С сегодняшнего дня в Нижегородской области, как и по всей России, вступает в силу запрет на продажу кодеинсодержащих препаратов без рецепта врача. Он введен постановлением Правительства РФ №599 от 20 июля 2011 года.
Речь идет прежде всего о некоторых видах обезболивающего и лекарствах от кашля. Данная мера была принята в связи с распространением так называемой «аптечной» наркомании. Дело в том, что, как пояснила сегодня на пресс-конференции начальник пресс-службы УФСКН России по Нижегородской области Ирина Панфилова, кодеин используется для кустарного производства сильнодействующего токсичного наркотика дезоморфина, в просторечии именуемого «крокодилом».
«Дезоморфин готовят в кустарных условиях, используя кодеинсодержащие препараты, которые до сегодняшнего дня свободно продавались в аптеках. После инъекции наркотика на теле образуются язвы, и человек достаточно быстро сгнивает заживо», - рассказала Ирина Панфилова.
Главный нарколог Министерства здравоохранения Нижегородской области Валерий Тарасов добавил, что к зависимости может привести уже первая инъекция дезоморфина. При этом страдают все внутренние органы наркомана.
«По официальным данным, количество дезоморфиновых наркоманов не так велико. Из 7000 наших пациентов, которым поставлен диагноз «наркомания», только около 100 имеют зависимость чисто от дезоморфина. Зато очень многие наркоманы употребляют дезоморфин в качестве добавочного наркотика, например вместе с героином», - говорит Валерий Тарасов.
Популярность дезоморфина, по словам экспертов, объясняется простотой его изготовления, доступностью составляющих, которые до сегодняшнего дня можно было без проблем купить в любой аптеке, и низкой ценой наркотика в сравнении с другими дурманящими веществами.
Именно наркоманы, а вовсе не люди, страдающие от кашля или головных болей, были главными покупателями препаратов с содержанием кодеина и его солей, утверждают в областном управлении Наркоконтроля.
В 21 регионе России, где запрет на свободную продажу кодеинсодержащих лекарств был введен с 2011 года, отмечается значительное снижение числа преступлений и правонарушений, связанных с оборотом дезоморфина. В Оренбургской области, где ограничения начали действовать только с 1 января этого года, количество таких преступлений сократилось почти в три раза. В Липецкой области с мая прошлого года, когда вступил в силу запрет, продажи кодеиновых препаратов упали более чем в семь раз, а уровень заболеваемости наркоманией сократился с 166 до 155 человек на 100 тысяч населения – впервые за шесть лет.
В Нижегородской области, по словам Ирины Панфиловой, проблема дезоморфиновой наркомании не стоит так остро, как в других российских регионах, и запрет кодеинсодержащих препаратов – мера, скорее, профилактическая.


