Top.Mail.Ru

Стратегические маршруты

298
18+

«Стратегические маршруты» - фото 1

Дороги — это «артерии», без которых нормальное существование экономического «организма» любого административно-хозяйствующего субъекта в наше время невозможно. На прошлой неделе в Нижегородской области, на площадке Горьковского автомобильного завода, более 70 экспертов объединились на отраслевой сессии, чтобы сгенерировать предложения в части дорожной и транспортной инфраструктуры, которые вошли бы в обновленную Стратегию развития региона.

Исторически сложилось так, что 52-й субъект Российской Федерации занимает выгодное географическое положение. Через него проходит федеральная трасса М-7 «Волга» и несколько трасс межрегионального значения. По Оке и Волге с весны до поздней осени осуществляются пассажирские и грузоперевозки. Разветвленная сеть железной дороги круглогодично занимается доставкой до конечных потребителей нефтепродуктов, бумаги, лесных и строительных материалов, черных металлов, продукции химического и машиностроительного комплексов.

«Нам любые дóроги дороги»

Как и любой механизм, постоянно работающий под нагрузкой, автомобильные дороги изнашиваются и выходят из строя. Чтобы вернуть их в надлежащее состояние, а также увеличить протяженность трасс регионального значения с помощью бюджетных средств, с 2019 года по инициативе президента России Владимира Путина в стране началась реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД).

Как заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, нацпроект БКД позволил добиться беспрецедентных объемов и выстроить эффективную систему планирования и выполнения дорожных работ в короткий сезон, с достижением максимального объема и качества. Пять лет назад нормативному состоянию соответствовало только 29,9% дорог в регионе.

За время реализации нацпроекта отремонтировано более 4 000 километров дорог, а с учетом средств Дорожного фонда эта цифра стремится к 5 000 км. Это беспрецедентный объем работ, — сказал Глеб Никитин.

В этом году Нижегородская область получила транш более чем в три миллиарда рублей из федерального бюджета на продолжение капительного ремонта и строительства дорог. Из этих средств 1,3 млрд рублей будет направлено на прокладку трассы от рабочего поселка Выездное до железнодорожной станции Арзамас-1. Еще 1,2 млрд рублей пойдет на капитальный и текущий ремонт дорог регионального и межмуниципального значения, а 728 млн рублей — на реконструкцию участка трассы Владимир — Муром — Арзамас со строительством путепровода.

Кроме того, в Нижегородской области еще до официального ввода в эксплуатацию участка платной трассы М-12, который свяжет столицу с Арзамасом, началось восстановление местных дорог, которые разрушает тяжелая техника, задействованная на строительстве федеральной магистрали.

По словам Глеба Никитина, в прошлом году было отремонтировано почти 100 километров трасс, «пострадавших» от М-12. В 2023-м — планируется вернуть в строй еще 220 километров по госконтрактам, а около 100 км — за счет казначейских кредитов.

Однако не только национальный проект помогает обновлять дорожную инфраструктуру в области. Значительную помощь оказывают местные программы и проекты, как, например, «Вам решать!».

Так, жители улицы Заречной в селе Маза Ковернинского района благодаря своей инициативности добились того, что у них появилась асфальтная дорога вдоль домов.

«Стратегические маршруты» - фото 2

Сколько помнят себя старожилы Мазы, твердого покрытия на ней не было никогда. К тому же она находится в низине, и в межсезонье здесь всегда образовываются огромные лужи. Регулярная подсыпка щебнем кардинально проблему не решала. Теперь же по новой дороге могут в любую погоду проехать и автомобилисты, и велосипедисты, и машины оперативных служб. Стоимость выполненных работ составила более 2,2 млн рублей. Средства предоставили областной и местный бюджеты, а также спонсоры и сами сельчане.

Глава МСУ Ковернинского муниципального округа Олег Шмелев рассказал, что жители села активно голосовали за дорогу и приняли участие в ее приемке. Маза находится практически на границе области, буквально через несколько километров от села начинаются костромские леса. Но благодаря проекту «Вам решать!» и сюда дошли блага цивилизации.

И таких примеров по всей Нижегородской области множество, а по объему выполненных дорожных работ регион три года подряд занимает лидирующие позиции в России.

Заместитель губернатора Сергей Морозов на стратегической сессии подчеркнул, что важно не сбавлять взятых темпов и придерживаться комплексного подхода в части развития инфраструктуры для транспорта.

«Стратегические маршруты» - фото 3

У нас огромное количество дорог — почти 33,5 тысячи километров. Пять лет назад в нормативном состоянии находилось менее 30 процентов. За эти годы мы восстановили почти 5 000 км дорог, а объем финансирования удалось увеличить в 10 раз. В течение 2023 года отремонтируем еще 1 000 километров. Напомню, что наш регион пользуется всеми представленными в стране инструментами для развития сети дорог и общественного транспорта, — отметил Сергей Морозов.

Добавим, что в регионе продолжается работа по выводу из черты областного центра крупногабаритного транзитного грузового транспорта: строится Южный обход Нижнего Новгорода, ведется проектирование Северного и Восточного обходов, аналогичные объекты появятся и в других крупных городах области, например, в Арзамасе и Балахне.

«Ничто так не сближает людей, как автобус»

При этом одновременно с дорогами обновляется и общественный транспорт. Так, за счет федеральной целевой поддержки за шесть лет, с 2018-го по 2022 год, региону удалось приобрести 820 автобусов (за счет федеральной поддержки, по нацпроекту и лизинговой программе Минпромторга). Недавно стало известно, что с помощью механизма специальных казначейских кредитов для 32 районов Нижегородской области будет приобретено 300 автобусов.

«Стратегические маршруты» - фото 4

Речь идет о Богородске, Городце, Балахне, Арзамасе, Кстове, Павлове, Чкаловске, Кулебаках, Шаранге, Спасском, Вознесенском, Гагине, Урене, Воскресенском, Семёнове, Бутурлине, Красных Баках, Лыскове, Ветлуге, Ваде, Перевозе, Сосновском, Дивееве, Первомайске, Сокольском, Шатках, Ковернине, Навашине, Ардатове, Ваче, Дальнем Константинове и Сеченове.

Как отметил Глеб Никитин, возможно перераспределение транспорта, поэтому список районов может быть расширен. Примерно 80% закупаемых автобусов будет использоваться для муниципальных перевозок, около 20% — для межрайонных маршрутов.

В середине августа губернатор Нижегородской области Глеб Никитин озвучил президенту Владимиру Путину предложения по производству и обновлению общественного транспорта в регионах России. Этот вопрос обсуждался в рамках президиума Госсовета. По словам Никитина, следует сохранить все меры федеральной поддержки, в том числе субсидирование части капитальных затрат по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», льготный лизинг и механизм специальных казначейских кредитов.

«Мотивация — великая сила!»

Что касается существующей нехватки водителей автобусов (по последним данным региону нужно полторы тысячи шоферов для работы на общественном транспорте), проблема решается за счет повышения престижа профессии и уровня заработной платы. Заместитель министра транспорта и автомобильных дорог региона Денис Рябинин рассказал, что большие потери в штате водителей случились в период пандемии коронавируса. В настоящее время средний возраст тех, кто водит автобусы и другой транспорт, составляет 54 года. Рябинин подчеркнул, что сейчас тенденция к оттоку кадров пошла на спад, в том числе за счет предоставления социальных гарантий: по полису ДМС каждый водитель застрахован за сумму 8 млн рублей. Иногородним предоставляются места в общежитиях.

Кроме того, в ближайшее время планируется упростить и саму процедуру приема на работу в автопарки. Этому, по мнению экспертов, поспособствует создание на базе автотранспортных предприятий учебно-производственного комбината.

Помимо этого, на стратегической сессии было предложено внедрить единые стандарты обслуживания нового пассажирского транспорта для всех автотранспортных предприятий — сервисное обслуживание и сопровождение парка транспортных средств на всех этапах жизненного цикла (контракт жизненного цикла). Это должно улучшить качество пассажирских перевозок, повысить уровень безопасности движения и комфорта пользователей транспортной сети региона. Пилотный проект предлагается запустить в «Нижегородпассажиравтотрансе».

«Электротранспорт — в тренде!»

«Стратегические маршруты» - фото 5

Второй, тоже немаловажный аспект модернизации общественного транспорта в регионе — введение в эксплуатацию новых трамваев и электробусов. В феврале этого года в Нижнем Новгороде вышел в рейс первый трамвай «МиНиН», произведенный на совместном нижегородско-белорусском предприятии в Ворсме. До конца 2026 года планируется закупка 170 новых трамвайных вагонов, что вместе с обновлением 149,3 км трамвайных путей и 15 тяговых подстанций позволит увеличить скорость движения трамваев на 45%.

До конца этого года планируется приобрести 120 электробусов, которые на ряде городских маршрутов заменят изношенные троллейбусы. Планируется, что технику изготовит в том числе «Группа ГАЗ».

«Стратегические маршруты» - фото 6

Запустить новый вид транспорта в столице Приволжья в работу планируется в I квартале 2024 года. Заместитель министра транспорта и автомобильных дорог региона Денис Рябинин на прошлой неделе рассказал, что сейчас идет подготовка в депо № 1, монтируются зарядные станции. После тестовых заездов, которые пройдут в сентябре, электробусы выпустят на линии в Нагорной части — они будут ходить до микрорайона «Цветы» и в «Новую Кузнечиху».

Стратегические маршруты - фото 7

Также в 2023 году по проекту комплексного развития электротранспорта на дороги Нижнего Новгорода вышли 180 электротакси, было установлено 62 зарядные станции.

«Дорожная ситуация — под контролем»

Также в ходе стратегической сессии была предложена инициатива «Зеленый коридор», предполагающая приоритет проезда общественного транспорта (интеллектуальные транспортные системы, выделенные полосы, ликвидация заторов на улично-дорожной сети).

Кстати, тестирование интеллектуальной транспортной системы (ИТС) стартовало в Нижнем Новгороде в январе этого года. Специалисты модернизировали 28 светофоров, которые расположены на оживленных перекрестках улиц Горького, Родионова, Советской, Белинского, а также на проспекте Гагарина и Похвалинском съезде.

На данных участках уже установлено 63 видеокамеры. Они способны выявлять аварии и другие инциденты. Вместе с этим на дорогах работают 96 транспортных детекторов, которые автоматически собирают информацию об обстановке на дорогах. В дальнейшем данные используются для оперативного управления движением и настройки приоритетного проезда для общественного транспорта.

Отдельным направлением, которое эксперты предложили внести в Стратегию развития, стало создание сети перехватывающих парковок на въездах в Нижний Новгород, чтобы жители пригорода могли оставлять на стоянках свои автомобили и пересаживаться на общественный транспорт. А для жителей областного центра предполагается создание парковок на выездах из крупных жилых массивов. Для пользователей таких стоянок можно было бы разработать льготный тариф поездок на общественном транспорте. Заместитель губернатора Сергей Морозов отметил, что подобный опыт очень хорошо показал себя на Бору, где перехватывающая парковка расположена рядом со станцией канатной дороги.

«По реке на море полетим на „Метеоре“»

«Стратегические маршруты» - фото 7

Обсудили участники сессии возможность интегрировать в обновленную стратегию проект развития инфраструктуры скоростного пассажирского флота. Речь идет, в частности, о создании заправочных пунктов на воде и досмотровых павильонах.

Перед нами стоит задача развития нашей маршрутной сети, выполнения рейсов в другие регионы. Сейчас у нас есть лишь одна заправочная станция для судов на подводных крыльях — в Нижнем Новгороде. Необходимы дополнительные пункты, например, в районе Васильсурска и на Горьковском водохранилище, — отметил руководитель ООО «Водолет» Никита Итальянцев.

Эксперты уверены, что такие проекты особенно актуальны для Нижегородской области, ставшей флагманом восстановления скоростного пассажирского сообщения на Волге и Оке. Уже сейчас нижегородские суда на подводных крыльях «Валдай 45Р» выполняют рейсы в четырех регионах.

«Стратегические маршруты» - фото 8

В 2023 году в распоряжение оператора «крылатого» флота приволжской столицы — компании «Водолёт» — поступит первый 120-местный «Метеор», спущенный на воду в Чкаловске, что позволит расширить географию скоростных путешествий еще на пять регионов.

Перевозки на нижегородских судах на подводных крыльях планируется увеличить до 150 тысяч пассажиров в следующем году.

Как заявил губернатор Глеб Никитин в Чкаловске на выездном совещании Совета Госдумы РФ по теме развития речного пассажирского транспорта, Нижегородская область первой, по собственной инициативе, начала развивать флотилию скоростных судов на подводных крыльях.

Льготное финансирование позволило заказать серию судов, тем самым поддержав уникальную отечественную технологическую и производственную школу, которая сформирована в ЦКБ по СПК имени Алексеева, — сказал Никитин.

Он также отметил необходимость создания причальной инфраструктуры для скоростных судов. В настоящее время уже сформирована финансовая и операционная модель, которую планируется использовать для организации масштабной сети скоростных речных перевозок. Также в перспективе суда могут перевозить пассажиров до Астрахани и Рыбинска. Для этих целей необходимо 76 судов, в том числе 51 «Валдай 45Р» и 25 «Метеоров 120Р».

Такой флот обеспечит перевозку более полутора миллионов пассажиров ежегодно, — подчеркнул Глеб Никитин.

Он добавил, что развитие перевозок на скоростных судах даст импульс для развития речного туризма и, как следствие, экономики прибрежных городов, а также позволит развивать и укреплять межрегиональное взаимодействие.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Вячеслав Володин отметил, что опыт Нижегородской области, где строятся «Метеоры» и «Валдаи», может быть тиражирован на всю страну.

Еще одна тема, связанная с речными перевозками, которую обсудили эксперты на стратегической сессии, это модернизации построенных ранее судов на воздушной подушке (СВП). Дело в том, что они обладают рядом существенных преимуществ, например, могут эксплуатироваться 10–11 месяцев в году, а двигаться — в 1,5–2 раза быстрее, чем суда на подводных крыльях. Чтобы обеспечить надежность таких перевозок, эксперты предложили эти суда «доводить до ума», используя обмен конструкторской документацией между разными КБ и нижегородскую испытательную базу.

«Все дороги ведут… в Нижний!»

В ходе встречи специалисты также выдвинули идею создания в Нижнем Новгороде мультимодального логистического центра (железная дорога — река — автодороги). Суть проекта заключается в консолидации экспортных и импортных грузопотоков в одном месте. Такой универсальный узел поможет разгрузить сухопутную транспортную инфраструктуру, а также снизить стоимость грузоперевозок, что позволит пользоваться услугами центра малому и среднему бизнесу.

Как отметил заместитель губернатора Сергей Морозов, развитие логистического потенциала Нижегородской области — это стратегическая задача, учитывая, что регион находится на пересечении транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад».

Все предложения экспертов будут проанализированы, после чего их учтут при разработке обновленной Стратегии развития Нижегородской области.

Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области