129 письменных обращений и 40 устных жалоб на действия кредитных организаций поступило в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области с начала 2011 года. Об этом сегодня, 19 апреля, в рамках Круглого стола сообщила Н. К. Цветкова, начальник отдела защиты прав потребителей.
Кроме того, с начала 2011 года Управление Роспотребнадзора выдало 150 заключений по делам защиты прав потребителей 2 в сфере оказания финансовых услуг. В 2010 году было выдано 345 таких заключений, 98% из которых связаны с требованием потребителей вернуть денежные средства, уплаченные за открытие и ведение ссудного счета. По решению суда первой инстанции в пользу потребителей присуждено 6 836 000 рублей, в том числе 178 000 рублей - на возмещение морального вреда.
Также в 2010 году Роспотребнадзор по НО рассмотрел несколько обращений граждан на неправомерные действия ОАО КБ «Стройкредит», который в одностороннем порядке увеличил процентную ставку.
Как правило, жалобы граждан вызваны незаконным взиманием банками дополнительных платежей, навязыванием потребителю услуги по заключению договора страхования или условий о подсудности возможных споров.
«Очевидно, что недостаток финансовой грамотности значительной части населения ограничивает способность людей принимать эффективные адекватные решения относительно управления своими денежными средствами и приводит к неосознанным финансовым рискам» - заявила Нина Константиновна Цветкова.
Коллегу поддержал финансовый аналитик Forex Club Дмитрий Львович Моисеев, связывающий проблемы финансовой культуры россиян и нижегородцев, в частности, с поздней открытостью финансовых рынков в нашей стране: «В отличие от Европы в России банки стали доступны гражданам только 15 лет назад. Люди не до конца понимают устройство финансовых рынков – сложной системы с обязательным компонентом риска. Бесплатного сыра, как известно, не бывает. Однако, среди нашего населения желание «получить все и сразу» актуально, как и 15 лет назад. И не смотря на честные предупреждения о том, что, вложив 300$, 10000$ получить невозможно, они идут на неоправданный риск, а в результате теряют деньги». Финансовые неудачи наших граждан вызваны, по мнению Д. Моисеева, в первую очередь, менталитетом.
Другого мнения придерживается Светлана Кочкина, главный специалист отдела розничного бизнеса нижегородского филиала ОАО АКБ «Связь - Банк»: «Процесс повышения финансовой грамотности нижегородцев на лицо. Прежде чем воспользоваться каким-либо финансовым инструментом, клиенты банка задают гораздо больше вопросов, чем 2 года назад. Конечно, такое недоверие – последствия мирового финансового кризиса».
Любая финансовая услуга, заявляют эксперты, - пирамида априори. Другое дело, что в одном случае такая пирамида преследует цель взаимного приумножения капитала банка и гражданина, а в другом – обогащения за счет разорения одной из сторон.
Чтобы не оказаться Буратино, закапывающим под деревом в Стране дураков пять последних золотых, лишний раз, не боясь показаться назойливым, проконсультируйтесь с банковским работником перед использованием той или иной финансовой услуги, и, непременно, прочитайте договор от начала до графы подпись, переборов раздражение по поводу мелкого почерка.


