Top.Mail.Ru

«Кино — это жизнь на 140 ударов в минуту», - основатели нижегородской школы «КиННо-ed.»

63

В конце прошлого года в Нижнем Новгороде открылась самая настоящая киношкола. Все началось с того, что московский продюсер Денис Лафанов оказался в приволжской столице в качестве директора сериала «Метод» с Константином Хабенским в главной роли. Денис увидел в Нижнем Новгороде кинопотенциал, собрал команду и развернул широкомасштабный проект.

ИА «В городе N» побеседовало с ним и с его коллегами (и по совместительству друзьями и соратниками) Иваном Зархиным и Галиной Курочкиной, вместе с которыми он двигает вперед нижегородскую киноиндустрию, о работе школы «КиННо-ed.», о том, как и почему кино нужно снимать здесь, о студентах киношколы и планах на будущее.

Здравствуйте. Расскажите, как проходят занятия в вашей киношколе?

Денис: Основной курс — курс кинопроизводства — читаю я. В него входят лекции по работе киноцехов и площадки, планированию и администрированию съемочного процесса, а также основы кинопродюссирвания. В целом это курс, на котором даются знания практические, прикладные знания — этому не учат в киновузах, а потому это так ценно. Наши студенты имеют доступ на нижегородские киноплощадки и могут напрямую ознакомиться с технологией съемок. Кроме того, мы приглашаем на лекции и мастер-классы столичных мастеров.

Галина: Так, у нас уже прошли встречи с режиссерами Юрием Быковым и Арсением Гончуковым, мастер-класс московского ассистента режиссера по актерам и ассистента художника по костюмам Марины Небоженко, в будущем планируется еще несколько встреч.

Иван: Мы организуем авторские комнаты, на которых студенты могут обсудить свои идеи и сценарии, наши ребята проявили инициативу и создали ряд встреч-киносмотров, на которых мы вместе можем обсудить тот или иной фильм — не только со сценарной, но и со съемочной, технической точки зрения.

Денис: Как видите, это такой комплексный подход, который дает возможность студентам погрузиться и прочувствовать киноиндустрию, понять, хотят ли они в ней работать или нет. Мы — трамплин, с которого нижегородцы могут «впрыгнуть» в кинематограф.

А студенты сами снимают что-нибудь?

Денис: Пока нет, они заняты в работе над уже имеющимися сценариями, которые мы отбираем. Сценарии пишут сами же слушатели киношколы. Мы участвуем в дальнейшей разработке текстов, которые нам интересны. В любом случае автор может самостоятельно реализовать проект, рассчитывая на нашу помощь, например, с оборудованием или с формированием команды.

На ваш взгляд, какие темы интересны тем, кто пытается учиться этому искусству здесь?

Денис: Группа разношерстная, и это хорошо. У нас есть люди, которым интересна анимация, и они уже что-то делают в этом направлении, есть поклонники комедий, высоких драм и даже фильмов ужасов. Конечно, у них в голове есть идеи, с которыми они хотели бы выйти на кинорынок.

Но при этом ты должен понять, что нужно зрителю сегодня. Или ты всю жизнь будешь авторским режиссером, гнуть свою линию, находить своего зрителя, либо ты понимаешь тенденции и соответствуешь более массовым вкусам любителей кино.

К моему сожалению, студенты не предлагают, например, молодежные картины. Им хочется рассказать о чем-то своем — наверное, о том, чем жили с детства.

Иван: В основном, это социальная тематика. Какие-то проблемы, драмы, судебные тяжбы, убийства, внутрисемейные разбирательства, вплоть до историй про маньяков.

В ваших слушателях что-то изменилось за эти несколько месяцев?

Денис: Конечно, с приобретением новых знаний здесь их мировоззрение и взгляд на кино изменился. Это обосновано в первую очередь тем, что для них открыт доступ на нижегородские съемочные площадки, где они видят не только красивую картинку, но и весь сложный и тяжелый технологичекский процесс.

Иван: Вообще это удивительно — наблюдать, как изменился взгляд людей на наш проект за эти несколько месяцев. От откровенно недоверчивого — кто это такие и что они вообще хотят от нашего города, может быть, просто отхватить немного денег и свалить? — до открытого и вдохновенного — наши студенты раскрылись, предлагают свои идеи, рвутся работать в кино, к нам приходят нижегородцы, увлеченные кинематографом, приносят свои идеи, и мы делаем все, что в наших силах, чтобы помочь им. Кино — это общее дело, киношники должны помогать друг другу.

Галина: Вообще, когда все начиналось, главный вопрос у абитуриентов был такой: «А какие гарантии трудоустройства вы можете нам дать?» Мы честно отвечали: «Никаких. Но вы получите необходимые знания, и мы приложим все усилия, чтобы вы смогли их применить в деле». Так и вышло. К примеру, в середине марта почти половина курса киношколы зашла на проект «Заветные подруги» режиссера Юрия Юрьевича Поповича, съемки которого проходят в Кстовском районе.

К тому же основная цель киношколы — это не просто обучить людей и отправить их на вольные хлеба, а собрать себе команду, которая будет выпускать собственные проекты под эгидой нашей кинокомпании «3Q-cinema».

Значит ли это, что когда вы воспитаете команду под себя, киношкола не будет работать дальше?

Денис: Пока я вижу смысл в организации второго потока школы с сентября. Летом мы планируем интенсивные курсы продюсирования, возможно, сокращенные курсы кинопроизводства. Все будет зависеть от количества людей, которые будут в этом заинтересованы.
Нижний Новгород, и вообще любые мегаполисы, отдаленные от столицы, они все-таки не так быстро все подхватывают. И сам факт, что на первый курс мы набрали 40 человек, я считаю большой победой. Тем не менее, потенциал города огромен, и проекты здесь были, есть и будут, мы этому поспособствуем.

Галина, Иван я знаю, что, в отличие от Дениса, вы не так давно в киноиндустрии. Расскажите, что вас привело в эту сферу?

Галина: Кино и театр как сферы воплощения необычных идей, историй, сценариев меня, упертого гуманитария, интересовали всегда. После школы я хотела поступать в театральное (училище, — прим.), после университета — на режиссера игрового кино, но все как-то не складывалось, вы знаете, как это бывает — подвернулась хорошая работа, деньги и амбиции застили глаза, а мечта оказалась выкинутой на задворки. Но в прошлом году я случайно узнала о том, что Арсений Гончуков будет снимать часть своего нового фильма «Последняя ночь» в Нижнем Новгороде, написала ему. И мы сработались. Это авторское кино, не могу сказать, в какой точно должности я отработала эти съемочные смены — ассистент режиссера, локейшен-менеджер, исполнительный продюсер — было все и сразу. Было сложно, но это затянуло. На этих же съемках мы познакомились с Денисом и Иваном, они рассказали о своей идее организовать киношколу. Все сложилось идеально, как паззл. В общем, если тебе суждено быть в кино — ты попадешь туда, и неважно, насколько извилист будет этот путь.

Иван: Для меня кино — это иной мир, где можно существовать автономно, создать другую картину происходящего вокруг тебя. Здесь можно многое себе позволить. Попадая в эту среду, ты открываешь для себя безграничный спектр того, что в обычной жизни никогда не встретишь: людей, технологии, атмосферу в целом.
С Денисом мы познакомились в Москве, я работал с ним на съемках короткометражного фильма «Час», продюсером которого он выступал, я понял, что мне это интересно. Потом была работа на «Методе» (сериал режиссера Юрия Быкова, с Константином Хабенским в главной роли, снимался летом 2014 года в Нижнем Новгороде, — прим. ред.). В процессе работы мы с Денисом поняли, что в Нижнем большая проблема с кинокадрами. Мы столкнулись с кучей проблем и с людьми, которые не понимают, как все работает в кино. Именно так появилась идея киношколы.

Кстати, а как Нижний Новгород был выбран для съемок «Метода»?

Денис: В сценарии было заявлено несколько городов, и Нижний подошел для этой цели как никакой другой. Город оказался самой удачной площадкой — здесь разнообразная архитектура, ландшафт. Вообще в прошлом году здесь снимали сразу четыре проекта, мы так или иначе приняли участие во всех. Нижний для киноиндустрии подходит как нельзя лучше — разнообразные локации, близость к Москве, уровень цен и прочие факторы складываются в нашу пользу.

Но так можно, наверное, о многих российских мегаполисах сказать?

Денис: Вовсе нет, все близлежащие к Москве города давно отработаны. Локации там из раза в раз, и из фильма в фильм, могут повторяться. Здесь же из-за отсутствия конкуренции есть большое поле для деятельности. Вот притремся, и будем работать на столицу — на наш центр Киновселенной. У нас много задумок. Сейчас вот пишем восьмисерийный проект для канала ТНТ. Москва — это я как коренной ее житель говорю — стала тесной. Здесь, в Нижнем Новгороде, гораздо приятнее творить.

Как думаете, чем, помимо кино, будут заниматься после выпуска те 40 человек, которых вы сегодня обучаете?

Денис: Мы готовим людей «площадочных» профессий. Вот сейчас в Кстовском районе идут съемки сериала «Заветные подруги» для телеканала «Домашний». Это такая деревенская история про любовь и предательство. На экраны выйдет осенью этого года.

Выбор долго стоял между Нижним Новгородом и Ярославлем. Все окончательно определилось за 1,5 недели до начала съемок, поэтому подготовка шла в экстремальном стрессовом режиме. Готовили абсолютно весь плацдарм для сериала, начиная от необходимых разрешительных документов до организации обедов для группы.

Я веду к тому, что сейчас у нас хватает людей, чтобы заполнить только одну съемочную площадку. Это те люди, кому это интересно и кто реально хочет этим заниматься. Отбор в школу был серьезный. Мне хотелось бы, чтобы люди остались в нашей команде, чтобы я не ошибся с их выбором.

Иван: Один из студентов киношколы сказал мне, что тот опыт, который он получил на площадке фильма «Знамя», бесценен. Если ты смог организовать единый организм, который запустился в девять утра в субботу, а завершил работу через сутки без сбоев и катаклизмов, это потрясающее ощущение. Этот опыт можно интегрировать во все.

При этом все участники психологически должны быть готовы к сложным съемкам, форс-мажорам. Это жизнь не на 60, а на 140 ударов в минуту.

Знаю, что совсем недавно ваша команда была задействована в съемках короткометражного фильма о Великой Отечественной войне. Расскажите об этом.

Денис: Это короткометражка «Знамя», съемкой которой занимались нижегородские  режиссеры Василий Широков и Владимир Чистяков, рассказывает о подвиге детей на полях войны. Съемки прошли в Нижегородской области при поддержке киношколы «КиННо-ed." с участием наших студентов. Для них это хорошая практика, тем более что в их портфолио еще нет военных картин.

Какова цель № 1 для вас сегодня?

Денис: Главная цель — это снимать кино и сделать так, чтобы о Нижегородском регионе заговорили в киноиндустрии, заговорили и поняли, что сюда можно и нужно приезжать на съемки. Мы хотим снимать свое кино вместе с нашими студентами — первого выпуска, второго, и еще стольких, сколько понадобится, чтобы обеспечить достойный уровень съемочного процесса. Мы за кино. За кино в Нижнем Новгороде и не только.

Иван: Кроме того, мы твердо намерены добиваться грантов от минкульта. Все-таки хотелось бы, чтобы кино в Нижнем Новгороде поддерживали, потому что для этого здесь создается эта профессиональная площадка.

Галина: Сейчас мы запускаем нижегородский фонд развития кино «КиННо». От него действует наша киношкола, от него же мы планируем осуществлять в дальнейшую поддержку киноиндустрии в регионе.

Денис: Планов множество, и я уверен, все они осуществятся.

.».