Top.Mail.Ru

Организация работ по содействию в трудоустройству выпускников.

Наука
3

Сложившаяся ситуация на рынке труда и занятости населения в условиях экономического кризиса существенно повысила интерес общественности к проблемам трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, прежде всего высшего. Федеральное агентство по образованию, в ведении которого в настоящее время находятся 345 вузов и 1040 учреждений среднего и начального профессионального образования, готовящих кадры по самому широкому спектру специальностей и направлений подготовки, принимает активное участие в практическом выполнении целого комплекса мероприятий, направленных на урегулирование напряженной ситуации на рынке труда. Только в 2009 году количество выпускников подведомственных Рособразованию учреждений всех уровней профессионального образования составило 1,7 млн. человек, из них: не трудоустроено выпускников вузов - 11%, выпускников учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, - 9%, выпускников учреждений начального профессионального образования, подведомственных Рособразованию, - 11%. Среди не трудоустроенных выпускников наибольшее количество обучавшихся по таким группам специальностей, как «Экономика и управление» - 24%, «Гуманитарные науки» - 16%, «Образование и педагогика» - 14,3%. Самый высокий процент не трудоустроенных выпускников вузов 2009 года в Чеченской Республике - 53,2%, самый низкий – в Республике Саха (Якутия), Новгородской области – 1,5%.
За последние годы в соответствии с рекомендациями Рособразования во всех подведомственных высших учебных заведениях и в большинстве учреждений среднего и начального профессионального образования созданы службы содействия трудоустройству выпускников, деятельность которых направлена на информирование молодых специалистов о наличии рабочих мест, обеспечение их взаимодействия с работодателями. Кроме того, на базе 76 вузов Рособразования функционируют региональные центры содействия трудоустройству выпускников, которые, в числе прочего, осуществляют разработку системы правовой, социальной и экономической защиты дипломированных специалистов. В настоящее время по поручению Минобрнауки России Рособразованием разработан проект концепции общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (ОРСТ), которая предполагает включение в сетевое взаимодействие всех учреждений профессионального образования Российской Федерации.
Рособразованием совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Межрегиональным координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им.Н.Э.Баумана сформулированы организационные принципы и разработаны методические основы создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
В целях обеспечения мобильности и адаптации выпускников учреждений профессионального образования к изменяющимся экономическим условиям развития регионов и страны в целом в настоящее время ведется работа по созданию общероссийской информационной базы данных о спросе и предложении на рынке труда для молодых специалистов. Формируемая база данных позволит в автоматизированном режиме осуществлять сбор и обработку информации в разрезе уровней образования, специальностей, вакантных должностей и административно-территориального деления Российской Федерации.
Вопросы обеспечения занятости молодежи стали одними из ключевых при реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации. Так, в целях решения задачи предоставления возможности продолжить образование наиболее способным молодым людям в 2009 году был увеличен прием в магистратуру и аспирантуру подведомственных Рособразованию вузов за счет средств федерального бюджета. Разработан комплекс мероприятий по организации опережающего обучения для инновационной экономики, включая переподготовку выпускников, а также их стажировку на предприятиях и другие меры государственной поддержки.
При этом сфера образования рассматривается, с одной стороны, как инструмент «занятости», с другой – как создание условий для инвестирования в квалификацию работников для динамичного посткризисного «старта» экономики страны.
Расширяется практика трудоустройства молодых специалистов на основе формирования учреждениями профессионального образования долгосрочных договорных отношений с работодателями. Так, опыт многих высших учебных заведений, большей частью технических, например, Московского государственного технического университета «МАМИ», Московского государственного технологического университета «Станкин», Томского государственного университета, Сибирского государственного технологического университета, Воронежской государственной технологической академии, Московского энергетического института (технического университета) и др., выстраивающих партнерские отношения с профильными производствами, развивающими систему производственных практик и стажировок студентов, позволяет еще до окончания вуза гарантировать трудоустройство наиболее перспективных из будущих дипломированных специалистов. Различные форматы государственно-общественного взаимодействия системы начального и среднего профессионального образования (Мурманский профессиональный лицей № 6, Семилукский государственный технико-экономический колледж, Тюменский лесотехнический техникум, Таганрогский авиационный колледж, Орловский технический колледж, Тамбовский аграрный колледж и др.) с промышленными предприятиями, союзами, ассоциациями также стараются быть ориентированы на долговременное стратегическое партнерство.
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» стало актуальной мерой поддержки трудоустройства выпускников, создания рабочих мест для молодых специалистов, ориентированных на внедрение новых технологий и разработок. По предварительной оценке, на базе подведомственных Рособразованию вузов может быть создано порядка 2,5 тысяч малых и средних предприятий с 25-30 тысячами рабочих мест, в том числе для выпускников вузов. В целях эффективного решения поставленных задач многие вузы планируют также организовать специальные курсы по обучению основам предпринимательства.
В настоящее время Рособразование разрабатывает проект ведомственной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере», целью которой является создание и обеспечение функционирования корпоративной инновационной системы высшей школы России, как важнейшего элемента формируемой национальной инновационной системы. В рамках реализации Программы планируется создание при вузах 20 бизнес-инкубаторов, 100 студенческих конструкторских бюро, 100 малых и средних предприятий для обеспечения трудоустройства выпускников. В создаваемой инновационной системе могут найти свое место не только вузы, но и имеющие развитую производственно-технологическую базу подведомственные учреждения среднего и начального профессионального образования, научные учреждения.
Стимулированию притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий способствует также реализация федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», в рамках которой также происходит поддержка студенческих конструкторских и проектных бюро, молодежных бизнес-инкубаторов, центров научно-технического творчества молодежи с объемом предусмотренного финансирования из федерального бюджета в 2009 году 25 млн. рублей. При этом одна из основных задач – создание рабочих мест для студентов с целью их раннего трудоустройства, ориентированного на конкретные предприятия и организации. Среди образовательных учреждений активно, творчески работающих в рамках названной программы можно назвать, например, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Южный федеральный университет, Томский политехнический университет, Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова и др.
В 2009-2010 годах Рособразование планирует проведение мониторинга участия выпускников учреждений профессионального образования в региональных программах содействия занятости населения, таких как общественные работы, стажировки, мероприятия по содействию малого предпринимательства и самозанятости.

По материалам федерального агентства по образованию.