Top.Mail.Ru

Инновационный барьер. В Нижегородской области дела обстоят хуже, чем в целом по стране

Экономика
776

Развитию инновационной экономики в России препятствует административный фактор. При этом в Нижегородской области дела обстоят даже хуже, чем в целом по стране. К такому мнению пришли участники заседания "Столыпинского клуба", состоявшегося 15 июля.

Среди обывателей сформировалось ошибочное мнение, что все проблемы с развитием инноваций носят исключительно денежный характер. Однако это не так, считает председатель НРО “Деловая Россия” Павел Солодкий. Правительство ежегодно выделяет достаточно большие средства на инновационные проекты, однако до реализации последних дело не доходит. Так, в прошлом году было израсходовано не более 20% этих денег. “Непреодолимым” является административный барьер.

Наш регион имеет колоссальный инновационный потенциал, говорит заведующий кафедрой венчурного менеджмента Высшей школы экономики Эдуард Фияксель. По этому показателю область находится на четвертом месте по стране, после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. В регионе на уровне и научная часть — вузы, техническая база, и экономическая составляющая. Так, в прошлом году нижегородский бизнес-инкубатор был признан лучшим в России, есть региональная ассоциация бизнес-ангелов. И это все удивительным образом сочетается с равнодушием чиновников.

“Когда я общался с представителями Российской венчурной компании (РВК), — говорит Эдуард Фияксель, — мне сказали так: “У вас в Нижегородской области столько инициатив, столько людей, которые хотят что-то делать, предлагают интересные проекты, а когда мы общаемся с вашими чиновниками, такое ощущение, что им ничего не нужно”.

В подтверждение своих слов представитель ВШЭ приводит следующий факт. Недавно в Томске 20 регионов подписали хартию об инноватике. Однако Нижегородской области среди них не было.

В Нижегородской области нет эффективных механизмов внедрения новых технологий, утверждает Эдуард Фияксель. “Возьмем хотя бы совет по инноватике при губернаторе, — говорит он. — В его состав, несомненно, входят достойные люди — руководители крупных предприятий и институтов, ректоры вузов. Но нужна рабочая группа, которая создает систему, а не совет из нескольких человек, которые собираются время от времени.

Более того, когда формировался этот совет, я там выступил с несколькими предложениями. Мне сказали — это слишком революционно, нужно что-то более традиционное. Когда я представил “исправленный” вариант, мне ответили: нам это не нужно, у нас и так все хорошо. При этом “революционной теорией” заинтересовалась РВК и даже уже реализовала несколько ее положений”.

Эдуард Фияксель обратил внимание на то, что в Нижегородской области пять министерств, в той или иной мере занимающихся инновационными проектами. Их действия не согласованы. Представителями ВШЭ однажды был запрошен перечень малых и средних предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. В результате были получены совершенно разные списки. Когда стали проверять, реальных, “живых” компаний по совокупности оказалось не более 10%. По этим данным в области таких предприятий менее 50. Однако после того как ВШЭ занялась направленным поиском инновационных малых и средних предприятий, то их обнаружилось 200.

По мнению Павла Солодкого, проблема все же скорее законодательного уровня. Например, приведенный выше пример с перечнем предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, при нашей системе учета и не мог быть составлен верно. Во Франции все предприятия регистрируются в ТПП, которая ведет их учет, наблюдает за их деятельностью. У нас такой системы нет.

Директор департамента проектного планирования ТПП Нижегородской области Александр Аносов отметил, что примерно 170 городов России в той или иной степени имеют опыт развития инновационных проектов, а также соответствующую инфраструктуру. Однако до сих пор не создано единой системы внедрения инноваций, такой как бизнес-инкубатор — технопарк — внедрение, и это сильно замедляет процесс. Чтобы процесс вышел на принципиально новый уровень и стал более массовым, надо принять ряд мер на федеральном уровне.

Директор инвестиционной компании “Мосунов и партнеры” Сергей Мосунов разделяет мнение, что в стране нет определенной законодательной базы, и потому получается, что действия РВК и Роснано должным образом не регламентированы. В результате получается, что ни сами организации, ни инноваторы до конца не представляют, как и что надо делать, чтобы получить финансирование и поддержку. Также он сообщил, что в начале июля “главный инноватор страны” Анатолий Чубайс внес предложение о создании нового министерства, которое будет “прицельно” заниматься инновациями. Кроме этого, предполагается ввести по всем министерствам должность заместителя по инноватике.

По словам вице-президента по международным отношениям с VIP-клиентами Group Finances Герхарда Маркова, подобная система давно существует в Германии и доказала свою эффективность. Там есть министерство науки и развития, которое занимается любыми инновациями. Оно, по сути, является координатором всей инновационной деятельности в стране. При каждом министерстве существует соответствующий департамент. Это разумно, так как лучше, чем министерство сельского хозяйства, никто не может знать, какие нововведения будут наиболее полезны для АПК. То же самое можно сказать и о промышленности. Таким образом, говорит Герхард Марков, в процесс включены министерства всех отраслей, но их деятельность централизованно контролируется.

Впрочем, все вышесказанное будет иметь смысл, говорит Эдуард Фияксель, только если в обществе поменяется отношение к инновациям. Люди — как в госструктурах, так и представители бизнеса — не совсем хорошо представляют, что такое инновации. Например, президент сказал: “будем развивать нанотехнологии”, и теперь чиновники в любых новых технологиях ищут соответствующие признаки. “Это вызывает улыбку за рубежом, — говорит представитель ВШЭ. — Наноматериалы — это лишь один из видов улучшенных материалов”.

К тому же в развитых странах есть еще понятие управленческих инноваций, о которых в нашей стране забывают. Они требуют меньше затрат на внедрение, но при этом часто дают более ощутимый экономический эффект.

Таким образом, резюмируют все участники заседания, “построить систему” можно только когда инициатива снизу от предпринимателей и инноваторов совпадет с устремлениями чиновников. Пока же у нас не хватает внятных законов и чиновников, которые всерьез обеспокоены будущим региона.

Источник: ООО ИРА "Биржа Плюс"