Top.Mail.Ru

Елена Платонова: «Я отношу себя к „учителям нулевых“»

1409
16+

Почти год Нижний Новгород возглавляет Владимир Панов. Еще на начальном этапе своей работы в должности мэра он говорил о необходимости разработки новой концепции школьного образования. Концепция, в основе которой ожидаемо оказалась идея отказа от учебников и перехода к цифровому самообразованию, была представлена в августе, а в октябре 2018 года произошло то, что потрясло не только мэрию, но и профессиональное сообщество: директор департамента образования Нижнего Новгорода Ирина Тарасова покинула пост, который занимала 16 лет.

Новой главой департамента была назначена Елена Платонова, прошедшая полноценный профессиональный путь от учителя математики до директора школы. Корреспондент «В городе N» расспросил нового руководителя не только о рабочих планах, но и о том, как «подружиться» с детьми по-настоящему.

Елена Александровна, в августе в Нижнем Новгороде была представлена новая концепция образования. Исходя из нее, ключевой навык для ученика — самообразование. Объясните, как этого достичь.

Основное в концепции — это не переход к самообразованию, а изменение взаимодействия учителя и ученика, переход к преподаванию, используя деятельностный подход. Только в этом случае учителя смогут создать условия для саморазвития ребенка. Дети освоят компетенции, которые позволят им заниматься самообразованием на протяжении всей учебной и профессиональной жизни.

Такой подход будет внедрен уже с первых классов?

С детского сада, так как дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.

Директора нижегородских школ готовы к подобным изменениям?

Считаю, что у нас готовность к такой работе высокая. Образовательные организации будут взаимодействовать не только с нами, но и друг с другом, и здесь важную роль играет преемственность от дошкольного образования к общему. Поэтому сейчас мы организуем работу в рамках университетско-школьного кластера, создавая школьные образовательные комплексы, куда войдут и дошкольные образовательные учреждения, и школы.

Не боятся ли родители, что нагрузка на детей возрастет?

Взрослым не стоит беспокоиться. Объем материала не увеличится, нагрузка тоже. Ведь произойдет перестроение работы педколлективов, чтобы учителя могли открыто обсуждать и решать стоящие перед ними проблемы. Концепция предполагает и более тесную работу с родителями, повышение их педагогической культуры.

Трагедия в Керчи снова напомнила нам, как важно вовремя заметить «тревожные сигналы» в поведении ребенка. Вам приходилось работать с детьми, чьи действия становились подозрительными? Поделитесь своим опытом, как можно вовремя «услышать тревожный звоночек» в детском коллективе и распознать угрозу?

Сложный вопрос, ведь тот же самый «керченский стрелок» , если вспомнить, больших опасений не вызывал. Важную роль в этом играют классные руководители, ведь они теснее других педагогов общаются с детьми, а также психологи. Сейчас в Нижнем Новгороде выстраивается дополнительная программа, к реализации которой привлечен ряд специалистов высокого уровня. Они обсудят со школьными психологами города новые технологии взаимодействия с учениками для выявления группы риска, с которой необходимо выстраивать особую работу. На базе одной из школ в ближайшее время будет создан ресурсный центр. Уже сейчас начался ряд встреч, семинарских занятий и тренингов для школьных специалистов.

Все ли городские школы надежным образом защищены от проникновения посторонних лиц?

Система безопасности есть везде. Каждая школа имеет тревожную кнопку, обязательную пропускную систему — где-то дежурит охрана, где-то вход оборудован турникетами. В любом случае, допуск в учреждения строго ограничен, а программа по повышению безопасности продолжается, меры совершенствуются.

Существует ли в городе проблема нехватки учителей?

Сейчас наблюдается большая кадровая проблема по начальной школе. Не хватает учителей математики, физики, химии и русского языка. Каждая образовательная организация сводит эту проблему к минимуму, выстраивается тесное взаимодействие с профильным Мининским университетом. Там разработаны программы клинических практик, где студенты могут приходить в школы, чтобы «погрузиться» в реалии своей будущей профессии.

Как вы считаете, имеет ли право на существование вторая смена? Или это однозначно минус в плане детского распорядка дня?

Никаких преимуществ вторая смена не имеет. Сейчас это вынужденная для нас мера, ведь число учеников растет. Во вторую смену занятия посещают примерно 12% нижегородских ребят, это около 16 тысяч человек. Сейчас в разработке находятся проектно-сметные документации по строительству новых школ. В приоритете густонаселенные микрорайоны, такие как Цветы, Юг, Бурнаковский и прочие.

Мэр города Владимир Панов на встрече с жителями Канавинского района говорил, что вторую смену ликвидируют за четыре года. Как считаете, это разумный срок?

Для ликвидации второй смены необходимо создание новых мест, строительство новых школ. Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы уложиться в срок.

Каких важных изменений в сфере образования в обозримом будущем стоит ждать детям и родителям?

В следующем учебном году мы переходим к реализации федеральных государственных образовательных стандартов в девятом классе. С 2020 года мы должны приступить к реализации таких стандартов в среднем образовании, что предусматривает разработку индивидуальных учебных планов. Этот год будет переходным в плане разработки индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Изменения грядут и в государственной итоговой аттестации. Например, появятся новые предметы для сдачи в рамках ГИА.

Как менялся образ учителя и образ ученика с годами? К примеру, мог бы учитель начала нулевых найти подход к современному ученику?

Я сама себя еще отношу к «учителю нулевых». Многие учителя тех ребят, которым мне доводилось еще недавно преподавать, начинали работать даже в 90-е и в 80-е. Ведь неважно, когда ты пришел на работу в школу, важно то, насколько ты любишь детей. Нельзя сказать, что пожилой педагог лишен шансов «подружиться» с учеником. Но если он хочет это сделать, ему нельзя стоять на месте, нужно также многому учиться, чтобы соответствовать уровню ребенка. В профессии педагога невозможно, обучившись один лишь раз, проработать потом всю жизнь. Я также не люблю рассуждения о том, что нынешние дети, якобы, совершенно не такие, как раньше.

Каждое поколение учеников имеют своих кумиров, свой сленг, слушают свою музыку. Должен ли учитель разбираться в этом, чтобы лучше понять ребенка?

Да, шаг в мир увлечений ребенка — это ключ к доверию. Помню, как самой приходилось читать любимые книги детей, смотреть фильмы, которые им интересны. Ведь учитель не может знать абсолютно все, и многому он учится у ребят. Однажды в рамках курса по тайм-менеджменту детям было задано подготовить рассказ о книге-биографии известного человека. Не все книги были посвящены именно людям, иногда речь шла о событиях и изобретениях, связанных со знаменитыми личностями. Меня увлекли истории ученого Стивена Хокинга и изобретателя Стива Джобса, хотя до этого я не была знакома с деталями их жизни. Современные дети нередко равняются на музыкантов и на футболистов — с ними они тоже меня «познакомили». Если меня вводили в заблуждение новые программы, приложения и сервисы — я советовалась со своими учениками, которые просвещали меня.

А как сделать так, чтобы ребенок увидел в учителе друга?

Кроме того, чтобы интересоваться увлечениями ребенка, нужно оценить, насколько ты сам открыт для него, насколько ты готов делиться тем, что у тебя внутри. Ребенка нельзя обмануть, и он всегда заметит, если ты закрыт для него. Без этого не будет доверия.

Автор: Арина Суманова