Top.Mail.Ru

«Наша задача — сделать так, чтобы профессия учителя ценилась наравне с работой государственного чиновника», — ректор Мининского университета Александр Федоров

65

Из стен Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина вышли две трети учителей Нижегородской области. На преподавателей Мининского университета ложится двойная ответственность: за образование будущих педагогов и за тот багаж знаний, который они передадут своим будущим ученикам.

За последние четыре года Мининский университет пережил настоящую революцию: значительно улучшил качество обучения студентов, реализовал не один федеральный проект по заказу Минобрнауки России, ввел множество новых программ и разработал нестандартные для вузов решения, обновил преподавательский состав, развил международное сотрудничество. О положительных переменах в жизни вуза корреспонденту ИА «В городе N» рассказал ректор НГПУ им. Минина Александр Федоров.

— Александр Александрович, расскажите каких успехов добился Мининский университет за последние годы.

— В 2012 году НГПУ им. Минина был признан неэффективным по всем показателям Министерства образования и науки Российской Федерации. Однако уже в 2016 году мы показали лучшую динамику среди вузов Нижегородской области. НГПУ им. К. Минина стал полностью эффективным высшим учебным заведением и вошел в тройку лучших вузов Российской Федерации, занимающихся подготовкой педагогов и специалистов по образованию.

— Как вам удалось добиться таких выдающихся результатов?

— В 2013 году Мининский университет принял новую стратегию развития, направленную на глубокую модернизацию, в первую очередь в образовательной деятельности. Мы провели огромную работу и были так заняты, что даже не успели отпраздновать 105 юбилей — торжества пришлось перенести на 2017 год. Зато результат можно видеть невооруженным взглядом: количество средств, которые мы зарабатываем на научно-исследовательской деятельности, за четыре года увеличилось в 8,5 раз. Нам удалось выделить шесть основных направлений научной деятельности, связанных с педагогикой, гуманитарными и естественными науками, по которым мы теперь стабильно получаем гранты и господдержку. В партнерстве с институтом неорганической химии РАН на базе Мининского университета создана очень мощная и серьезная лаборатория неорганической химии, благодаря которой вуз набрал крейсерскую скорость работы в научно-исследовательской сфере.

— После проведенных реформ желающих учиться в Мининском университете заметно прибавилось. Поступить теперь сложнее, чем раньше?

— Да, в этом плане вуз стал менее доступным. В текущем году средний балл по ЕГЭ студентов, поступивших к нам на специальность «образование и педагогические науки», составил 74,6 балла. Это очень хороший показатель! Высокий проходной балл был и по специальностям физической культуры, филологии, иностранных языков в рамках педагогического направления. Но сложности в поступлении окупаются качеством образования.

— Какие принципиально новые методики обучения появились в Мининском университете?

— Сейчас мы много внимания уделяем самостоятельной работе, которую выполняют студенты. Кроме того, университет переходит на систему проектно-модульного учебного процесса. Это один из важнейших наших проектов, который мы назвали «клинические базы практик». Их у нас 42 — в школах Нижнего Новгорода и области, а также учреждениях здравоохранения, банках, телевизионной компании. Они предназначены для того, чтобы сократить разрыв между площадкой, на которой происходит обучение студентов, и непосредственно рабочим процессом, то есть между теорией и практикой. Студенты не ведут занятия в обычном классе, как раньше. Теперь каждому из них выделяют микрогруппу учеников, с которыми он будет работать над определенным проектом. Причем одни студенты могут заниматься им в течение семестра, другие — все четыре года обучения в вузе.

— Какие преимущества дает такая форма практики?

— Будущие педагоги привыкают к школе, своему будущему рабочему месту. Сокращается разрыв между студентом и самым главным человеком в его жизни — учеником. В итоге молодые учителя перестают бояться детей, а дети — учителей. После такого глубокого погружения студент начинает понимать, что профессия учителя — вещь очень интересная и в нее просто необходимо сделать свой вклад. Или даже посвятить жизнь обучению детей.

— Охотно ли молодые специалисты идут работать в школы?

— В настоящий момент главная проблема не то, что наши выпускники не идут в школы. Они идут. Вопрос в том, насколько долго они там остаются. По данным федерального портала трудоустройства, в 2015 году в школы пришло 80% выпускников российских вузов, обучавшихся по направлению «педагогика». Однако примерно два года спустя начинается огромный отток, и в школах остается в итоге лишь 40% от тех, кто пришел работать. Мы как воюющая армия, которая несет огромные потери.

— Можно ли справиться с данной проблемой?

— Она может быть решена только на высшем государственном уровне. Задача педагогических вузов — сделать так, чтобы профессия учителя ценилась наравне с работой государственного чиновника высокого ранга. Но это очень непросто! Мы предлагаем создать комплексную систему поддержки и сопровождения выпускников на стадии закрепления в профессии и на протяжении всего «жизненного цикла» учителя: сначала стадия входа в профессию, затем закрепление, далее этап зрелости и стадия выхода.

— Какие программы реализует Мининский университет в этом направлении?

— В настоящий момент мы являемся модераторами федерального проекта «целевое обучение и контрактное трудоустройство», по которому вуз помогает студенту с трудоустройством и дальнейшей работой. В данной программе в 2016–2107 учебном году участвует 16 субъектов Российской Федерации, мы — председательствуем. Проект разработан на основе нашей методики. Это пилотный проект, каждый год количество участников будет увеличиваться. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал поручение подготовить соответствующие изменения в закон об образовании до 1 февраля 2017 года. Участвующие в проекте выпускники заключат новые трехсторонние контракты, по которым вуз, работодатель и бывший студент берут на себя определенную долю ответственности. Сложнее всего реализовать финансовый аспект. Дело в том, что регион должен где-то найти средства, чтобы обеспечить поддержку ребятам, которые подписали контракты. Нижегородская область эту проблему решила: 74 наших выпускника уже подписали трехсторонние контракты.

Еще одно важное начинание — программа «короткой карьерной линии». Мы ставим задачу в течение трех-пяти лет вывести молодого специалиста на первую или высшую учительскую категорию, что позволит бывшему студенту получить прибавку к зарплате и повысит его статус в школе. В результате молодой специалист ясно видит карьерный ориентир. Кроме того, данная программа позволит решить еще одну важную проблему: сейчас учителя начинают уставать от профессии уже к 35–40 годам — и уходят из школы. Проект сопровождения сделает этап закрепления и переход к стадии зрелости в профессии более плавными. Профессия учителя должна пережить такую же революцию, как при переходе от феодализма к капитализму.

— Расскажите о проекте интернет-портала образовательных услуг для инвалидов.

— По поручению Минобрнауки РФ мы создали общероссийский портал, помогающий инвалидам и лицам с ограниченными возможностями выбрать вуз для получения высшего образования. Мы работали над этим проектом под руководством администрации президента на протяжении всего 2016 года и совсем недавно закончили. Сейчас идет государственная приемка. Скорее всего, уже с января портал будет открыт для публичного доступа.

— Какие возможности он предоставляет?

— Впервые в современной российской истории обобщена вся база данных о возможностях вузов обеспечить высшее образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В нее внесена информация о 400 университетах России. Любой студент может зайти на этот сайт, выбрать университет и просмотреть всю его «начинку» (например, имеются ли специализированные пандусы и туалеты), а также подобрать для себя адаптированную программу обучения. Молодым людям, имеющим проблемы со зрением или слухом, вписаться в учебный процесс и выйти на уровень своих сокурсников бывает тяжело. Для решения этой проблемы ряд наших партнеров (в основном московские вузы) занимается созданием специальных программ обучения.

— Как нам стало известно, Мининский университет переходит к усиленному изучению иностранных языков. Почему этому направлению решено уделить особое внимание?

— Мы поставили задачу, чтобы до 2021 года каждый наш выпускник — подчеркну, не только специалисты по лингвистике! — при выпуске должен будет получить международный сертификат, подтверждающий его уровень знания английского языка. Сегодня это необходимо любому учителю. Мы радикально обновили педагогический состав, занимающийся иностранными языками. Много специалистов пришло к нам из Лингвистического университета, из Высшей школы экономики. Кроме того, мы усиливаем изучение русского языка, так как преподаватель должен быть идеально грамотным. В последние два года мы уделяли повышенное внимание языковому направлению при подготовке педагогов. Студенты изучают по два иностранных языка — в приоритете стоят английский, китайский, немецкий и французский. Студентов обучаем в основном «с нуля», выпускники языковых школ составляют не больше четверти от общего потока. Думаю, что через три года мы станем ведущим поставщиком учителей иностранных языков на трудовой рынок Нижегородской области.

— Сколько студентов-иностранцев сейчас обучается в НГПУ?

— Примерно 400 человек. Кстати, в ноябре мы подвели итоги трехлетней программы сотрудничества с нашим партнером — китайским Аньхойским педагогическим университетом. Несмотря на то, что это вуз региональный, образовательная организация там очень мощная. Имеется огромный кампус. В Аньхойском университете обучаются 60 тысяч человек. В настоящий момент мы формируем новую пятилетнюю программу сотрудничества, существенно расширенную. Разработаны шесть направлений научной деятельности, которыми мы будем заниматься вместе. Например, создаем русско-китайский образовательный словарь. На данный момент переведено около 500 основных педагогических терминов на китайский. Надеемся выпустить издание уже в следующем году.

— Нижегородские студенты ездят в Китай в рамках сотрудничества вузов?

— Конечно. В настоящий момент 12 наших студентов обучаются в стенах Аньхойского университета и столько же китайских молодых людей учатся в Мининском университете по обмену. Всего в программе участвует 40 человек, мы планируем в течение трех лет увеличить эту цифру до 200. Студенты не только изучают языки, но и перенимают педагогические методики. Обучение за границей длится один год. За это время студенты могут достаточно глубоко погрузиться в культуру и язык страны-партнера, а также освоить систему обучения другой цивилизации. Кстати, мы обмениваемся не только студентами. Сейчас в Китае работают двое наших преподавателей, а в Мининском — двое педагогов вуза-партнера. Кроме того, уже в течение двух лет Аньхойский университет присылает к нам своих преподавателей по 20 человек в год на две недели для повышения квалификации.

— Как иностранцы чувствуют себя в стенах нижегородского вуза?

— По-разному. Лучше всего себя чувствуют студенты из ближнего зарубежья и, как ни странно, китайцы. Это очень хорошие старательные ребята, которые приехали не для того чтобы хорошо провести время, а для получения знаний и изучения русского языка. Правда, они немного страдают от холодов: их альма-матер расположен на юге, где холода бывают редко, поэтому зимой им в России тяжеловато.

— Удалось ли российским студентам адаптироваться в Китае?

— Наши девушки в Аньхойском вузе чувствуют себя прекрасно. Они заняты с восьми утра до девяти вечера, очень мотивированы и прекрасно переживают трудности. В Китае есть много правил, непривычных для наших студентов. Например, на юге страны нет центрального отопления, но температура может упасть до -7°С. При этом в Китае введен жесткий контроль потребления электроэнергии, и кондиционер на обогрев в комнатах общежития разрешают включать, только когда температура воздуха на улице опустится до -5°С. На каждую комнату выделено определенное количество киловатт электроэнергии, которые можно потратить. Если ты их используешь, то останешься без электричества. Не помогут даже деньги. Но наши студентки воспринимают эти трудности, как полезный опыт. Им очень нравится изучать китайский язык и местную педагогику. Я думаю, что программа сотрудничества с Китаем внесет существенный вклад в развитие и педагогической мысли, и рынка труда Нижегородской области.

— В программу обмена попадают только лучшие студенты?

— Конечно. Студенты, обучающиеся по программе «английский плюс китайский» первый год занимаются в Мининском университете с китайскими преподавателями. После этого лучших на конкурсной основе отбирают для поездки в Китай. По окончании обучения в вузе студентам выдают так называемый «двойной диплом», то есть две «корочки» — диплом Аньхойского и диплом Мининского университета.

— По каким специальностям занимаются в Мининском университете китайские студенты?

— Сейчас все китайские студенты обучаются на факультете гуманитарных наук НГПУ на учителей русского языка как иностранного. Со следующего года стартует совместная программа с Аньхойским университетом для магистратуры факультета физической культуры. Мы провели успешные переговоры по этому поводу и определили четыре основных вида спорта, которые интересны как нам, так и китайцам: гимнастика, легкая атлетика, мини-футбол и баскетбол. Сейчас наша задача — быстро и оперативно, в течение года, привести материальную базу нашего факультета физической культуры в соответствующее состояние. Уже сделан ремонт в залах, построены новые душевые и раздевалки, закуплено серьезное оборудование для лабораторий.

Беседовала Елена Платонова