Top.Mail.Ru

Сергей Злобин: «Ребенок должен иметь возможность получать образование, сидя с кружкой какао на мягком пуфе»

4986
16+

В сентябре 2017 года в истории Нижнего Новгорода и области открылась новая глава — руководителем региона стал Глеб Никитин. Нижегородцы делали ставки: кто войдет в команду губернатора, приехавшего к нам из Москвы? Наверняка, его же столичные коллеги. Одно из первых назначений удивило гадающих: кресло министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области занял специалист из Перми. Сергей Злобин в прошлом — сотрудник правительства Пермского края, учитель истории и даже директор школы.

Об особенностях системы образования Нижегородской области, работе правительства и мессенджере, которым пользуется министерство образования и науки, Сергей Васильевич рассказал в интервью ИА «В городе N».

Сергей Васильевич, 18 января 2018 года по приглашению Глеба Никитина Вы возглавили министерство образования и науки Нижегородской области. Почему глава региона пригласил на работу специалиста из Перми?

Думаю, что определяющим был не географический принцип. Я профессионально вырос именно в системе образования, в дальнейшем работал в блоке развития человеческого потенциала. Видимо, какая-то информация об этом у Глеба Сергеевича была. В последние годы занимался другими общественными и экспертными проектами, но предложение главы региона мне показалось интересным.

Вас что-то связывало с Нижним Новгородом до назначения?

Вплотную — нет. В моей биографии был небольшой период работы еще в городе Горьком, были детские экскурсии. Последний раз приезжали сюда с семьей: мы с женой решили устроить сыну поездку по городам России. Мы же, как правило, достаточно плохо знаем свою страну. Мы проехали на автомобиле по маршруту, в который заранее включили 13 городов. Нижний Новгород был в этом числе. Тогда нам удалось покататься на канатной дороге и даже зависнуть над Волгой на 30 минут. Эмоции были самые положительные.

После четырех месяцев работы в Нижнем Новгороде эмоции такие же?

Сейчас мне достаточно сложно оценивать город. Нельзя сказать, что я много гуляю и путешествую по Нижнему Новгороду. В значительной степени я перемещаюсь по подведомственным министерству учреждениям. Я, кстати, участвовал в прогулке по Большой Покровской, — очень интересный маршрут.

Тогда нам удалось покататься на канатной дороге и даже зависнуть над Волгой на 30 минут. Эмоции были самые положительные.

На выходные семьей ездили в Городец, посетили город мастеров, разрисовали пасхальные яйца, испекли пряники — прошли «программу» за рамками профессиональной деятельности.

Горький и Нижний Новгород — разные города?

Да. И это чувствуется.

Нижний Новгород больше обращен к своим корням: историчность и культура не то чтобы проснулись, они стали сильнее. Очевидно, задача возрождения историко-культурного облика и наследия Нижнего Новгорода сейчас очень актуальна для жителей. По моим ощущениям, нижегородцы осознали свою историю.

По моим ощущениям, нижегородцы осознали свою историю.

Какие задачи ставил перед вами Глеб Никитин, когда приглашал на работу в Нижегородскую область?

Система образования Нижегородской области должна стать лучшей в Российской Федерации. Для меня это еще и личная профессиональная задача. Результаты, которые нам с министерством предстоит достичь, прописаны в проекте Стратегии развития региона до 2035 года. Сегодня критическими для меня являются показатели между качеством образования лучших школ и школ, еще не раскрывших свой потенциал.

По какой шкале рейтингуются нижегородские школы?

Мониторинг качества образования не сводится только к результатам ЕГЭ. Он включает в себя еще и всероссийские проверочные работы, Государственную итоговую аттестацию в девятом классе, собственные региональные мониторинги школьной деятельности, оценку воспитательной работы, статистику по правонарушениям. Мы никогда не будем рейтинговать школы только по среднему баллу ЕГЭ — это личное достижение каждого ребенка. Для нас минимальный показатель работы учебного заведения — окончание ребенком школы и получение аттестата, максимальный — вся система воспитания, которая включает в себя образование школьника, его участие в творческих мероприятиях, спортивные достижения и так далее.

Тогда какой разрыв в качестве образования Вы имеете в виду?

Сейчас в нижегородских школах работают сильные педагогические коллективы, закуплено достаточно хорошее оборудование, выделяется одинаковое финансирование. Необходимо, чтобы все это работало на возможности развития ребенка. На выходе мы видим разные результаты. Разрыв между школами в плане качества образования очень большой, почти в два раза (коэффициент 1,9).

Разрыв между нижегородскими школами в плане качества образования очень большой.

Нужно посмотреть, в чем проблема «отстающих» школ, и помочь им поднять образование на качественно новый уровень. Для меня основной показатель качества образования — профессиональное самоопределение ребенка: когда он выбрал профессию, поступил в колледж или вуз и устроился работать по специальности. Довольно длинный оценочный путь.

Понятно, что школы «с нераскрывшимся потенциалом» Вы не назовете. Назовите лучшие. Наверняка, это лицеи и гимназии.

Не могу назвать и лучшие. Это не связано с возможностью еще большего притока желающих учиться там детей. Дело в том, что родители выбирают школу для ребенка, руководствуясь не рейтингами министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, а географическим положением, историческими особенностями, отзывами знакомых. Если бы они увидели наши комплексные показатели по школам, они бы очень удивились. Не все лучшие школы — лицеи и гимназии, и не все лицеи и гимназии — это лучшие школы.

Не все лучшие школы — лицеи и гимназии, и не все лицеи и гимназии — это лучшие школы.

Но министерство пока не готово сделать эти показатели публичными: мы должны убедиться в их объективности. В Москве есть очень четкий критерий присваивания школе места в рейтинге: вклад учебного заведения в образовательные достижения города. Но «столичные» правила игры разрабатывались несколько лет, а мы пока на начальной стадии. Да и вмешиваться в выбор родителей мы не готовы.

ЕГЭ действует в России с 2009 года. Как вы оцениваете эту форму экзамена?

Эта система, по моему мнению, всегда будет совершенствоваться. ЕГЭ, который был введен 9 лет назад, и ЕГЭ сегодня — разные системы экзаменовки, прежде всего, по контрольно-измерительным материалам. На начальных этапах ЕГЭ обвиняли в том, что это «угадайка», задания закрытого типа. То, что происходит с ЕГЭ и КИМами (контрольно-измерительными материалами — прим. ред.) сейчас, кардинально отличается от первой версии.

Заданий закрытого типа уже нет: выпускникам, например, предлагается написать эссе, развернуто ответить на вопросы по тексту. Мы активно приглашаем родителей пройти пробный Единый государственный экзамен, чтобы они увидели: их детям предстоит не просто расставить крестики и угадать: «а», «b» или «с». Это совершенно другая система, которая позволяет увидеть не только знания, но и так называемые «универсальные компетенции» ребенка.

Главный плюс ЕГЭ — равные возможности для всех детей. Приведу пример из моего личного опыта. Я поступал на исторический факультет и рассматривал три вуза. Вроде бы, я должен был сдавать одни и те же предметы, но при этом для сдачи экзаменов в каждом вузе мне предстояло пройти уникальные курсы подготовки и отвечать на разные вопросы вступительных испытаний. Сейчас ситуация другая: ребенок, где бы он ни находился, может сдать ЕГЭ, получить свои, дай бог, 90 баллов и поступить в тот вуз и на ту специальность, которые он для себя выбрал, — рядом с домом, в соседнем городе, в Москве и так далее. ЕГЭ в этом отношении реализует равенство возможностей — для меня это ключевой плюс данной формы экзамена.

ЕГЭ реализует равенство возможностей.

Говорить о том, что ЕГЭ ограничивает проявление ребенком креатива, нельзя: олимпиады с творческими работами, за которые школьник получает дополнительные баллы при поступлении в вуз, никто не отменял.

Сама процедура проведения ЕГЭ часто обвиняется в «непрозрачности». На досрочном этапе мы впервые в полном объеме опробовали систему непосредственной распечатки КИМов и сканирования результатов экзамена непосредственно в кабинете его проведения в тот же день. То есть заранее узнать результаты и поправить их невозможно.

Что показал досрочный этап ЕГЭ в Нижегородской области?

Увеличилось количество выпускников учреждений СПО (среднего специального образования), которые захотели сдавать ЕГЭ. Это сигнал: дети, получившие среднее образование до девятого класса, решили продолжить его и дальше поступать в высшие учебные заведения. Меня этот факт очень сильно радует: он развенчивает миф о том, что дети уходят в организации СПО, потому что боятся ЕГЭ.

Существуют ли программы по популяризации учреждений СПО в Нижегородской области?

В Нижегородской области предпрофильная подготовка действует практически в каждой школе, представители СПО проводят в школах «дни открытых дверей». Честно говоря, большой необходимости в популяризации учреждений среднего профессионального образования нет. У нас примерно 52% детей после 9-го класса уходят в СПО.

В Нижегородской области 52% детей после 9-го класса уходят в СПО.

Зачисление туда проходит по конкурсу средних баллов аттестатов. Эти дети уже определились и хотят получить профессию, чтобы чувствовать себя более самостоятельными в жизни.

Несмотря на то, что 52% школьников выбирают СПО, на всех заводах Нижнего Новгорода остается высокий спрос на профессиональные кадры. Почему?

Одна из особенностей «нижегородского образования» — большое количество ресурсных центров. Такие центры — это тандем профессионального образования и предприятия с ориентацией детей на конкретную трудовую деятельность на конкретном заводе. Да, нехватка кадров есть. Но связана она еще и с определенным отсроченным спросом. Сегодняшний выпускник девятого класса получит профессию через три-четыре года. А значит, дефицит таких специалистов не может исчезнуть завтра.

Можно ли заранее анализировать микроклимат в школах и предотвращать трагедии, уже ставшие тенденцией?

У ребенка никогда ничего не происходит внезапно. Всегда есть предпосылки: агрессия, недопонимание со стороны одноклассников, учителей, родителей. В принципе, социальные педагоги и классные руководители достаточно внимательно к этим моментам относятся. Когда учитель ведет урок, он моментально видит класс и микроклимат в нем: один ребенок ответил, другой в это время был занят своими делами, в рамках групповой коммуникации учитель отмечает, что ребенок не включен в работу, потому что его не приняла группа. Уверяю вас, педагоги всегда знают о существовании напряженности в том или ином классе.

Педагоги всегда знают о существовании напряженности в классе.

Но нельзя сказать, что мы обладаем широким спектром решений таких ситуаций. Если дискомфорт ребенка очевиден, классный руководитель и социальный педагог начинают с ним более плотную работу. Это не последействие, это та система, которая работает в нашем регионе. Я боюсь говорить, но в Нижегородской области подобных ситуаций не было.

Первым действием министерства образования после моего назначение стала рассылка по всем школам письма о введении директорского обхода: руководитель учреждения раз в неделю с блокнотиком проходит по школе и пытается посмотреть на нее глазами простого посетителя, простого ребенка.

Первым действием министерства после моего назначение стала рассылка по всем школам письма о введении директорского обхода.

Школа должна стать комфортной средой для учеников и родителей. Они должны чувствовать, что им здесь рады.

Своевременно ли говорить о цифровизации образования в Нижегородской области?

На первом этапе работы в правительстве Нижегородской области мне нужно было посетить все школы региона, я каждый раз отмечал пыль на интерактивных досках. Сейчас директора и учителя стали активнее используют их в работе, но в первые наши встречи доски напоминали «консервы»: их купили, потому что деньги есть, но трудностью стало включить это оборудование в процесс образования. Наши дети — визуалы. Они музыку не слушают, а смотрят, у них клиповое мышление. Поэтому включение интерактивного ряда — вполне естественный для них подход.

Так почему пылились доски? Большой процент возрастных педагогов?

Дело совсем не в этом. Внедрение интерактивного блока в процесс обучения — дополнительная работа, которую нужно организовать. С января, когда я вступил в должность, изменить подход в рамках текущей учебной деятельности было невозможно. В августе мы уделим этому особое внимание, чтобы в следующем году учителя активно использовали электронные ресурсы — не сканированные учебники, а интерактивные программы, которые предполагают активное вовлечение ребенка в образовательную деятельность. Техническая возможность для этого в школах есть. Та же «Российская электронная школа» — абсолютно бесплатный и доступный образовательный ресурс, которым может пользоваться любой родитель и педагог: зарегистрировались, и перед вами огромная библиотека учебников, интерактивных заданий, готового поурочного планирования.

В 2018 году учителя будут активно использовать электронные ресурсы.

Недавно у нас прошел региональный этап всероссийского конкурса «Учитель года», и я очень рад, что пять наших финалистов в своих защитах и презентациях показали, как в работе с детьми можно использовать электронные ресурсы.

Что выявил опрос родителей школьников Нижегородской области «Время диалога», проведенного 18 марта?

Этот опрос проводился во всех школах области с 1 по 30 марта. Результаты сводятся и обрабатываются. У меня они пока только предварительные. Но что меня больше всего удивило: почти 76% родителей согласились с идеей введения региональной школьной формы.

76% родителей согласились с идеей введения региональной школьной формы.

Поскольку такой запрос со стороны родителей есть, с этой темой министерство будет работать. Большой процент опрошенных поддержал идею ограничения передвижения родителей по школе — сделать доступным только первый этаж.

14 тысяч абитуриентов будут поступать в нижегородские высшие учебные заведения в этом году. Сколько бюджетных мест предоставляют вузы?

Нет значительного разрыва между числом выпускников и количеством бюджетных мест. Конкурс кажется большим, потому что сейчас у выпускников школ есть возможность подать документы по результатам ЕГЭ сразу в несколько вузов. Я по своему ребенку знаю, какая потом начинается игра: тут шкала пошла вниз, здесь ты поднялся чуть выше, здесь — опустился, а нужно успеть подать документы. Это очень нервная вещь для родителей.

Куда поступил сын?

Слава богу, это была проблема не 2017 года. Сын выбрал техническое направление. В этом году его ждет уже профессиональная практика на промышленном производстве.

Глеб Никитин поручил минобру проработать проект нижегородского образовательного лагеря «Сириус» . Первый заезд должен состояться уже этим летом. Каким будет «Сириус» в Нижнем Новгороде?

«Сириус» — это не имущественный комплекс. Идеально — делать его в особых условиях, но это не должны быть классы в школе. Это должны быть лектории, возможность педагогу вместе с детьми просто поговорить на мягких диванах, большие технически оснащенные залы для лекций. Сейчас самое главное — формирование образовательного пространства, это, прежде всего, означает изменение химии отношений педагога с воспитанниками, новые образовательные программы с совсем другими принципами в основе.

Сейчас в «Лазурном» закончилась первая совместная с ННГУ смена, где сам ректор Евгений Чупрунов и преподаватели университета читали лекции. Второй блок мы попробуем сделать на базе Центра одаренных детей для школьников помладше. В августе в «Лазурном» будет работать большая смена для 300 детей.

Параллельно с этими шагами мы будем смотреть, на базе какого учебного заведения в перспективе «Сириус» будет действовать постоянно: создавая традиции, мы параллельно будем подбирать локацию. Может быть, это будет новый имущественный комплекс. Форма определяет содержание.

Важная особенность «Сириуса» — сопровождение. Не должно быть такого, чтобы после 21 дня смены ребенок вернулся к себе в школу и ходил там потерянный, потому что в лагере он поймал драйв, а теперь не знает, что с этим делать. Он будет получать сопровождение в самореализации.

То есть к 2021 году у нижегородского «Сириуса» будет своя локация?

Безусловно. Мы надеемся, что даже раньше.

Очередь детей в детские сады с 3 до 7 лет ликвидирована в Нижегородской области. Когда будет ликвидирована очередь в ясли?

Есть решение президента по ликвидации очереди в детские сады с двух месяцев до трех лет к 2021 году. И мы будем к этому идти — выбора у нас нет (смеется). Сегодня на комитете ОЗС распределили по муниципалитетам программу строительство в 2018–2019 годах 2000 мест в детских садах как раз для детей от двух месяцев до трех лет. Большинство мест — почти три четверти — будет построено в Нижнем Новгороде, это связано с самой большой очередью. Проект предполагает финансирование в размере 1,3 млрд. рублей.

К 2021 году очередь в ясли Нижегородской области будет ликвидирована.

Проблему дефицита мест в яслях нужно решать не только строительством детских садов, но и привлечением негосударственного сектора. Я говорю о частных детских садах, группах присмотра. Перед воспитателями не всегда стоит образовательная задача в работе с детьми до трех лет. Одно из направлений, обозначенных в Стратегии — 2035, — привлечение негосударственного сектора для решения проблемы очереди в МДОУ детей ясельного возраста. Не могу сказать, это будут субсидии или предоставление некоммерческим организациям первых этажей. Речь пока только о стратегии, а  дорожную карту, тактику и механизмы еще предстоит разработать.

Стоит ли перед Вами задача ликвидации второй смены в школах?

Стоит, но несколько шире. Вторую смену мы будем стремиться убрать в школах Нижнего Новгорода и области к 2025 году. Зачем? Не для того, чтобы ребенок в 14.00 ушел из школы, и мы про него забыли. Важно, чтобы у ребенка освободилась вторая половина дня для дополнительных занятий, профессиональной подготовки, его личных интересов и творчества в стенах той же школы. Наши школы с кабинетно-классной системой под это не приспособлены.

Вторую смену мы будем стремиться убрать в школах Нижнего Новгорода и области к 2025 году.

Мы не стремимся сделать школу пустой во второй половине дня: там должны быть детские активности. Даже мебель в классе должна быть другой. Я посещаю новые школы, например, в Павлове. Мебель там мобильная: для групповой работы она собрана одним способом, во второй половине дня для художественной студии мебель может быть собрана и расставлена другим способом.

Наши школы жестко зонированы: спортзал, столовая, учебные кабинеты, несколько кабинетов дополнительного образования. В результате мы не можем обеспечить детям полноценное допобразование, в то же время, эти три кабинета простаивают во время общего образовательного процесса.

Ребенок должен иметь возможность получать образование, сидя с кружкой какао на мягком пуфике или подоконнике, естественно безопасном.

Ребенок должен иметь возможность получать образование, сидя с кружкой какао на мягком пуфике или подоконнике, естественно безопасном. В Москве и Санкт-Петербурге действуют прекрасные практики, когда педагоги с детьми целую неделю вместо стандартных уроков, посещают музеи, театры, библиотеки — образование выходит за рамки школ. Школа как имущественный комплекс, как коробка, утрачивает свою функцию. Поэтому мы говорим про электронную школу и  дистанционное образование, формирование новых образовательных пространств.

Уже через 5–6 лет неэффективным будет урок, на котором дети сидят рядами за партами, а учитель говорит у доски. Это уже сейчас не работает. Нам необходимо перестроить образовательное пространство в корне, что мы и будем делать при строительстве новых школ. По факту, именно эта задача стоит перед нами, когда мы говорим о ликвидации второй смены.

Уже через 5–6 лет неэффективным будет урок, на котором дети сидят рядами за партами, а учитель говорит у доски.

Кроме того, мы строим новые школы на смену школам с высокой степенью износа.

Как опыт работы в школе помогает Вам на посту министра образования и науки Нижегородской области?


Я говорю с коллегами, например, с директорами школ, на одном языке. Педагоги и директора — прекрасные, добрые люди. Но там, где директор школы может что-то приукрасить, я понимаю по своему опыту, что идет какая-то несостыковка, и задаю прямые вопросы.

Когда я иду по школе, я чисто автоматически вижу скрутки электропроводки, необработанные противопожарной краской стены, неправильно размещенный огнетушитель. В классах я замечаю неправильно расставленные парты, отсутствие достаточного освещения.

Интерактивную доску и электронные учебники я оцениваю с точки зрения пользователя: удобно ли это было бы мне.

Я говорю с коллегами, например, с директорами школ, на одном языке.

Сейчас каждая школа должна быть оборудована определенным образом по 336 приказу (Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336). Я спрашиваю: зачем покупать по пять комплектов бумажных таблиц, если сейчас есть современные ресурсы, с которыми можно работать.

Можно узнать зарплаты педагогов в настоящее время?

По итогам 2017 года в Нижегородской области средняя зарплата педагогов общего образования составила 27 400 рублей, в первом квартале 2018 года — 29 239 рублей. В рамках ПФО среди 13 субъектов Нижегородская область занимает по этому показателю четвертое место. 27 500 — средняя зарплата педагогов дошкольного образования Нижегородской области по итогам 2017 года. 27 600 — средняя зарплата педагогов дополнительного образования в 2017 году, по итогам первого квартала 2017 года — 30000 рублей.

Что могло бы позаимствовать правительство Нижегородской области у пермских коллег?

Мне не хватает электронного документооборота. Вы видите папки с бумагами — это только треть того, с чем мне предстоит ознакомиться за день. Я привык читать все документы на планшете: видеть электронный след, какие комментарии дали коллеги. Прямо в планшете согласовывать документ, вносить свои правки и отправлять дальше. В таком режиме в свое время работало правительство Пермского края. Массив еще остался. Там до сих пор у каждого чиновника «висит» его личный кабинет с публичными задачами, индивидуальными планами и KPI, еженедельный отчет о работе, электронные приемные. Любой гражданин края мог увидеть, чем занимается тот или иной чиновник и оставить свои комментарии, вопросы или просто шутку. И вся эта система была расписана на несколько сотен чиновников вплоть до муниципалитета. Это был хороший опыт реального электронного правительства.

Мне не хватает электронного документооборота. Вы видите папки с бумагами — это только треть того, с чем мне предстоит ознакомиться за день.

Человек сейчас не привязан к кабинету. Я уезжаю в командировку, при этом все министерство остается со мной. Вчера я был в Москве, но он-лайн отслеживал, как проходит согласование нашего документа в ОЗС: коллеги в реальном режиме отписывали мне, что и как.

Странно видеть на вашем столе эти папки: мы же неоднократно слышали о стремлении Глеба Никитина к цифровизации.

Эта задача губернатором поставлена. И, я думаю, она будет решена в самые короткие сроки. Внедрение комплексной системы требует времени. Неправильно ввести электронный документооборот отдельно в министерстве образования и науки.

Какой платформой вы пользуетесь для диалога с коллегами из министерства?

Сотовой связью (смеется).

Каких специалистов в будущем заменит искусственный интеллект?

Специалистов госслужбы. Подача заявления, например, в первый класс не требует и не должна требовать участия специалиста: родитель открыл сайт госуслуг, подал заявление в определенную школу, далее в автоматическом режиме происходит поиск свободных мест и в автоматическом же режиме родителю направляется ответ о зачислении в класс или отказ в случае отсутствия мест. Все. Роли чиновника здесь нет.

Педагогов роботы не заменят?

Ни в коей мере. Педагогика — это коммуникация. Технические средства могут быть разными: доска, мел, стол, видеоконференция, — но без участия педагога невозможна передача культуры, цивилизационных вещей, научной школы, методологии. Это раньше образованием считалась передача знаний: можно было дать ребенку учебник, который он прочитает и все поймет. Сейчас ребенок должен освоить определенные универсальные навыки, а это возможно только во взаимодействии с педагогом.

Автор: Екатерина Сумина