Top.Mail.Ru

Пытки для сотрудников Комитета против пыток

Политика
50

23 июня российская правозащитная организация "Комитет против пыток" получила премию парламентской ассамблеи совета Европы. Награда вручается один раз в два года организациям, которые за прошедший период наиболее способствовали восстановлению и укреплению прав человека в Европе.

В частности, комитет взял ее за работу в Чеченской Республике, так как она сопряжена с угрозой физической безопасности юристов, трудящихся в этом регионе.

Первый раз награда уходит в Россию, ранее ее получали только европейские организации.

Подробнее об этом и о том, что мешает правозащитникам вести свою деятельность рассказала заместитель председателя Комитета против пыток Ольга Садовская в рамках прошедшей сегодня пресс-конференции: "Премия в размере 10 тысяч евро и угрозы в адрес сотрудников Комитета против пыток".

"Нам была присуждена премия в размере 10 000 евро, которую мы потратим на обеспечение безопасности свидетелей и заявителей, которые нуждаются в дополнительной защите, по причине того, что они свидетельствуют против государственных органов".

По словам спикера, эта премия, безусловно, повысила авторитет организации на международной арене. Теперь информация о МРОО "Комитет против пыток" звучит на уровне парламентов многих европейских стран, в Парламентской ассамблее и Евросоюзе.

К сожалению, оценка деятельности правозащитников не однозначна: насколько положительной она является со стороны европейского сообщества, настолько отрицательно к ней относятся местные власти.

"В последнее время мы столкнулись с активным противодействием нашей работе. Несмотря на то, что нашей целью является не работа против государства или госструктур. Наша работа направлена на укрепление законности в государстве, на защиту конституции, которая провозглашает верховенство прав и свобод человека",- комментирует Ольга.

Проиллюстрировать это заявление можно рядом примеров. Например, на слуху история про 2-х осужденных сотрудников милиции, которые отбили почку молодому человеку по фамилии Лебедев. В данном процессе, кроме адвокатов, преступников защищал Василий Оленев – уполномоченный по правам человека в Нижегородской области. За всю историю работы комитета он никогда не защищал наших потерпевших, а здесь еще и встал на сторону виновных.

По словам Ольги: "Такое противодействие огорчает, потому что должны служить общей цели. Но больше всего нас расстраивает факт того, что наши сотрудники сталкиваются с фактами физической угрозы".

26 июня, в день, провозглашенный ООН днем по поддержке жертв пыток, во всех регионах присутствия комитета проводятся публичные акции по этому поводу. Это не шествия, не салюты, а мирные пикеты, в рамках которых участники требуют восстановить законность на территории того или иного региона, требуют привлечь виновных в пытках к ответственности, требуют от следственных органов эффективного расследования.

"Во время пикета в Грозном двое наших сотрудников были официально "приглашены на беседу", но если говорить соотносительно фактам, были задержаны сотрудниками полиции, которые по большей части и были замечены в похищении людей. В ходе "беседы" им было настойчиво рекомендовано этой деятельностью не заниматься. Кроме того, полицейские узнали имена, место работы и учебы родственников. Это не может не вызывать опасение за жизнь не только сотрудников, но и их близких", - рассказывает правозащитница.

По словам руководителя отдела координации деятельности территориальных подразделений председателя МОО "Комитет против пыток" Олега Хабибрахманова, проблемы появились у самой Ольги Садовской. "С момента начала подготовки мероприятий к Саммиту Россия – ЕС, правозащитницу начала преследовать череда неприятностей. Совершенно случайно у нее оказалось заблокировано 3-4 кредитных карты разных банков. На площади Горького, в то время, как ее пригласили на "профилактическую беседу" по поводу того, что она собирается делать в рамках Саммита, у нее скрутили автомобильные номера".

Что удивительно, рядом стоял сотрудник ГАИ, к которому Ольга обратилась за помощью. Он лишь констатировал факт: "Без номеров ездить нельзя", - развернулся и пошел останавливать другие машины. Так и не зарегистрировав преступление. "Ольга человек занятой, поэтому ей ничего не оставалось кроме того, как отправиться в дорогу без номеров. Через несколько минут ее догнал тот же сотрудник ГАИ и изъял у нее права, мотивировав это управлением транспортного средства без номеров", - продолжает Олег.

В довершении, когда Ольга находилась в Страсбурге, неизвестный ночью вокруг ее дома на стенах написал различные надписи, например: "Садовская – мы тебя найдем…".

Правозащитник, с нескрываемой улыбкой, предложил горе-художнику грант на обучение в школе граффити в размере 50 000 рублей. "Если он к нам придет, представится и объяснит мотивы поступка, мы с удовольствием вручим ему премию. А также любому другому человеку, который нас с ним познакомит. Пусть его ляпы, по крайней мере, выглядят художественно", - смеется Хабибрахманов.

Ситуация до сих пор не разрешена, уже прошло 10 дней с момента обращения Ольги в милицию, но реакции на него так и не последовало. Более того, сотрудники органов внутренних дел даже не выехали на место преступления и не опросили потерпевшую и свидетелей.

Факт преступления – на лицо. Правоохранительные органы об этом знают, но работать не хотят. "У нас так построена система по защите прав человека. Вся система так работает", - заключил правозащитник.

Надписи пребывают на стенах и заборе по сей день, ответа из милиции, как не было, так и нет. Невольно возникает вопрос, что же делать простым гражданам, если унижениям и пыткам подвергаются сотрудники Комитета против пыток?