Новшество считают одним из инструментов ювенальной юстиции
В прошлом номере «МК в Нижнем» мы попытались детально разобрать очередное нижегородское новшество - социальные патрули. В этом выпуске мы расскажем о явлениях и закономерностях, которые сопутствуют появлению этого, как оказалось, возрожденного социального института. За консультациями обратились к ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Нижегородской области Павлу Сидорову.
Еще раз о ЮЮ
Традиционно органы опеки воспринимаются как некий кистень против традиционной русской ценности – семьи. Основной аргумент современных детозащитников (которые сейчас позиционируют себя как борцы с западным злом – ювенальной юстицией) – ребенку в родной семье лучше, чем в казенном учреждении. На нижегородских интернет-сайтах уже появилась памятка для родителей, как “отделаться“ от соцпатруля и различных комиссий, которые вдруг явились за вашим чадом.
- Мне кажется, что подобные памятки по борьбе с опекой придуманы для людей, которым дети по большему счету не нужны,- замечает Павел Сидоров, - которые чтят свои права, но забывают об обязанностях. На детей они получают копеечные социальные пособия, и тех хватает только на бутылку...
Права отнять ребенка у социального патруля нет, - подчеркивает наш собеседник. - Вспомним историю с «сормовским маугли» Женей Барсуковым. Два года в суде шло рассмотрение дела против инспектора ПДН, та должна была вовремя изъять ребенка из семьи. И выяснилось, что 77 статья Семейного кодекса РФ «О порядке отобрания детей у законных представителей» изначально не работает, ведь она подразумевает в случае выявления угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего немедленное изъятие ребенка! И тут же: это должно осуществляться на основании акта органа исполнительной власти субъекта Федерации.
Получается, что для того, чтобы изъять ребенка где-то в Шахунье, нужна бумага из Нижнего Новгорода. И заложником в этой ситуации становятся рядовые инспекторы. Не будут же они за такой бумажкой в областной центр каждый раз кататься!
Чтобы исправить эту ситуацию, в регионе был принят закон №125 о передаче части полномочий местным администрациям. Например, этот акт, необходимый для изъятия ребенка из семьи, может подписать глава администрации района. Но и здесь есть временной фактор: ребенка нужно изъять прямо сейчас, иначе его просто могут убить пьяные родители или их гости, а главы района нет на месте. И что делать? Тогда появилось 574 постановление правительства области «О порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью», где прописан порядок этой процедуры. В этом документе указывается, что решение о временном помещении ребенка в специализированное учреждение принимается коллегиально, а не одним инспектором из опеки или инспекции по делам несовершеннолетних.
Возможны три варианта развития событий. Первый - когда родители согласны временно поместить ребенка в приют. Второй - когда родители находятся в невменяемом состоянии или их вообще нет дома, а ребенок дома один. И третий - когда родители упираются: не отдадим!, а существует реальная угроза жизни ребенка.
Кстати
Между “отобранием“ и “временном помещении“ ребенка существует большая разница. Например, если родители постоянно валяются пьяными, значит, ребенок им не нужен, и его место, к сожалению, в детском доме. И совсем другая ситуация, когда зимой, например, прорвало трубу, дом затоплен, батареи холодные и сосульки свисают с потолка. Так почему бы на время ремонта не поместить ребенка в приют? Но родители воспринимают это как отобрание ребенка и покушение на их родительские права.
Меньше инспекторов - меньше преступлений
Идея появления социальных патрулей возникла неслучайно. Их возникновение свидетельствует о повышении социальной напряженности, хотя в полицейских сводках вроде как говорится об обратном.
Официально за последние годы уровень преступлений среди детей и подростков снижается. Но отнюдь не из-за уменьшения количества преступлений. Снижение происходит на фоне уменьшения количества инспекторов по делам несовершеннолетних. Так, их число в Нижегородской области в прошлом году сократилось почти в два раза! Бедная женщина носится по району и думает: то ли ей детям из трудных семей помогать, то ли протоколы о правонарушениях составлять. В итоге выявляемость преступлений значительно сократилась.
- Составлять протоколы о правонарушениях стало некому! – говорит Павел Сидоров. - Понятно, что бесконечно такое «снижение» продолжаться не может. Нужны превентивные меры, чтобы хотя бы более-менее стабилизировать обстановку. Поэтому появление социальных патрулей стоит расценивать как дополнительную, но крайне необходимую меру.
Между тем, в своем указе от 1 июня 2012 года Президент Владимир Путин требовал изменений в сфере защиты прав детей. А омбудсмен Павел Астахов, когда вступил в должность, заявил, что «у семи нянек дитя без глазу», подчеркнув, что проблемой детства должна заниматься одна структура. Но раз уж пока детьми занимается несколько ведомств, то их работа должна быть слаженной.
Вот и получается, что несовершенство федерального законодательства компенсируется, а то и просто отдается на откуп местному. А когда нет четкого закона, поневоле возникает конфликт интересов. И появляются правозащитники, которые, борясь с этим несовершенством, думают, что борются с государством. Или наоборот.
Константин ГУСЕВ.
Фото Олега ЗАЙЦЕВА.



