Top.Mail.Ru

Хлебные крошки

Экономика
543

Засуха уже уничтожила в России четверть урожая зерновых

После нескольких урожайных лет Россия столкнулась с сильной засухой, которая уже уничтожила больше четверти посевов. Но крестьян это не разорит, уверен первый вице-премьер Виктор Зубков. В стране достаточно запасов зерна. Хватит и самим, и на экспорт. Пострадавшим от жары Зубков пообещал субсидии и дешевые кредиты. Тем временем сами аграрии не рады. Битва за урожай для них оборачивается борьбой за субсидии. Объективной системы оценки убытков нет, а деньги получат самые ловкие.

Премьеру Владимиру Путину данные о стихийном бедствии поступают оперативно, заявляют в правительстве. Возможно, совещание по засухе созовут уже на днях. Зубков решил упредить события и успокоить сеятелей через телеэкран.

- России своего хлеба хватит, - заверил он зрителей телеканала "Россия 1".

Данные Минсельхоза: жара уничтожила девять миллионов гектаров зерновых. Фуражного зерна (от него зависит, сколько у нас будет мяса и молока) потеряли треть. В целом урожая - примерно четверть. Прогноз сборов рухнул с 95 до 85 миллионов тонн. И это не предел.

Но Зубков приводит и другие цифры: запасы с прошлых жатв на элеваторах - 24 миллиона тонн плюс 9,5 миллиона тонн собрано в так называемом интервенционном фонде.

Прежний урожай (2009 год - 97 миллионов тонн) был очень хорош. С него и живем.

Стране этого хватит, чтобы накормить и себя, и других. На экспорт пойдет 20 миллионов тонн - как и было заявлено. Россия не меняет своих экспортных планов. Она не намерена сдавать почетное второе место на мировом пьедестале зерноторговцев. Тем более что сведения о засухе в России уже подняли на Чикагской бирже оптовые цены. Есть шанс заработать, как еще никогда не зарабатывали. Правда, барыши достанутся частным (хотя и близким к государству) компаниям. Бюджету не достанется практически ничего. А вот чтобы покрыть убытки тех, у кого сгорело поле, - придется раскошелиться именно бюджету. Зубков, выступая по телевидению, прямо это пообещал:

- Конечно, мы не оставим крестьян в беде и людям поможем, но я хотел бы, чтобы это было обсуждено и в правительстве, чтобы это получило поддержку председателя правительства.

Четырнадцать регионов - официально в зоне бедствия. Правительство взяло месяц на то, чтобы определить, кто и как пострадал, кому выделить помощь. Возникают два вопроса: почему так долго? И почему механизм - не безусловный, автоматический, а как бы "в ручном режиме"? Ведь погодные катаклизмы у нас случаются часто.

Дело в том, что единственный способ объективно оценивать ущерб и платить адекватную компенсацию - это страховать урожай. В России со страхованием урожая носятся уже лет пять. Но толку чуть. В Татарстане, регионе, который считается в этом деле передовым, застрахована примерно половина посевов. В других областях - много меньше. Зубков уже не скрывает раздражения: крестьянам пора подумать о страховании.

Что же с ним происходит? С одной стороны, случилось то, о чем предупреждали эксперты еще лет пять назад, когда Минсельхоз вышел с идеей страхования. Государство намеревалось тогда компенсировать крестьянам часть страховой премии (тех денег, что платит застрахованный той или иной компании). Но, как всегда, с такими субсидиями - то денег нет, то "правильную" компанию найти не можем. С другой стороны, зачем крестьянину страховаться и платить каждый год, уменьшая свою прибыль? Если можно, пользуясь связями в областном центре, регулярно выставлять себя погорельцем? В последние дни некоторые хозяйства, как выяснили "Известия", уже распространяют про себя через СМИ ложные слухи о положении дел. Авось, поверят. А если "позолотить ручку" кому надо, так "поверят" - точно. Особенно за некий процент отката.

Вот и берет правительство месяц, чтобы разобраться в ситуации. Кто-то получит прямую субсидию (деньги, которые возвращать не надо). Как правило, они идут в область, а уж та распределяет их по погорельцам (тут и начинается самое интересное). Кому-то дадут кредит под два процента. То есть - даром.

Сделать постоянной финансовую помощь в таких объемах невозможно, сетует Зубков. И, вероятно, аномальная жара (а по некоторым регионам можно говорить, что побит рекорд за несколько десятилетий) наконец-то сдвинет с мертвой точки проклятую "страховую" тему. Да и зерновые приписки и "усушки-утруски", этот советский анахронизм, пора изживать. Чтобы изжить, нужно - как в США, в ЕС - оснастить трактора и комбайны системой считывания информации (на основе GPS). А российские аграрии стремятся выставить это дело "пустяшной затеей", поднять на смех. Ведь система позволяет реально узнать, сколько зерна собрано.

Источник: Агентство бизнес мониторинга