Известные политики и бизнесмены Нижегородской области в шестой раз выйдут на сцену театра в качестве актеров в рамках благотворительного спектакля. Проект «Дарим Добро Детям» реализуется региональным отделением «Деловой России» с 2018 года. Многие из участников уже не первый раз демонстрируют свои таланты. В 2024-м зрители увидят спектакль «Счастливый путь» (16+) по мотивам произведений Михаила Зощенко.
Корреспондент ИА «В городе N» заглянула за кулисы и узнала, каково это — снимать с себя деловые костюмы и быть профессионалами не только в бизнес-вопросах, но еще и отличными актерами с большим жизненным опытом и, между прочим, харизмой, пластикой, мимикой и способностью из хрупкой натуры стать яростной ведьмой, воинствующей депутатшей или простым и всем известным обывателем, вроде шумного участкового или женщины легкого поведения.
Долой галстуки и пиджаки. На авансцене — перипетии человеческих взаимоотношений и одна общая благая цель.
Вступление: дверь открывается, реквизит по местам, пока актеры повторяют текст, слово режиссеру.
Особенностью спектакля в этом году стал жанр сатирической комедии. По словам режиссера Олега Ринге, у постановщиков нет цели рассмешить зал до слез. Но персонажи будут знакомыми и яркими, чтобы многие узнали в них коллегу, соседку, прохожего или, может, самого себя.
Зощенко выявляет отрицательные качества людей, придумывает персонажей и делает их героями своих рассказов. Вот и у нас такая цель. Мы хотим, чтобы зрители увидели сатиру, чтобы они себя узнали. Ведь самое сложное — признаться себе, что это я такой, — рассказывает Олег Ринге.
В театре актеры учатся годами изображать эмоции, чувства, делать правильные паузы и жесты, взаимодействовать с партнером по сцене. И зритель, с большой долей вероятности, проникнется игрой. А что насчет «непрофессионализма» или неопытности мастодонтов бизнеса? Режиссер заявляет: «работать с командой «Деловой России» во многом даже проще.
Со студентами 17–18 лет сложно. Они только пришли из школы и, можно сказать, еще «пороха не нюхали». Им приходится объяснять очень многое. А здесь, в проекте, актеры уже с жизненным опытом, все руководители, и какие-то элементарные, простые вещи им объяснять не надо. Они моментально это понимают и тут же реализуют. В этом плане, конечно, гораздо легче мне, — объясняет режиссер.
При этом он добавляет, что большой преподавательский опыт, методы и подходы помогают и на этих репетициях. Тем самым позволяя добиться высокого результата.
С учетом жизненного опыта наших исполнителей получаются порой очень хорошие результаты. И я бы не сказал, что мы на любительском уровне. Иногда после наших спектаклей подходят и спрашивают: «а труппа из какого города приехала? Из какого театра?» Лучшая похвала за нашу работу, когда люди нас путают с профессиональным театром. Это прекрасно, — делится Олег Ринге.
Сцена № 1. «Корыстная молочница»
Отворяется дверь к зубному врачу и по совместительству вдове Аннушке входит монтер Николай Мякишев, между ними пробегает искра… и несколько стопок портера. Но театр, как и сама жизнь, полон непредсказуемости или вполне себе ироничных поворотов. Монтера свататься к вдове Анне послала жена (они решили провернуть денежную выгодную аферу). Но по божьему ли замыслу или из-за своей глупости молочница осталась и без денег, и без мужа.
Жаждущую заполучить нового мужа сыграет общественный деятель и руководитель магазина «Керамисса» Наталья Маянская. Она уже третий год подряд принимает участие в благотворительном спектакле. И каждый раз ей достаются роли-сюрпризы, как она их сама называет.
Это неоценимый опыт и развитие. На репетициях нам очень тяжело, особенно новеньким. Но преодоление себя, новая задача ради большой цели — невероятный проект. А самое главное — цель и его формат. Когда взрослые, очень занятые люди, дарят зрителям полноценный красивый спектакль и впечатления. А после мы вручаем одаренным детям музыкальные инструменты. Неописуемые чувства, — поделилась Наталья Маянская.
Не всем участникам спектакля легко даются роли. И дело даже не в заучивании текста, а в перевоплощении из крупного управленца в «служителя Мельпомене», а точнее, в закулисного монтера. Его роль досталась Алексею Душкину, врачу, руководителю группы компаний «Медис». Он в первый раз в жизни принимает участие в игре в театре под руководством режиссера, с артистами и костюмами. А что сложного, казалось бы, сыграть хитрого простолюдина и обычного рабочего? Однако оказывается, подчиняться, когда ты сам привык стоять на первых ролях, довольно непросто. Приходится проделывать внутреннюю трансформацию с самим собой, раскрыть в себе новые грани.
Сам типаж для меня совершенно не знаком и, наверное, в этом есть смысл. Чтобы я попробовал перевоплотиться в человека, который совершенно другой по образованию, образу мысли, — признается Алексей Душкин.
Но все делается ради помощи другим.
То, что мы делаем вместе с друзьями и партнерами, необходимо делать, особенно в наше время. Надо помогать. Мы живем в сложное и непростое время. И если есть возможность, помочь деньгами, а кого-то, может быть, побудить помогать. Но эти деньги идут тем людям, которым они действительно нужны. Поэтому я играю с чувством радости, что я могу помочь людям. И это очень созвучно с моей основной профессией, — добавляет Алексей Душкин.
Сцена № 2. «Богатая жизнь»
Наталья Маянская верно отметила, описывая сцену коллег по театральному цеху: богатым человеком стать нельзя, выиграв деньги и сорвав куш с лотерейным билетом. С финансами нужно уметь обращаться, нужно уметь жить с ними.
Представьте безумную картину: простодушный муж и жена-гадалка, ехидный племянник, изворотливая и пленительная жена блондинка. Все они открыли охоту за огромной суммой денег. Как только счастливиц муж приносит приятное известие, начинаются «пляски с бубном» за кусочек заветного клада.
(Здесь не забываем: персонажей играют влиятельные лица. Но глядя на них возникают сомнения — а действительно ли они богаты? Настолько ярко вживаются в роль).
В этом году я играю обычного человека, который выиграл 5000 рублей старыми деньгами (почти 5 миллионов по сегодняшним стандартам). После выигрыша наружу полезли его человеческие страсти и другие бытовые перипетии в связи с этим, — комментирует Роман Сухов, владелец компании «Стройдор».
Несмотря на то что первый театральный опыт у бизнесмена был уже 15 лет назад, и сейчас он старается играть расслабленно, считает, что этот проект удивительный. И отдается ему полностью. По тому, как его участие приносит кому-то пользу и помощь, а другим — удовольствие от прекрасного творческого процесса.
Мощный заряд пылкой жажды финансов выплеснула Олеся Сухорукова, генеральный директор завода по производству спецтехники компании «Спектр Авто».
Роль в этом году у меня очень трудная. Героиня — погруженная в спиритизм, полусумасшедшая женщина. Для меня, конечно, это очень сложно, потому что я далека от эзотерики, от карт Таро. А здесь, на сцене, превращаюсь в настоящую демоническую женщину. Надеюсь, что моя героиня будет выглядеть достойно на сцене, — делится эмоциями она.
Кстати, режиссер несколько раз просил прогнать сценки с движениями, криками и эмоциями. Например, в основу ведьминой реакции на выигрыш лег реальный пример из жизни Олега Ринге — когда его мама узнала, что выиграла машину.
Сцена № 3. «Светлый гений»
Перед зрителем появляются трое: властный муж Митрофан Фиолетов (Андрей Золотарев), его подневольная жена Фекла Фиолетова (Наталья Золотарева) и народный депутат, товарищ Хлопушикна (Лариса Солодкая), которая бьется за женское счастье.
Маленькая и хрупкая, на все готовая ради мужчины, но мечтающая о свободе выбора и самостоятельности, Фекла читает в газете о прекрасной жизни современной женщины. Тут же ее разумом овладевают мысли об освобождении из кабалы. На помощь ей приходит некогда испытавшая то же самое депутат Хлопушкина. И начинается экшн с призывами, лозунгами, о предназначении женщин. Однако, по иронии, все останется на своих местах.
Многим Андрей Золотарев известен как врач-генетик и телеведущий. Его жена Наталья, может, и не так публична, однако на ее плечах лежит быт, дом и воспитание двоих детей. Контрастна на этом фоне еще одна деталь: Золотарева когда-то участвовала в конкурсах красоты и занимала призовые места. В постановке она предстанет шепелявой крохотной «птичкой в клетке».
По словам Андрея Золотарева, эта сценка лично для него очень интересна.
Как мне кажется, многие нашу семью примерно так и представляют: я яркая личность, а дома тиран и деспот. На самом деле это не так. Конечно, когда мы играем, пытаемся какие-то моменты гипертрофировать. Однако сама роль мне действительно близка, потому что я понимаю Фиолетова, понимаю его разграничения женских и мужских ролей, хоть и не в таком утрированном ключе , — отмечает врач.
А что скажет Наталья Золотарева о своей роли? Отражает ли ее персонаж ее саму?
Мне досталась роль жены, замученной мужем, который очень печется о правах женщин где-то там, на просторах общества. Но при этом свою женщину он „прижимает к ногтю“ и предстает неким тираном, коим совсем не является на людях. Мне эта роль не близка, потому что я совсем не такая простая, как в этом спектакле, — говорит Наталья Золотарева.
Она добавляет, что перевоплотиться было сложно, но очень важно найти свой образ и понять его суть, тогда станет проще играть.
Ангел-спаситель и подмога бедной Фекле — товарищ Хлопушкина в кожаной портупее с энергичным и бодрым приветствием «Физкульт привет». Лариса Солодкая признается, что на своем веку она бывала разная, когда-то и депутатша «включалась», и схожие черты с подобными персонажами были. Однако женщина считает себя более мягким и чутким человеком.
Интересно посмотреть на себя с другой стороны. Я, может быть, не совсем такая, как эта депутатша. Но, тем не менее, таких людей ты видишь, это близко, это сейчас в массовом производстве, — отметила Лариса Романовна.
Заключение. «Репетиция в переводе с французского повторение»
Немного о тщательной и большой подготовке постановки. Корреспондент редакции хотела поприсутствовать всего лишь час с небольшим на репетиции и уйти с полученным материалом. Однако наблюдение затянуло, а пристальное внимание за деталями и оттачиванием деталей, можно сказать, загипнотизировали. После каждого прогона (коих было не один и не два) актеры оттачивали все до самых мельчайших подробностей: куда смотреть, как встать, как и куда положить руку. И если сначала актеры входили в танец с одного бока, то мгновенье и — партнеры пляшут уже с другой ноги. Чего только стоит вхождение в обрядовые ведьминские танцы. Тут нужны и определенная техника, и положение рук, и даже скорость вращения, иначе эффекта эмоционального взрыва не достигнуть.
Но параллельно с этим по ходу пьесы рождались и идеи для образов, как актеры должны выглядеть и в чем появиться в конкретной сцене. Все для того, чтобы соответствовать духу времени: обсуждалась даже подходящая длина бороды для Мякишева (Алексея Душкина), стоит ли ее сбрить, вырастить до нужных размеров или оставить как есть.
Приоткрывая завесу, Олег Ринге поделился секретом: в этом году у команды есть сюрприз — короткометражные фильмы, которые станут частью спектакля, будут встроены в повествовательную линию. Все эпизоды сняты в приволжской столице. Что-то было отснято в интерьерах, что-то на улице, на фоне или в старых зданиях, у фасадов.
Мы каждый год что-то делаем. В этот раз — вставка в стиле ретро, документального фильма, который будет где-то между сценками. Он тоже разбавит и придаст изюминку этому спектаклю, — уточняет уполномоченный по правам предпринимателей Павел Солодкий.
В постановках прошлых лет он выходил на сцену вместе с остальными коллегами. В этом же году выступает в роли «голоса».
У меня есть своя роль. Я за ширмой театра читаю текст от имени автора», — добавил он.
Оценить актерскую игру нижегородских бизнесменов можно будет в театре оперы и балета 15 декабря.