Top.Mail.Ru

За травму в салоне – два миллиона

Авто и транспорт
1

Перевозчиков заставят страховать ответственность перед пассажирами

С 1 января 2013 года должен вступить в силу новый закон, который обяжет перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами. Предполагается, что если пассажир получит в салоне автобуса или троллейбуса травму, повредит свое имущество или вообще погибнет, ему или его родственникам будет легче получить компенсацию. Пассажиры пока равнодушны к очередной затее народных избранников, но равнодушие это исчезнет, когда из-за нововведения в очередной раз поднимутся тарифы на проезд.


Новый закон - об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам - касается всех транспортных сфер, кроме метро и такси. Но велика вероятность того, что даже после вступления в силу этот документ работать не будет. Его реализация на практике возможна только после появления на свет ряда нормативных актов, которых на сегодняшний день нет. Например, необходимо установить страховые тарифы, то есть фиксированные суммы, которые страховщик будет брать с перевозчика. Нет также утвержденных процентов от таких сумм, которые пойдут на выплаты пострадавшим пассажирам.

Впрочем, максимальные выплаты в денежном выражении уже установлены: в случае смерти пассажира - до 2,025 млн рублей, в случае причинения тяжкого вреда здоровью - до 2 млн, в случае имущественного ущерба - до 23 тысяч рублей.

Кстати
Согласно указу Президента, некоторые транспортные предприятия страхуют свою ответственность перед пассажирами еще с 1992 года. Это касается железнодорожного транспорта, авиатранспорта и междугородных автобусов. Страховые тарифы для них определены следующие: в самолетах – 2 рубля, на поездах - 2,3, на междугородных автобусах – 1,5 рубля. Отсюда небольшая сумма страховой выплаты – максимум 12 тысяч рублей.


- По нашим оценкам, стоимость новой страховки может составлять от 1 до 60 копеек, - сообщил заместитель директора областного департамента транспорта Александр Лабаев. – Что касается уже действующих на определенных видах транспорта страховых тарифов, то они вряд ли изменятся.

Председатель Нижегородской ассоциации страховщиков Евгений Трошин с такими оценками категорически не согласен.

- Работать себе в убыток мы не будем, - говорит он. – Чтобы выплатить пострадавшему компенсацию в размере 2 млн, надо собрать адекватные премии.

Евгений Трошин уверен, что страховые тарифы будут исчисляться не копейками, а десятками рублей.

Но потянут ли транспортники такие взносы?

- В Москве уже посчитали, к чему это приведет, - говорит начальник отдела организации движения городского департамента транспорта Виктор Дельфинов. - Обременение у “Мосгоравтотранса“ получится около 500 млн рублей в год. По их подсчетам, это повлечет за собой удорожание проезда на два рубля – иначе транспортники разорятся.

Естественно, такая ситуация возникнет и в других регионах.

- В общем, это политически щекотливый вопрос, и есть информация, что с 1 января закон не будет работать, - считает Виктор Дельфинов.

Стоит, между тем, поднять еще один немаловажный вопрос: если все-таки документ заработает, смогут ли им воспользоваться пострадавшие граждане? Согласно статистике ГИБДД, в этом году произошло 14 ДТП с падением пассажиров. Но в департаментах транспорта этой информацией не располагают. А в Роспотребнадзор обратился всего лишь один такой пострадавший. Это говорит о том, что либо частные перевозчики в досудебном порядке урегулируют конфликт с пассажиром, либо не все пострадавшие проявляют стойкость в попытках получения адекватной компенсации. Существующий закон “О защите прав потребителей“ делает возможной получение денежной выплаты с перевозчика. Но для этого гражданин должен проявить немалую активность. Изменится ли данная ситуация со вступлением в силу нового закона – большой вопрос.

Егор ВЕРЕЩАГИН.
Фото Олега ЗАЙЦЕВА.

Кстати
По данным ГИБДД, за 10 месяцев текущего года в регионе произошло 61 ДТП по вине водителей автобусов. Это на 1,7 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В авариях погибло пять человек, ранено 120 человек.
Основные причины ДТП по вине водителей автобусов:
* неправильный выбор дистанции (12 случаев)
* несоблюдение очередности проезда (11 случаев)
* несоответствие скорости конкретным условиям (9 случаев)
Основные виды ДТП с участием автобусов:
* столкновение – 27 случаев
* падение пассажира – 14 случаев
* наезд на пешехода – 12 случаев
Кроме того, в ходе проверок технического состояния автобусов на конечных остановках было выявлено более 3 тысяч нарушений правил дорожного движения. Привлечено к административной ответственности 345 индивидуальных предпринимателей и руководителей ПАП.