Top.Mail.Ru

Люди с инвалидностью и ОВЗ в высшем образовании: результаты всероссийского мониторинга вузов

22
16+

В апреле-мае 2017 года Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина в рамках исполнения государственного контракта Минобрнауки России был проведен мониторинг условий получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Мониторинг позволил выявить определенные закономерности в вопросе, интересные с точки зрения аналитики. В исследовании принял участие 871 университет. На момент проведения мониторинга 16 703 инвалидов и лиц с ОВЗ получали высшее образование.

Согласно данным, предоставленным вузами в рамках мониторинга, наиболее популярной у всех статистически значимых категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью (абитуриенты, поступившие, обучающиеся и выпускники) является очная форма обучения – ее в среднем выбирают 85,2% абитуриентов на всех уровнях образования. На втором месте – заочная форма обучения, однако количество лиц с ОВЗ и инвалидностью на этой форме обучения значительно меньше, чем на очной – 12,8%. Наименее распространена очно-заочная форма получения образования – около 2%.

По уровням получения высшего образования ситуация на конец 2016-2017 года выглядит следующим образом:

  • в аспирантуре обучается 0,39% от числа всех студентов с ОВЗ и инвалидностью;
  • в магистратуре обучается 5,93% от числа всех студентов с ОВЗ и инвалидностью;
  • на различных направлениях специалитета обучается 18,54% от числа лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • на различных направлениях бакалавриата учится 75,14% всех студентов с ОВЗ и инвалидностью.

 

Мониторинг также позволил выявить наиболее востребованные направления и профили подготовки, выбираемые абитуриентами с ОВЗ. Наиболее популярными у абитуриентов и обучающихся с ОВЗ и инвалидностью являются гуманитарные дисциплины и близкие к ним (юриспруденция, менеджмент и управление, педагогика), а также информатика и вычислительная техника. Так, на ТОП-10 направлений подготовки высшего образования в 2016 году пыталось поступить 1925 человек из 5207 поступавших с ОВЗ и инвалидностью, что составляет 36,97%:

  • Юриспруденция
  • Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
  • Экономика
  • Лечебное дело
  • Филология
  • Менеджмент
  • Государственное и муниципальное управление
  • Педагогическое образование (с одним профилем подготовки)
  • Информатика и вычислительная техника
  • Специальное (дефектологическое) образование
  •  

    Особых отличий между направлениями подготовки, на которые подавали документы абитуриенты с ОВЗ и инвалидностью в 2016 году и тем, на каких направлениях студенты с ОВЗ и инвалидностью обучаются в ВУЗах в настоящее время по материалам мониторинга не выявлено. На направлениях, входящих в ТОП-10, сегодня обучается 5777 человек из 15 347 лиц с ОВЗ и инвалидностью, что составляет 37,64%. Это означает, что интерес к этой совокупности дисциплин стабилен последние несколько лет.

    В целом, как показывают данные исследования, доля поступивших абитуриентов-инвалидов в организации высшего образования из числа подававших документы близка к 100%. В 2016 году 5139 человек с ОВЗ подавало документы на поступление, из них 4899 поступило, что составляет 95,3%.

    Другим важным аспектом, с точки зрения статистики, является трудоустройство выпускников. В течение календарного года после выпуска, то есть до конца 2016 года из числа выпускников с ОВЗ и инвалидностью трудоустроилось 1516 человек, что составляет 57,49% от числа выпускников данной группы. Среди общего числа выпускников вузов процент трудоустроившихся в течение календарного года существенно выше и составил 72,83%. Еще ниже процент выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года по специальности, полученной в вузе – 1172 человека или 44,44% от выпускников этой группы. Кроме того, из числа выпускников 2015 – 2016 учебного года 705 человек в 229 ВУЗах продолжили обучение на следующем уровне образования, то есть 26,29%. Таким образом, доля незанятых после выпуска составляет 16,22%.