Так, по итогам 2017 года в регионе несовершеннолетние совершили 838 преступлений, что на 17,3% меньше, чем в 2016 году (1013 преступлений). По состоянию на 1 января 2018 года сотрудники полиции регулярно проводят профилактическую работу с 2890 несовершеннолетними и 2286 неблагополучными родителями.

Школьная безопасность

Фото: schoolsystem.ru

В нижегородских школах всерьез озаботились безопасностью детей. Тревожными кнопками оборудованы 97% учебных учреждений региона, а в 95% есть и видеонаблюдение. Кнопок безопасности и видеокамер нет только в малокомплектных школах в сельской местности.

Более того, во всех школах Нижнего Новгорода есть контрольно-пропускные пункты, в которых постоянно находится охранник. А в семи есть еще и турникеты

Начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев отмечает, что сотрудники министерства систематически проводят мониторинг школ по вопросу безопасности.

«Проверки проводятся два раза в год. Мы представляем целостную картину обеспеченности безопасности техническими средствами: турникетами, ограждениями, тревожными кнопками и т. д. К сожалению, трагический случай в Перми указывает на то, что не всегда наличие технических средств в полной мере может предотвратить трагедию», — напомнил Виктор Шмелев.

По его мнению, школы должны быть оборудованы техническими средствами, это важно, но не менее важна и другая сторона безопасности. В день трагических событий в школе города Перми, 15 января, министерство образования Нижегородской области направило письмо главам местного самоуправления и руководителям государственных образовательных учреждений с рекомендациями проанализировать систему обеспечения безопасности.

«В письме указано, что вопрос безопасности образовательных учреждений не должен носить форму очередной кампании. В первую очередь нужно обратить внимание на деятельность психологических служб и педагогов-психологов. Эта работа должна быть направлена на сопровождение образовательного процесса, поэтому мы рекомендовали повысить ответственность школьных психологических служб. Только школьные психологи, проводя систематическую работу, могут своевременно выявить негативные изменения в подростковой среде. Возможно, при профессиональной работе школьных психологов удалось бы своевременно обнаружить зачатки конфликта и избежать трагедии в Перми», — отметил Виктор Шмелев.

Он добавил, что сейчас работа регионального минобра сконцентрируется в двух направлениях: техническое оснащение образовательной организации и повышение роли школьных психологов в работе, как с педагогами, так и детьми и их родителями.

«В штате 55% школ региона имеются педагоги- психологи, то есть во всех образовательных учреждениях крупных городов и районных центрах. Администрации общеобразовательных организаций совместно со школьными психологами планово проводят работу по изучению психологического состояния обучающихся, а министерство образования, в свою очередь, придаст этой работе большую направленность и эффективность», — рассказал Виктор Шмелев.

Он также поднял еще одну проблему и отметил, что дети не готовы к стрессовым ситуациям.

«Мы попросили педагогов научить детей относится к внешней среде как к агрессивной. То есть это не значит, что вокруг все плохо, но идя по улице, не нужно считать ворон, а надо учиться оценивать происходящее вокруг. В частности, в Перми дети сами пытались спасти других, но они приняли неверное решение. Им нужно было позвать взрослых, но они не знали, как поступить», — подчеркнул Виктор Шмелев.

Советы родителям

Фото: changeonelife.ru

Педагог-психолог Елена Мамонова дала несколько советов для родителей и педагогов, которые помогут избежать возникновения серьезных конфликтов с подростками.

В частности, нельзя публично показывать, что подросток не прав — это может вызвать у него бурную реакцию. Также нельзя давать оценку его действиям — это тоже задевает.

Кроме того, важно беседовать с подростком и слушать его. Родителям обязательно нужно держать контакт с ребенком, несмотря на его поведение, чтобы дети не замыкались и могли обратиться к родителям в любое время.

«Чаще всего проблемы происходят именно из-за недосказанности. Некоторые дети замыкаются и скрывают свои переживания, зная негативную реакцию родителей. И конечно, нужно мониторить соцсети своего ребенка», — резюмирует Елена Мамонова.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter
Подпишитесь на дайджест новостей от главреда «В Городе N»
На ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения e-mail адреса.
Вы уже подписаны на дайджест новостей от главреда «В Городе N».
Любое использование материалов допускается только при наличии активной ссылки на vgoroden.ru
Ежедневно обновляемое справочное электронное издание сетевого распространения зарегистрировано 7 февраля 2011 года, свидетельство Эл №ФС77-43792. Информационное агентство «В городе N», свидетельство ИА № ФС77-53731 от 26 апреля 2013 г.
Дизайн — Студия Titanium
Яндекс.Метрика
Главное за последний час
Мемориальные доски четырем выдающимся горожанам установят в Нижнем Новгороде
Created using Figma