Горький в годы войны: всё для фронта, всё для Победы

Общество
30285
1

Нижний Новгород не носит гордых званий ни города-героя, ни города воинской славы. Но горьковчане внесли немалую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На фронтах сражались более 800 тысяч горьковчан, свыше 350 тысяч из них не вернулись домой.

Почти за четыре военных года в Горьковской области было сформировано 56 соединений и частей Красной армии, только в ноябре 1941 года было сформировано 72 отряда народного ополчения, участвующих в Битве под Москвой. Однако главный вклад, который внесли горьковчане в Победу, — это формирование производства вооружений.

В нынешнем 2015 году сложно себе вообразить, что здесь, в Нижнем Новгороде для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

ИА «В городе N» начинает свой проект «Горький в годы войны», посвященный 70-летию Великой Победы,  с рассказа о нижегородских предприятиях, вклад которых в оборону Родины и Победу над врагом неоценим.

Легендарная «полуторка» и массовое производство танков

Одним из особо важных предприятий военного времени стал, конечно, Горьковский автомобильный завод. Благодаря ему город даже стали называть русским Детройтом, а автомобиль ГАЗ-АА — первый серийный автомобиль предприятия — являлся лицензионной копией американского грузовика Форд модели АА.
Легендарная «полуторка» (прозвище машина получила благодаря техническим характеристикам — ее грузоподъемность составляла 1,5 тонны) сослужила добрую службу многим военным подразделениям в страшные годы войны.

С начала войны в Горьком было произведено 71 398 автомобилей, или 34,8% от всех типов машин, поставляемых на фронт. Именно «полуторка» стала символом Дороги Жизни блокадного Ленинграда. Машина имела множество модификаций. Например, ГАЗ-55 — самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии, производимый до победного 1945-го года, или не менее знаменитый ГАЗ-60 — серийный полугусеничный автомобиль-вездеход.

Многие и тогда, и сейчас ругают «полуторку» за ее техническую отсталость по сравнению с машинами армии фашисткой Германии. Однако в тяжелейших условиях фронтовых боев простота обслуживания и ремонта советских автомобилей, обучение управлению, а также приспособленность к работе в зимних условиях (вспомним Наполеона, пренебрегшего прогнозом погоды) лишь сыграли на руку бойцам СССР.

Стратегически важной задачей Горьковского автозавода стало производство танков Т-60. Именно превосходство танковой дивизии позволило гитлеровской армии с катастрофически быстрой скоростью продвигаться в глубь страны. Уже 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о налаживании производства легковых танков Т-60 на ГАЗе. Машина была разработана на заводе № 37 в Москве, однако была настолько «сырой», что потребовала скорейшей доработки. 6 сентября впервые в истории отечественного танкостроения была введена конвейерная сборка танков, а 21 октября того же года на завод пришла телеграмма Иосифа Сталина с просьбой увеличить выпуск машин до 10 штук в сутки. В то время уже шла битва за Москву, решалась судьба страны.

Обстановка накалилась, когда 21 ноября немецкая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию. В этот же день директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов доложил верховному главнокомандующему о том, что автозаводцы выпускают по 20 танков в сутки! Если в октябре 1941 года было выпущено 215 танков, то в декабре уже 625 боевых машин. Столицу удалось отстоять во многом благодаря трудовому подвигу горьковчан, а танки Т-60 в результате приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября и стали символом победы под Москвой и провалом немецкого блицкрига.

Кроме того, в годы войны ГАЗ массово выпускал двигатели, минометы и другую продукцию военного назначения. Помимо танков здесь было выпущено более 9 тысяч самоходных установок, 24 тысячи минометов, 30 тысяч снарядов для ракетной установки «Катюша» и более 230 тысяч автомобильных моторов.

Тяжелым испытанием стали авиабомбежки предприятия. В 1943 году в результате семи налетов на автозаводе было разрушено порядка 50 зданий, 9 тысяч единиц оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов и многое другое, погибло 232 человека.

Инженер ГАЗа Иван Андреевич Харкевич в своем дневнике писал: «5 июня… В 00 час. по радио завыла сирена воздушной тревоги… Послышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов… Столбы пламени под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода. Сразу целая огненная стена выросла над Автозаводом, таких налетов еще не было. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориентирам, одновременно круша шоссейные дороги вокруг завода и поселков…».

Восстановить завод было делом чрезвычайной важности. К работам были привлечены работники крупнейших горьковских предприятий, таких как «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод имени Орджоникидзе. Кроме того, возникли комсомольские ремонтные отряды, а рабочие даже устроили социалистические соревнования по скорости ремонта станков. Жили, ели и спали прямо там, без отрыва от производства.

Труд автозаводцев был вознагражден. Весной 1945 года они получили письмо от самого маршала Жукова с благодарностью за созданное оружие, а 16 сентября коллектив Горьковского автозавода был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Вклад сормовичей

Завод «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий своей отрасли — он был основан еще в середине 19 века. В годы Великой Отечественной войны основной продукцией его стали танки Т-34 и подводные лодки. Последних Горький собрал для фронта в количестве 23 штук.
Отметим, что переход производства на выпуск танков на заводе прошел всего за три месяца.

Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 (ныне всем известный Нижегородский машиностроительный завод) было создано конструкторское бюро. Добиваться этого пришлось с большим трудом. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек.

Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования, который давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель от начала работ до образцов для испытаний. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.

Память Василия Грабина машиностроительный завод чтит и сегодня. К завершению подходит строительство мемориального комплекса, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны. В состав Архитектурно-скульптурной композиции войдет, безусловно, и бюст Василия Гавриловича Грабина — конструктора дивизионной пушки ЗИС-3, признанной лучшим орудием войны.

Под крылом самолета

Существенный вклад в развитие военной авиации и победы советских летчиков за мирное небо внес и горьковский авиастроительный завод им. Орджоникидзе (ныне завод «Сокол»). В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР, был горьковского производства.

Чтобы обеспечить нужды советской военной авиации, предприятие перешло на круглосуточный режим работы. При этом смены длились по 12–14 часов, а некоторые рабочие целыми днями не выходили с предприятия.

Уже к концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34–38%, а темп выпуска достигал 24 самолетов в сутки.
Именно в Горьком в конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 — один из лучших истребителей периода второй мировой войны.

Предприятия Горьковской области

Велик вклад в победу труд рабочих, инженеров, служащих всех предприятий области.

Например, на Борском стекольном заводе им. Максима Горького производили новые виды изделий для автопрома, а также оптические изделия для военно-морского флота, боеприпасов и химической промышленности. Уже в июне 1941 года в Дзержинске на Чернореченском химическом заводе (ныне ООО «Корунд») лишь за 36 часов была собрана установка для производства самовоспламеняющейся жидкости, которая применялась против немецких бронемашин и танков. Был реконструирован и Выксунский металлургический завод, в результате за первые военные месяцы производство стали выросло в 7 раз, а проката — в 9.

И все это проходило на фоне налетов немецкой авиации, наплывов эвакуированных беженцев из разных городов страны, нехватки продовольствия и лекарств.
Победа в войне 1941–1945 годов завоевывалась не только на полях сражений, но и в тылу. И вклад жителей Горьковской области в общее дело был огромен и неоценим.

Сегодня, когда управлять целыми корпорациями можно лишь при помощи мобильного телефона, кто поймет, что значит сутками стоять у станка без еды и отдыха?.. Остается надеяться, что подвиг горьковчан останется в памяти современников, напоминая им о силе человеческого духа, выносливости и победе в намеченной цели.

Комментарии

Кира Шумских
Спасибо большое. Долго искала что-то о городе Горьком для доклада и вот уже не знаю что делать я наткнулась на это. Ещё раз спасибо большое. Хорошего дня. Всех обнимаю и целую. Пока-пока. ☺️