Top.Mail.Ru

В цирк приходят те, для кого семья как институт очень важна, – директор Нижегородского цирка Инна Ванькина

793

Как известно, цирк в Нижнем Новгороде появился благодаря братьям Петру и Акиму Никитиным, которые добились разрешения в 1879 году начать строительство балагана и уже через четыре года дали в нем первое представление. Однако цирковые трюки нижегородцам были знакомы задолго до этого — «ручные» медведи, обезьяны, канатоходцы и скоморохи выступали на Нижегородской (Макарьевской) ярмарке с начала XIX века. Как обстоят дела в Нижегородском цирке в наши дни, что ждет его в ближайшие годы, узнал корреспондент ИА «В городе N» у директора цирка Инны Вячеславовны Ванькиной.

Здравствуйте, Инна Вячеславовна! Вы возглавили нижегородский цирк в августе прошлого года. Чем занимались до этого, с чего начинали свою карьеру?

Предыдущий руководитель Валерий Николаевич Петров, при котором открывался цирк в 2007 году, был из цирковой семьи — его сестра народная артистка России, жена Мстислава Запашного, так что некая семейственность прослеживается.

Для меня все сложилось иначе: я кандидат экономических наук, работала доцентом в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса, затем в частной компании, организующей культурно-массовые мероприятия. Когда узнала, что в Росгосцирке начались реформы и на роль руководителей цирков — не только Нижнего Новгорода, но и Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда, Курска и т. д. — приглашают людей, знакомых с шоу-бизнесом, то есть не просто заведующих хозяйством, а администраторов, которые умеют за свои деньги рисковать: привезти артистов, продать билеты, обеспечить безопасность зрителей, комфорт во время шоу и так далее, я с трепетом пошла на собеседование. К счастью, собеседование было пройдено, и со мной заключили трудовой контракт. На мой взгляд, тот факт, что я не цирковой человек, является плюсом, потому что я, как молодой разведчик, все подмечаю. И мои знания экономики и маркетинга помогают цирку найти новые возможности и развиваться. Важно сказать, что добрым и ценным советом мне помогают художественный руководитель цирка Народный артист России Михаил Багдасаров и инспектор манежа Заслуженный артист России Михаил Корнилов. Если честно, я себя чужой в цирке не чувствую, за что благодарна каждому сотруднику и артисту. Да и опыт общения с не цирковыми артистами, артистами театра и кино тоже пошел на пользу. Уже год в цирке работает студия Творческого развития Константина Хабенского.

Зачем Вам это было надо?

Без смелости авантюриста здесь не обошлось. Я как молодой ученый писала учебные пособия для студентов российских вузов, рекомендованные Министерством образования России. Поскольку неплохо разбиралась в экономике, обратила внимание на Росгосцирк, ведь он, как Ватикан, зависим и самостоятелен одновременно. Так и я — вроде бы и зависима от городских и областных властей, но приказы при этом получаю от руководства, которое находится в Москве. Кроме того, я всегда была «проектным спринтером». Что это значит? Есть идея, есть проект. Точно известна дата, время, количество участников. Цирк — это «стайерская» история. Нужно провести на высочайшем уровне минимум 20 представлений в течение нескольких недель. И это совершенно другой опыт, которому я очень благодарна. Собранность, сосредоточенность, контроль над эмоциями, внимательное отношение к артистам, зрителям, животным — вот те качества, которые для директора цирка становятся нормой. Стопроцентная ежеминутная включенность! Опыт уникальный! Очень благодарна генеральному директору Росгосцирка за то, что поверил в меня и доверил столь непростое хозяйство. Вообще я поражаюсь трудолюбию и вовлеченности в процесс каждого участника циркового конвейера. От рабочего по уходу за животными, который уже в 5 часов утра на конюшне, и до руководства Росгосцирка. За год работы еще ни разу не случилось так, чтобы телефон руководителей не ответил и я не получила консультацию или помощь.

А Вы не почувствовали лавину критики в свой адрес, когда получили должность директора цирка?

Я заметила тишину. Она была настольно ощутима, что меня это даже немного удивило. Помог мой коллектив — они дали мне шанс применить на практике свои теоретические знания. Я ощущаю исходящую от них родительскую заботу, мне комфортно с ними работать. Кроме того, я фанат цирка. После эйфории пришла влюбленность, но во что она перерастет, я пока не знаю.

Ведь раньше как было — сначала ты рабочий по уходу за животными, потом ассистент артиста, потом дрессировщик, потом артист, заслуженный артист, а там уже можно и директором цирка стать. Но сейчас время и требования другие.

Несмотря на то, что Нижегородский цирк носит заслуженное звание крупнейшего в Европе и технически хорошо оснащен, у него нет своей постоянной труппы. Почему?

В ней нет смысла. Я поясню: нижегородский цирк входит в структуру Росгосцирка, которую 95 лет назад «придумал» Владимир Ильич Ленин, причем настолько рационально и логично, что повторить этот успех крайне сложно. Он легализовал цирковых артистов, появились постоянные коллективы и стационарные здания цирков, которые они, как по конвейеру, объезжают со своими программами и в наше время.

Российский цирк всегда был с элементами дрессуры, так исторически сложилось. А ведь каждый трюк тренируется годами, а каждое животное обладает ограниченным набором таких трюков. Только благодаря «конвейеру» программ зрителям, в том числе нижегородцам, всегда есть чему удивляться, потому что один коллектив, объехав несколько городов России с одной и той же программой, вернется в Нижний Новгород не раньше, чем через пару лет, причем с новым шоу.

30 августа завершилась очередная гастрольная программа, 19 сентября стартовала другая, а 31 октября началась новая. На какой период расписана программа ближайших шоу?

Конвейер, о котором я говорила, составляется на год вперед. Это так называемый цирковой сезон, который длится с 20 сентября по август. В этом году будет 8 программ. К сожалению, наш цирк не закрывается летом, потому что Нижний Новгород считается цирковым городом, поэтому на дезинфекцию и ремонт отводится не больше двух недель.

А что, цирку уже необходим капремонт?

Нет, мы справляемся, но перерыв в строительстве на 23 года все-таки дает о себе знать. Мы внимательно следим за состоянием здания.

Чем живет цирк во время затишья между гастролями?

С одной стороны, вся околоцирковая деятельность — буфеты, аквагрим, продажа игрушек приостанавливается, потому что нет зрителей. А с другой стороны, это самое активное время — одна программа заканчивается, пакуются чемоданы, увозят животных, тут же приезжают новые — надо заниматься размещением артистов в гостинице, провести дезинфекцию, отправить новых животных на карантин.

Кстати, насколько сейчас востребована гостиница «Дом артиста»? Помимо самих артистов много посетителей?

К сожалению, мы пока не сдаем комнаты кому-то кроме самих артистов, но, надеюсь, эта ситуация скоро переменится. Гостиница 1963 года постройки, и мы очень бы хотели сделать ее многоэтажной, трехзвездной, частично сдавать как хостел. Проект разрабатывается, собираем документы для Инвестсовета при губернаторе Нижегородской области, но все делается небыстро, так как мы имеем дело с федеральным имуществом. Валерий Павлинович поставил этот объект на особый контроль.

Расскажите, что из себя представляет музей Нижегородского циркового искусства.

К сожалению, до сих пор это просто склад исторических ценностей — реквизита, афиш разных гастрольных программ, костюмов известных артистов, фотографии, подписанные великими клоунами, такими как Олег Попов, Юрий Никулин. Часто наши зрители приносят старые программки, значки, что-то покупаем на блошином рынке. Но мы пока не можем достойно представить экспонаты, потому что есть проблема, как и во всех учреждениях культуры — это недостаточное финансирование.

Искренне говоря, я очень хочу открыть музей, но пока не могу сказать, что у нас есть такая возможность. Мы ведем переговоры с городской администрацией, областным правительством, чтобы музей у нас все-таки появился. Мы сделали достойный проект музея со всевозможными интерактивными элементами, экранами, подсветкой экспонатов, оборудованием. Стоимость его оценивается в 3,5 млн рублей…

Какими экспонатами музея вы особенно гордитесь, есть ли у Вас любимые?

У нас в музее есть костюм Маргариты Назаровой, в котором она выступала и сыграла главную роль в фильме «Полосатый рейс».

В следующем году исполняется 90 лет со дня рождения великой дрессировщицы Она ставила свои основные трюки в Нижегородском цирке, жила и умерла в Нижнем Новгороде. И сейчас мы готовим документы, чтобы наш цирк носил имя Маргариты Назаровой. Хотим открыть мемориал или хотя бы памятную доску, напоминающую о том, насколько достойной уважения и смелой женщиной она была.

Правда, что Юрий Никулин часто бывал в Горьком и выступал у нас, есть ли какие-то упоминания об этом?

Да, конечно. В нашем кафе «13 метров» висит фотография Юрия Владимировича со словами благодарности Ивану Панкратьевичу Маринину, который около 40 лет руководил Нижегородским цирком, за знакомство и дружбу с ним.

На Ваш взгляд, кого больше среди посетителей цирка — детей или взрослых? Есть ли у Вас опасения, что цирковое искусство перестанет быть востребованным?

Недавно прочитала очень правильные слова, что в цирке семья работает для семьи, я полностью с этим согласна и уверена, что цирк — это и есть институт семьи, ведь именно тут работают династии. Даже если артист не из цирковой семьи, но попал в цирк, то это неизбежно становится семейным делом.

В цирк приходят особенные люди, для кого семья как институт очень важна. Посещение цирка превращается в ритуальный выход всей семьей, причем такое времяпрепровождение не бывает скучным ни для кого, в отличие от похода в ресторан, зоопарк или магазин.

В жизни все возможно — и взлеты, и падения, но цирк — очень честное искусство, где не поют под фонограмму, а работают «здесь и сейчас», поэтому я не верю, что интерес к цирку может угаснуть.

На сколько лет вперед Вы смотрите?

Я точно знаю, чем буду заниматься в ближайшие пять лет. Очень хочу развивать малые формы циркового искусства, популярные в Европе, например, организовать часовую программу клоунов или жонглеров. Мы сейчас ремонтируем репетиционный манеж, там как раз можно было бы устраивать шоу на 200–300 зрителей.

Репетиционный манеж был бы востребован и у цирковых студий, коих множество в регионе, как место проведения отчетных концертов. Они год репетируют, а провести показательные выступления негде, ведь им нужен круг — манеж. А так они бы собирались у нас, пусть даже приглашали только родителей и друзей, но тогда они бы точно понимали, к чему стремиться.

Более того, я вообще мечтаю, чтобы посещение цирка стало «обязательной программой» для туристов, приезжающих в Нижний Новгород, как, например, посещение аквапарка — в Казани.

Вы хотите раскрыть потенциал Нижегородского цирка как туристического места?

Уверена, что это правильный путь развития цирка. В цирке 1954 посадочных места, кроме того, создана по-настоящему доступная среда: есть пандусы и специальные места для инвалидов-колясочников. Уже сейчас к нам приходит около 127 тысяч зрителей в год, и это хорошо, но это люди, которые увидели или услышали рекламу. Мы тратим на нее более 3 млн рублей в месяц, это очень много и не позволяет снизить стоимость билетов.

Я хочу вернуть цирк к такой же заполняемости, какая была до его закрытия, когда цирк работал шесть дней в неделю. По вечерам каждый день были представления, а в выходные — по два. То есть моя мечта — около 640 тысяч посетителей в месяц, и я знаю, как ее осуществить, но без помощников не обойтись.
Поэтому разрабатывается программа, которая сводится к тому, что Нижегородский цирк должен стать либо первым пунктом, либо последним во всех туристических маршрутах. В настоящее время мы обсуждаем с представителями туристических компаний такую возможность.

Вы говорите о том, чтобы в цирк ежемесячно ходила практически половина населения Нижнего Новгорода?

Да-да, 50%, а сейчас только 5%. Но я хочу таких результатов не ради цифр, цирк — это институт семьи, я готова это повторять.

Планируете ли Вы кардинально что-то изменить в работе цирка, воспользовавшись потоком туристов и иностранцев, которые прибудут на Чемпионат мира по футболу в 2018 году? Ведь должна быть какая-то программа развития цирка?

Конечно, а как же! Мы уже готовим совместный проект со школой-студией Хабенского, чтобы, ожидая начала представления, дети могли спеть, потанцевать или поиграть, поучаствовать в конкурсах и так далее. Чтобы люди, приходя посмотреть шоу, уже в холле чувствовали себя нужными.

Вообще мы планируем создать интерактивную конюшню и проводить занятия по иппотерапии для детей с ДЦП, ведь цирковые животные не боятся людей. В цирке всегда есть звери, которых «выводят из работы», когда дрессировщик выбирает новое животное, либо возраст уже не позволяет животному выступать, а ведь с ним полжизни прожито вместе… Такие животные очень скучают без зрителей — по аплодисментам, по свету, поэтому их можно было бы задействовать в новом качестве. Еще можно открыть контактный зоопарк, который, в отличие от других наших зоопарков, был бы нацелен на дрессуру домашних животных.

Помимо этого, очень хочется открыть детский ресторан с маленькими стульчиками и столиками, где дети 5–7 лет могли бы получать эстетическое воспитание, а также разнообразить детское меню, ввести здоровые блюда.

Планов на будущее много, но, к сожалению, они не так быстро реализуются, как хотелось бы.

Площадка возле цирка прекрасно благоустроена, однако набережная невзрачная и поросла сорняками. Известно, что в планах у региональных властей снести ветхие дома на прилегающих улицах. Какой вы себе представляете эту набережную?

У нас есть идея сделать цирковую аллею, поскольку возле здания цирка мало зон для фотографирования. Но, опять же, мы никак не можем повлиять на то, что происходит на территории вокруг, так как она не наша. С набережной все гораздо сложнее, чем даже с гостиницей или открытием вуза.

Как Вы относитесь к инициативе Росгосцирка и Международной цирковой организации о включении циркового искусства в список культурного наследия ЮНЕСКО? Что это изменит?

Включение циркового искусства в список культурного наследия ЮНЕСКО выведет цирк на совершенно новый уровень. Надеюсь, что это не только повысит его престиж, будет способствовать популяризации цирка, но и, что немаловажно, привлечет инвестиции.

Стоимость билетов на цирковое представление составляет от 500 до 1,5 тысяч — какую часть из этих денег цирк получает на собственное развитие? Достаточно ли их?

Мы работаем в соответствии с бюджетом расходов на филиал. Ежемесячно тратим более 15 млн. рублей на содержание цирка. Руководство Росгосцирка поддержало наше обращение, и мы установили новые световые буквы «ЦИРК» на куполе, с применением самых современных технологий, отремонтировали крышу репетиционного манежа, внутренние помещения. И все это только за год. Теперь цирк виден в темное время суток с любой смотровой площадки города! Но денег много не бывает.

Ко мне еженедельно обращаются общественные организации с просьбой пригласить их в цирк. Это конкретные люди, конкретные судьбы, конкретная возможность подарить радость ребенку, инвалиду, пенсионеру. По мере возможности мы организуем благотворительные просмотры цирковых программ. За прошлый сезон более пяти тысяч зрителей были приглашены на такие просмотры. Но поток желающих значительно больше.

Как известно, в Нижегородском цирке можно арендовать манеж для проведения частных праздников — эта деятельность оправдывает себя?

С арендой тоже все непросто, ведь мы федеральное учреждение. Мы ограничены в своих возможностях, потому что руководствуемся разрешениями Росимущества. Нас уберегли от всевозможных ярмарок шуб и так далее, но все-таки позволяют проводить выпускные вечера, свадьбы, дни рождения, концерты артистов.

Многие юные нижегородцы с нетерпением ожидали, что вот-вот в Нижнем Новгороде откроется цирковое училище. Разговоры об этом идут последние полгода, но намеченная дата открытия — 1 сентября 2015 года, уже прошла. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении?

Мы тоже очень ждем открытия, тем более, что у нас техническая база для этого есть.

Напомню, в прошлом году, 26 декабря на Губернаторской елке Валерий Шанцев встретился с генеральным директором Росгосцирка Вадимом Гаглоевым, и именно тогда они впервые обсуждали эту идею. Причем глава региона, говоря о будущем учебном заведении, сказал: «Пусть оно будет сделано достойно».

Но собирая документы для открытия училища, мы поняли, что это история без будущего, ведь одно цирковое училище уже есть — это московское училище имени Карандаша (Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева — прим. ред), и создавать ему альтернативу ни к чему. Даже там небольшой конкурс среди абитуриентов, да и интерес к цирковому искусству слабый.

С чем Вы это связываете?

Скорее всего, это объясняется незнанием молодых людей, что помимо клоунов и дрессировщиков есть еще и джигиты, и воздушные гимнасты, одних только канатоходцев 12 видов. В Росгосцирке работают 6 тысяч артистов. Люди об этом не знают, потому что цирк — закрытое искусство. Поэтому неважно, платное обучение будет или нет в нижегородском цирковом училище, мы все условия создадим, а учить будет некого.

В то же время в России нет высшего циркового учебного заведения, в котором обучали бы дрессуре, и именно на этом решили сосредоточиться. Сейчас ищем людей, которые напишут соответствующую образовательную программу.

Но разве открытие циркового вуза решит проблему? Если даже в училище недобор абитуриентов, так и в вуз ведь тоже не пойдут…

Не совсем так. Ведь высшее образование может быть и режиссерским, и педагогическим — лишь в некоторых вузах страны есть специальности вроде режиссера театрализованных представлений.

А кто там будет преподавать?

Планируется, что это будут наши народные артисты. Нет проблемы пересказать теорию, гораздо сложнее передать опыт. Цирковые артисты — это династийная история, они из поколения в поколение передают секреты дрессуры, взаимодействия со зрителями. Здесь тоже есть сложности. Захотят ли рассказывать состоявшиеся артисты свои тайны, а если и захотят, то смогут ли их на практике применить студенты?

Сколько детей обучается в действующей при Нижегородском цирке цирковой школе-студии? По каким направлениям?

В этом году у нас 50 детей. Тянутся многие, но мы не можем всех принять, приходится отбирать. Цирк — это пахота, это боль, это смелость, мужество. Мы ставим номера, что подразумевает исполнение трюков, пусть даже простейших. Это и жонглирование, и эквилибр, и воздушная гимнастика, хореография, общефизическая подготовка, катушки.

Есть такая номинация «МастерОК» для детей из цирковых студий в рамках премии «Мастер». В этом году мы не были готовы, но, конечно, нам бы хотелось, чтобы студия Нижегородского цирка гремела на всю Россию, поэтому, надеюсь, в июле 2016 года мы займем в Сочи как минимум первое место.

А почему нижняя планка для зачисления в цирковую школу — 7 лет? С какого возраста рекомендуется отдавать ребенка на такие занятия?

Образно говоря, мы ищем алмаз, чтобы сделать из него бриллиант. Мы не можем нянчиться с пятилетними малышами, как, например, в музыкальной школе, — для этого нужен очень большой штат педагогов. У нас с детьми работают заслуженные артисты, они ставят им трюки, а если ребенок еще мал, он просто не понимает их. К тому же, не у всех получается работать на зрителя, поэтому помимо физических отличных данных должны быть кураж, желание. Я бы рекомендовала родителям отправлять детей сначала в спортивные секции, а цирковая студия — это уже следующий этап, чтобы они потом пошли сразу в цирковое училище и вернулись работать к нам уже в качестве артистов.

Губернаторская елка, ставшая уже традиционной, пройдет в цирке и на этой раз, или новый 2016 год станет исключением?

Конечно, Губернаторская елка — это наша радость и честь, и очень красивое мероприятие, на котором собираются самые одаренные дети — победители олимпиад, спортивных соревнований. Причем в прошлом году именно на Губернаторской елке у нас состоялась премьера Николая Яковлевича Сквирского, программа которой готовилась три года. «Изюминкой» елки всегда был и есть инспектор манежа Михаил Анатольевич Корнилов в роли Деда Мороза.

Сейчас артисты, находящиеся на репетиционном периоде, те самые, которых условно можно назвать «нашей труппой», готовят конный спектакль. Творческая идея, на мой взгляд, очень интересная. Нижегородцы первыми увидят ее реализацию.

Вы уже упомянули, что цирковые звери очень любят зрителей, но ведь летом 2010 года глава Росгосцирка Александр Калмыков запретил зрителям фотографироваться с животными во время антрактов, потому что были случаи нападения на людей. В настоящее время это требование отменено?

Это очень правильное требование, но оно распространяется только на диких животных. Фотографироваться с другими животными можно, причем для фотосессий артисты цирка выбирают самых подходящих для этой цели животных — самых пассивных змей, самых ласковых кошек и дружелюбных собак. Я бы обратила внимание на другое.

Горьковчане — особая публика, они всегда тепло встречали артистов, но нижегородцы 23 года не посещали цирк. Это была большая трагедия с точки зрения культуры циркового посещения, выросло два поколения, не знакомых с нижегородским цирком, ведь только в сентябре 2007 года открылось новое здание цирка. Поэтому многие родители не знают, что приводить в цирк детей младше трех лет не стоит.

Да, у нас написано, что детям до трех лет вход бесплатный, но ведь надо понимать, что цирковое шоу — это всегда шум, яркий свет, много сменяющихся лиц и объектов в манеже. Детям становится страшно, в лучшем случае ребенок уснет еще до начала шоу, в худшем — родителям то и дело придется в темноте подниматься по ступеням к выходу, потому что таково правило безопасности: в манеже постоянно работают животные, и мы не знаем, как зверь может отреагировать на малыша, проходящего в метре от него во время выступления. Соседи тоже потратились на билеты и не хотят вставать и отвлекаться. Поэтому не стоит спешить, всему свое время. Приходите в цирк семьями, приглашайте с собой своих мам и пап, ведь цирк остается в памяти надолго ярким теплым воспоминанием!