Top.Mail.Ru

Лаборатория будущего на территории прошлого: в Нижнем Новгороде открылся «Арсенал»

Общество
20

Центр современного искусства. Это звучит гордо. А словосочетание центр современного искусства в Нижнем Новгороде – это гордость для волжской столицы.

Арсенал в нижегородском Кремле долгое время принадлежал Министерству обороны и, в общем-то, не привлекал к себе внимания. Пока в 2003 году его не передали Нижегородскому филиалу Государственного Центра современного искусства. Здание находилось в совершенно запущенном состоянии – за полтора века его истории комплекс ни разу не ремонтировали.

НФ ГЦСИ сразу начал его использовать как выставочное пространство. Разговор об Арсенале пошел уже не только как о памятнике русской архитектуры эпохи ампира, но и как об экспозиционной площадке. Надо признаться, что многие нижегородцы именно здесь впервые знакомились с понятием «современное искусство».

И, наконец, 27 апреля состоялось открытие I очереди здания Арсенала. Результат многолетних трудов вылился в 1700 квадратных метров, приспособленных под экспонирование современного искусства в разных его формах и проявлениях.

Как говорила основатель и художественный руководитель НФ ГЦСИ Любовь Сапрыкина: «Лаборатория будущего на территории прошлого». И когда смотришь на то, что уже получилось – дух захватывает. Потому что не покидает ощущение прикосновения к старине. Погружение в эту старину посредством этого здания. Но при этом ты знакомишься с этим самим будущим – в Арсенале сегодня открывается для посетителей первая выставка «Метель» – посвященная зиме как метафоре русской жизни.

Архитектор-реставратор Александр Епифанов отметил на пресс-конференции: «Это редкий пример, когда новая функция вписалась в культурный контекст памятника». И действительно, к Арсеналу отнеслись как к культурному наследию и постарались сохранить все, что можно было сохранить – каждый кирпич, каждую деталь. Очень многое восстановлено по образцам – оконные переплеты и полы. Воссоздана и стропильная система.

На открытии присутствовал также Евгений Асс – архитектор, который разработал проект приспособления этого исторического здания под новые функции. И двум архитекторам действительно удалось спеть в унисон с архитектором Леером – спроектировавшим Арсенал.

Как заметила директор ПФ ГЦСИ Анна Гор на оставшихся тысячах метров «вовсю идет процесс реконструкции». Он не останавливается.

А генеральный директор ГЦСИ РФ Михаил Миндлин добавил, что в следующий раз всех пригласят уже на открытие всего Арсенала.

Не обошлось перерезание красной ленточки на входе в новый центр современного искусства в Нижнем Новгороде и без высокого начальства. Свои приветственные слова сказали нижегородцам как региональные представители – министр культуры Нижегородской области Михаил Грошев, так и гости из Москвы: заместитель министра культуры России Павел Хорошилов и советник Президента России по вопросам культуры Юрий Лаптев.

Также на открытие прибыл президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Он, кстати, пообещал поставить во дворе Арсенала памятники всем создателям этого места искусства и открыть в Нижнем Новгороде филиал Академии художеств РФ.

«Это первый в России и мире центр современного искусства в Кремле. И даже более того – он имеет с памятником общую стену» – отметил М. Миндлин на открытии. Безусловно, открытие такого комплекса именно в нижегородском Кремле – важнейшее событие в истории российского искусства. Это прямое соседство и сотрудничество государственной власти и культурных институций.

На торжественной церемонии в киноконцертном зале вручали первый раз общественную премию «Кариатида» памяти двух прекрасных женщин, выдающихся организаторов много сделавших для современного русского искусства – Ольги Лопуховой и Любови Сапрыкиной. Что примечательно, в состав учредителей входят их дочери – Вера Ройтор и Алиса Савицкая. Премия присуждается за лучшие российские инициативы в области современного искусства, осуществляемые женщинами. В этот раз – самый первый ее получила Анастасия Шавлохова – куратор проекта «Старт» на московском «Винзаводе», куратор и директор арт–пространства «Открытая студия Непокоренных» в Санкт-Петербурге. Победительнице помимо премии вручили и произведение искусства современного российского художника, посвященное образу Кариатиды.

На открытии в зале звучала «Музыка для Арсенала», написанная композиторов Георгием Дороховым. Правда, не все могли бы назвать это музыкой – скорее что-то экспериментальное из области современного искусства. Это музыка стульев и строительного инвентаря. Здесь типичные музыкальные инструменты выполняли скорее роль выставочных объектов. Было интересно увидеть такое применение предметов в нашем сознании с музыкальными совсем не ассоциирующимися.

Сегодня, 28 апреля выставка «Метель» открывается для нижегородского зрителя. И знаете, когда в весеннюю очень теплую погоду главным объединяющим визуальным звеном работ является снег – это остужает.

И нам кажется, что каждый найдет здесь что-то для себя – одни посмотрят экспозицию, вторые забредут в книжную лавку, третьи засядут в медиатеке. И это далеко не все, что можно здесь найти.

Но лучше не услышать, а увидеть своими глазами.